В нашем крае много уникальных школ. Где-то углубленно изучают химию, где-то математику и гуманитарные науки. Есть у нас и единственная в регионе «писательская» школа – железногорская гимназия № 96, которая носит имя Виктора Астафьева.
Учить через игру
В феврале в школе № 96 людно – из кабинета в кабинет передвигаются учителя и библиотекари. Здесь проходит региональная творческая лаборатория «Астафьевское содружество», уже пятая по счету. Так получилось, что гимназия № 96 – неформальный методический центр, в котором учат любить книгу и чтение. В первую очередь, конечно, Астафьева. Такая школьная самоидентификация необычна и тем, что сам Виктор Петрович не жил в Железногорске, не учился здесь – да и побывать в гостях, к сожалению, успел только один раз. Но однажды в 1996 году библиотекарь Евгения Бреус попросила писателя составить вопрос для школьного «Поля чудес». Астафьев откликнулся на просьбу – так завязалась короткая, но очень душевная дружба, которая позволила школе стать по-настоящему уникальным учебным заведением. Сейчас Евгения Валерьевна руководит гимназией и убеждена – такие творческие лаборатории помогают развиваться дальше.
В этот раз в гимназию приехали 25 педагогов из Красноярска, Дивногорска, Сосновоборска, Бородино, Подтесово… Для них здесь подготовили три проекта – урок по творчеству Астафьева, интерактивную экскурсию по рассказу «Фотография, на которой меня нет» и виртуальный музей.
– Вы знаете, в какие игры играл Виктор Петрович в детстве? – задает вопрос Ирина Гогис, учитель русского и литературы, которая разработала показательный урок. За столами в классе на месте учеников сидим мы, взрослые. Перед нами отрывки из рассказа «Гори-гори ясно», в них быстро угадываются знакомые лапта и бабки. Нам попадается отрывок с игрой кол – вариант пряток, который был распространен только в Овсянке. Игра достаточно жестокая, с особыми правилами. По замыслу учителя дети должны не просто прочитать текст, который изобилует прекрасными, забытыми уже словами; не только узнать о правилах игр, которые сейчас мало кто помнит. Нужно ответить на самый главный вопрос: чему эти игры научили писателя, как они потом пригодились в жизни? Так урок литературы выходит за привычные рамки, а сам текст оказывается вписан в жизнь.
– Лапта учит сообразительности, ловкости, быстроте, – начинают перечислять учителя.
– А бабки еще и меткость развивают.
– Ну а кол – быть хитрее и изворотливее, быть инициативнее. Жизни игра учит.
Игра кол в рассказе описана особенно тщательно. Играли особым способом – один мальчишка вбивал кол в землю, в это время другие прятались. А голящий должен был его извлечь – и только потом начинать искать. Как писал сам Астафьев, «когда мне в жизни становилось и становится невмоготу, я вспоминаю игру в кол и, стиснув зубы, одолеваю беду».
Учитель считает: через знакомство с играми дети погружаются в народную культуру. Особенно когда выполняют домашнее задание: играют в лапту, чижа, свайку, про которые пишет классик.
Гости гимназии, активно обсуждающие проекты, что-то постоянно записывают в свои блокноты. Как поделилась Евгения Бреус, после таких лабораторий меняются уроки в других школах. Ведь на самом деле литературу можно преподавать совсем по-другому.
Нескучный музей
Гордость гимназии – свой астафьевский музей. Он разместился на площадях библиотеки. В небольшой комнате, стилизованной под деревенскую горницу, фотографии, предметы быта, поделки – и стена книг. Разные издания приносили и приносят местные жители – все знают, что в этой школе изучают Астафьева. На самом видном месте в «горнице» муляж русской печи, где торжественно восседает старичок в ушанке с курицей в руках.
– А это же дядя Кузя, – поясняют библиотекари. «Дядя Кузя – куриный начальник» – крохотный рассказ, написанный в 1957 году. И не издававшийся с 1972 года.
– Нам показалось, это несправедливо – и мы решили устроить конкурс для четвероклассников и их родителей, – рассказывает Евгения Бреус.
Рассказ распечатали из Интернета, в конкурсе приняли участие 76 семей. Каких только поделок не принесли – музей просто не смог вместить все. И тогда было принято решение сделать… книгу.
– Вот, смотрите, сколько у нас прекрасных иллюстраций к этому рассказу, – Евгения Валерьевна держит в руках яркую книжку. – Мы взяли фотографии абсолютно всех поделок, а потом подарили по экземпляру каждому участнику. Я уверена, дети на всю жизнь запомнили рассказ о дяде Кузе – и своим детям эту книжку прочитают обязательно.
Часть поделок сейчас живет в музее, все остальное – в запасниках, в которых скоро закончится место: конкурсы проводятся постоянно. В планах оцифровать все работы и разместить на сайте музея. С прошлого года здесь уже есть виртуальная экскурсия в формате 3D. В локации, посвященной виртуальному музею, гости гимназии задают много вопросов: кто делал тур? сколько он стоил?.. Заинтересованность понятна – у железногорцев продукт получился на мировом уровне: вот учитель уверенно водит мышкой – и на экране видны все четыре секции музея. На некоторых предметах стоят метки – после клика выводится окошко со справочной информацией. Меток пока не так много, но в планах оцифровать все предметы, чтобы для знакомства с экспозицией не нужно было ехать в закрытый город. За кадром остается колоссальный труд учителей – тур создавали своими силами.
– Мы видим, что многим нашим гостям тур понравился – они хотят сделать у себя такой же, – говорит Евгения Валерьевна. – И это очень хорошо. Нам очень хотелось бы, чтобы у каждого школьного музея была такая экскурсия. Хочется знать друг о друге как можно больше. Все-таки школа должна использовать современные технологии.
Еще директор мечтает о том, чтобы проводить виртуальные конференции. Пополнить виртуальный музей, отснять все экскурсии, которые разрабатывают и проводят сами школьники. Все это кажется на первый взгляд фантастикой, однако совершенно спокойно укладывается в рамки нового образовательного стандарта для школ. Вот она – практикоориентированность, когда дети сами снимают ролики. Межпредметные связи – дети рисуют по произведениям Астафьева, причем не только картины, но и комиксы. Несколько лет назад разработали проект, объединяющий географию, рисование, историю и литературу, – предложили школьникам создать географические карты с деревнями, городами, реками, которые упоминались в военной прозе писателя.
– Эту идею мы подсмотрели как раз на одной из лабораторий, – вспоминает Евгения Бреус. – И ребятам она очень понравилась. Вот именно такие идеи мы ищем! Чтобы они могли увлечь наших детей. И я считаю, нам это удается. Во всяком случае, могу сказать с уверенностью: наши дети – читают.
Фото Олега Кузьмина