Политических передряг в крае на минувшей неделе не случилось – и слава богу. Все внимание на себя отвлекли трагедии на внешнем фронте: сбитый российский бомбардировщик, погибшие пилот и морпех, волна негодования в адрес Турции и недоумения в ее же адрес со стороны союзников по НАТО, к которым она пыталась было апеллировать.
Затишье на политическом поле, завершившаяся осенняя страда, успешно запущенные системы зимнего жизнеобеспечения дали возможность сконцентрировать внимание на экономической политике, благо поводов достаточно.
Следующий виток
Красноярский агропромышленный комплекс теперь будут поддерживать на более жестких и более либеральных условиях. Если раньше при строительстве объектов сельхозназначения государство выделяло в качестве поддержки до 30 % их стоимости, но не более 150 млн руб., то сегодня доля государственной помощи сократилась вдвое (до 15 %), зато нет ограничений по сумме. То есть государство констатирует, что отрасль стала сильнее и призывает вкладываться к нее активнее.
Кроме того, в Красноярске построен оптово-логистический центр, который позволит местным производителям облегчить путь для своей продукции на местные розничные прилавки. Раньше крупные торговые сети работали с местными фермерами неохотно – у каждого из них по отдельности объемы невелики, возиться с такими поставщиками сети накладно. Но когда возникает база, куда представители сетей приезжают и могут закупаться оптом, исходя из всего разнообразия выбора одновременно, картина меняется. Московский опыт (там первый такой центр был построен несколько лет назад) оказался настолько эффективным, что регионы один за другим начали воспроизводить эту технологию, Красноярский край – в числе первых.
Первый пошел!
Момент подписания соглашений с первыми резидентами промпарка в Железногорске – отправная точка по созданию нового типа экономики в Красноярском крае. Нет, высокотехнологичные производства были здесь и до сих пор: до 70 % спутников России производилось именно здесь, весь проект ГЛОНАСС был собран в Железногорске. Но тогда эти космические и ядерные производства размещались в крае административно и на других основаниях – из соображений национальной безопасности. Никаких экономических предпосылок к этому не было.
Нынешние вновь создаваемые производства НПЦ «Малые космические аппараты — СибГАУ», компаний «Инновационно-строительные технологии» и «НеолантЯрт» – в чистом виде коммерческие. То есть имеющие полную свободу в выборе места под реализацию своих проектов. Иными словами, в крае впервые создана инновационная среда – субстрат, в котором hi-tech-компании чувствуют себя существенно комфортнее, чем в других точках страны.
Сухой закон
Предположение о том, что поддельный виски, от которого к сегодняшнему моменту умерли уже девять человек, мог поступить в край по вполне легальным каналам, да и сам по себе факт настолько массовой гибели людей от алкоголя вновь всколыхнули волну обсуждения законодательной стороны вопроса. Разумеется, звучат предложения ужесточить контроль за распространением алкогольной продукции, вплоть до полного запрета на свободную продажу алкоголя.
Опыт такой в мировой практике уже был, даже в России – не единожды. И всякий раз это приводило к тому, что черный рынок, на котором не действуют вообще никакие ограничители, убивал значительно больше людей, чем время от времени всплывающий на легальном рынке контрафакт. В итоге правительства отказывались от столь радикального решения. Нынешний же инцидент зашел так далеко, что правоохранительные органы просят подключиться к пресечению опасного бизнеса и жителей края: сообщать о продаже алкоголя через Интернет и подозрительно низких ценах на алкогольную продукцию. И ни в коем случае не выбрасывать подозрительный алкоголь на свалки – люди без определенного места жительства, нередко промышляющие в таких местах продовольствием, тоже попадают под удар.
В СЕТИ
«Ковер-самолет» или «Старик Хоттабыч»?
Не сочтите за рекламу – факт есть факт: этот пост депутата горсовета Красноярска и ресторатора Владимира Владимирова вызвал на «Фейсбуке» настоящий ажиотаж. Владимиров, активность которого в Сети прямо-таки зашкаливает, обратился к аудитории с таким посылом: «В знак протеста против действий Турции в Сирии приняли решение переименовать ресторан восточной кухни в более патриотичном ключе. Предлагайте варианты. Приз – сертификат на два обеда». И приз-то, казалось бы, не так уж ценен – символичен скорее. Но сколько посыпалось вариантов – от «Ковер-самолет» до «Старик Хоттабыч». Впрочем, люди сами же и объяснили свою активность (они тоже крайне возмущены турецким «ударом в спину» и готовы поддержать любой протест!), а также похвалили специалиста, консультирующего Владимира Владимировича в части работы с аудиторией, мол, отличный пиарщик, интересно, кто он? Мы знаем, но не скажем, а Владимиров в данном случае действительно аудиторию порвал.