«Наши дети – читают»

Как создать школу, в которой любят книги

«Наши дети – читают» Как создать школу, в которой любят книги

В нашем крае много уникальных школ. Где-то углубленно изучают химию, где-то математику и гуманитарные науки. Есть у нас и единственная в регионе «писательская» школа – железногорская гимназия № 96, которая носит имя Виктора Астафьева.

 

Учить через игру

В феврале в школе № 96 людно – из кабинета в кабинет передвигаются учителя и библиотекари. Здесь проходит региональная творческая лаборатория «Астафьевское содружество», уже пятая по счету. Так получилось, что гимназия № 96 – неформальный методический центр, в котором учат любить книгу и чтение. В первую очередь, конечно, Астафьева. Такая школьная самоидентификация необычна и тем, что сам Виктор Петрович не жил в Железногорске, не учился здесь – да и побывать в гостях, к сожалению, успел только один раз. Но однажды в 1996 году библиотекарь Евгения Бреус попросила писателя составить вопрос для школьного «Поля чудес». Астафьев откликнулся на просьбу – так завязалась короткая, но очень душевная дружба, которая позволила школе стать по-настоящему уникальным учебным заведением. Сейчас Евгения Валерьевна руководит гимназией и убеждена – такие творческие лаборатории помогают развиваться дальше.

В этот раз в гимназию приехали 25 педагогов из Красноярска, Дивногорска, Сосновоборска, Бородино, Подтесово… Для них здесь подготовили три проекта – урок по творчеству Астафьева, интерактивную экскурсию по рассказу «Фотография, на которой меня нет» и виртуальный музей.

– Вы знаете, в какие игры играл Виктор Петрович в детстве? – задает вопрос Ирина Гогис, учитель русского и литературы, которая разработала показательный урок. За столами в классе на месте учеников сидим мы, взрослые. Перед нами отрывки из рассказа «Гори-гори ясно», в них быстро угадываются знакомые лапта и бабки. Нам попадается отрывок с игрой кол – вариант пряток, который был распространен только в Овсянке. Игра достаточно жестокая, с особыми правилами. По замыслу учителя дети должны не просто прочитать текст, который изобилует прекрасными, забытыми уже словами; не только узнать о правилах игр, которые сейчас мало кто помнит. Нужно ответить на самый главный вопрос: чему эти игры научили писателя, как они потом пригодились в жизни? Так урок литературы выходит за привычные рамки, а сам текст оказывается вписан в жизнь.

– Лапта учит сообразительности, ловкости, быстроте, – начинают перечислять учителя.

– А бабки еще и меткость развивают.

– Ну а кол – быть хитрее и изворотливее, быть инициативнее. Жизни игра учит.

Игра кол в рассказе описана особенно тщательно. Играли особым способом – один мальчишка вбивал кол в землю, в это время другие прятались. А голящий должен был его извлечь – и только потом начинать искать. Как писал сам Астафьев, «когда мне в жизни становилось и становится невмоготу, я вспоминаю игру в кол и, стиснув зубы, одолеваю беду».

Учитель считает: через знакомство с играми дети погружаются в народную культуру. Особенно когда выполняют домашнее задание: играют в лапту, чижа, свайку, про которые пишет классик.

Гости гимназии, активно обсуждающие проекты, что-то постоянно записывают в свои блокноты. Как поделилась Евгения Бреус, после таких лабораторий меняются уроки в других школах. Ведь на самом деле литературу можно преподавать совсем по-другому.

Нескучный музей

Гордость гимназии – свой астафьевский музей. Он разместился на площадях библиотеки. В небольшой комнате, стилизованной под деревенскую горницу, фотографии, предметы быта, поделки – и стена книг. Разные издания приносили и приносят местные жители – все знают, что в этой школе изучают Астафьева. На самом видном месте в «горнице» муляж русской печи, где торжественно восседает старичок в ушанке с курицей в руках.

– А это же дядя Кузя, – поясняют библиотекари. «Дядя Кузя – куриный начальник» – крохотный рассказ, написанный в 1957 году. И не издававшийся с 1972 года.

– Нам показалось, это несправедливо – и мы решили устроить конкурс для четвероклассников и их родителей, – рассказывает Евгения Бреус.

Рассказ распечатали из Интернета, в конкурсе приняли участие 76 семей. Каких только поделок не принесли – музей просто не смог вместить все. И тогда было принято решение сделать… книгу.

– Вот, смотрите, сколько у нас прекрасных иллюстраций к этому рассказу, – Евгения Валерьевна держит в руках яркую книжку. – Мы взяли фотографии абсолютно всех поделок, а потом подарили по экземпляру каждому участнику. Я уверена, дети на всю жизнь запомнили рассказ о дяде Кузе – и своим детям эту книжку прочитают обязательно.

Часть поделок сейчас живет в музее, все остальное – в запасниках, в которых скоро закончится место: конкурсы проводятся постоянно. В планах оцифровать все работы и разместить на сайте музея. С прошлого года здесь уже есть виртуальная экскурсия в формате 3D. В локации, посвященной виртуальному музею, гости гимназии задают много вопросов: кто делал тур? сколько он стоил?.. Заинтересованность понятна – у железногорцев продукт получился на мировом уровне: вот учитель уверенно водит мышкой – и на экране видны все четыре секции музея. На некоторых предметах стоят метки – после клика выводится окошко со справочной информацией. Меток пока не так много, но в планах оцифровать все предметы, чтобы для знакомства с экспозицией не нужно было ехать в закрытый город. За кадром остается колоссальный труд учителей – тур создавали своими силами.

– Мы видим, что многим нашим гостям тур понравился – они хотят сделать у себя такой же, – говорит Евгения Валерьевна. – И это очень хорошо. Нам очень хотелось бы, чтобы у каждого школьного музея была такая экскурсия. Хочется знать друг о друге как можно больше. Все-таки школа должна использовать современные технологии.

Еще директор мечтает о том, чтобы проводить виртуальные конференции. Пополнить виртуальный музей, отснять все экскурсии, которые разрабатывают и проводят сами школьники. Все это кажется на первый взгляд фантастикой, однако совершенно спокойно укладывается в рамки нового образовательного стандарта для школ. Вот она – практикоориентированность, когда дети сами снимают ролики. Межпредметные связи – дети рисуют по произведениям Астафьева, причем не только картины, но и комиксы. Несколько лет назад разработали проект, объединяющий географию, рисование, историю и литературу, – предложили школьникам создать географические карты с деревнями, городами, реками, которые упоминались в военной прозе писателя.

– Эту идею мы подсмотрели как раз на одной из лабораторий, – вспоминает Евгения Бреус. – И ребятам она очень понравилась. Вот именно такие идеи мы ищем! Чтобы они могли увлечь наших детей. И я считаю, нам это удается. Во всяком случае, могу сказать с уверенностью: наши дети – читают.

Фото Олега Кузьмина

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности