3 июля 1941 года был получен приказ наркома тяжелого машиностроения об эвакуации в Красноярск из г. Орджоникидзе крупного паровозостроительного завода «Красный Профинтерн».
Накануне войны он выпускал треть всех производимых в стране паровозов, 100 % большегрузных вагонов и платформ, краны и оборудование для ГЭС.
Всего для перебазирования завода «Красный Профинтерн» потребовалось 7 550 вагонов. В Красноярск прибыли около четырех тысяч квалифицированных специалистов, не считая членов их семей. Огромное предприятие решили разместить на строительной площадке на правом берегу Енисея, где перед самой войной началось сооружение завода «Сибтяжмаш».
За годы войны завод выпустил 40 паровозов серии СО («Серго Орджоникидзе»). Красноярские локомотивы отличались от своих собратьев из этой же серии: над их усовершенствованием работали заводские проектировщики под руководством главного конструктора Григория Александровича Щукина. Красноярские паровозы свободно брали составы по 40 вагонов, а иногда в силу военной необходимости тянули поезда и потяжелее. За счет новой топки была увеличена площадь обогрева воды. Паровозы красноярской марки отличались и живучестью (выходили из-под артобстрела с тяжелыми повреждениями, но своим ходом), и долговечностью (работали по 30–40 лет на магистралях страны и маневровых путях).
Один из этих паровозов – СО-17-1613 – в 1945 г. доставил советскую делегацию в немецкий город Потсдам, где проходила дипломатическая конференция стран-союзников, посвященная завершению войны. Сегодня копия такого паровоза установлена на перроне вокзала станции Красноярск.
При подготовке материала использованы книги:
«Память сильнее времени. Воспоминания железнодорожников Восточно-Сибирской магистрали о Великой Отечественной войне». Издание ВСЖД. 2015.
«Красноярск – Берлин. 1941–1945.» Красноярск. 2010.
Снимки из фондов музея истории Красноярской железной дороги.