Насколько подорожали полисы автострахования?

Насколько подорожали полисы автострахования?

Центробанк с 13 сентября расширил коридор базового тарифа обязательного страхования автогражданской ответственности – на 26 %. Это дает компаниям бόльшую свободу при определении стоимости полиса. По мнению экспертов, ОСАГО теперь подорожает даже для безаварийных водителей со стажем, не говоря уже про неопытных или лихачей – для них страховка подрастет в цене значительно.

Движение вниз

Расширение на 26 % означает изменение базового тарифа вниз и вверх. Для водителей легковых автомобилей коридор увеличился с 2 224 – 5 980 рублей до 1 646 – 7 535 рублей. Для другого транспорта произошли такие же изменения: верхние границы увеличились, а нижние уменьшились. Последний раз регулятор расширял коридор в прошлом году – на 10 %. Такой ход позволил увеличить среднюю премию по ОСАГО почти на 2 %.

Итоговая стоимость полиса для конкретного владельца зависит от нескольких переменных: технических характеристик автомобиля, штрафов, нарушений, аварийности. Однако представители компаний уверены: рост почувствуют практически все.

Расширение границ тарифного коридора для автостраховщиков – мера вынужденная. Дело в том, что в последние полгода иностранные компании массово сворачивают производство в нашей стране и поставки автозапчастей в Россию. Цены на оригинальные детали и аналоги взлетели. По данным FIT SERVICE, некоторые позиции с начала года выросли на 45–65 %: к примеру, тормозные колодки – на 65 %, моторное масло – на 40 %.

Из-за резкого роста цен и недостатка запчастей страховщикам стало сложно возмещать убытки по ОСАГО в законодательные сроки. Представитель компании «АльфаСтрахование» Алексей Артамонов говорит, что сегодня ремонт в срок по страховому случаю – это невыполнимая задача:

– Станции техобслуживания не гарантируют проведение ремонта за 30 календарных дней, там говорят, что запчасти появятся в лучшем случае в течение 60 рабочих дней. Конечно, мы так работать не можем, ведь каждый день просрочки по ремонту для страховой компании – это жалобы недовольных клиентов в ЦБ РФ и обращение в суд, а следом и штрафы, пени.

Алексей считает, что использование бывших в употреблении запасных частей не решит проблемы – сложно гарантировать их качество и безопасность. Пока большинство страховых случаев регулируются не в «натуре», а деньгами. И это очень дорого для компаний.

Эксперт красноярского Семейного страхового агентства Наталия Шеходанова отмечает возросшую финансовую нагрузку на страховщиков – если ранее выплата по незначительной аварии могла обойтись в сумму 10–15 тысяч рублей, то сейчас из-за роста цен она может составить несколько десятков тысяч:

– Ответственность страховых компаний за владельца по сути безлимитна, хотя в полисе и написано про имущественный вред в 400 тысяч рублей на одно страховое событие, жизни и здоровью – 500 тысяч. Но ведь никто не знает, сколько раз этот автовладелец попадет в ДТП… Любое ДТП сегодня – это катастрофа для страховой компании. Раньше по чуть-чуть платили, а сейчас по 400 тысяч. Компании не могут соблюдать свою экономику.

Рисковые платят больше

По данным информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», в регионах Сибири средняя премия ОСАГО для легковых автомобилей физлиц в первом полугодии текущего года отставала от верхней границы тарифного коридора на 30–40 %, а благодаря расширению коридора разрыв увеличился до 45–55 %. В Красноярском крае, к примеру, при средней стоимости полиса в 5 835 рублей и верхней границе в 9 807 рублей разница составила 41 %.

Однако такие показатели вовсе не означают, что они останутся прежними и в будущем. Очевидно, у какой-то части населения полисы еще действуют, и их придется менять в конце текущего или начале будущего года. Вот тогда-то водителей ожидает неприятный сюрприз.

Директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков Евгений Васильев отметил, что расширение тарифного коридора не означает повышения цен на полисы для всех и сразу:

– Цена вырастет для высокорисковых водителей, поскольку она напрямую зависит от размеров выплат. Для тех, кто водит аккуратно, стоимость полисов останется на текущем уровне или незначительно увеличится, поскольку из-за кризиса запчастей ситуация действительно очень тяжелая.

Мы обратились к страховому агенту с просьбой примерно рассчитать стоимость полиса для водителя 43 лет с безаварийным стажем вождения в несколько лет, не имеющего серьезных нарушений и владеющего автомобилем 2020 года выпуска мощностью 171 лошадиная сила. В прошлом году он платил за ОСАГО около шести тысяч рублей, а в этом, по новым расчетам, заплатит почти семь тысяч. Так что повышение уже есть.

Для малоопытных и молодых водителей полис может стоить около 30 тысяч рублей. Если начинающий автомобилист попадет в аварию, то страховка будет поистине «золотой» и для многих неподъемной – около 50 тысяч рублей.

Гендиректор аналитического центра «БизнесДром» Павел Самиев считает, что расширение тарифного коридора позволило избежать еще бльшего роста:

– Если бы ЦБ РФ не принял решение о расширении тарифного коридора в текущей ситуации, страховые компании не смогли бы избежать значительного повышения цен на полисы для всех категорий водителей. К счастью, этого не произошло, поскольку регулятор старается сохранить определенную золотую середину: предпринимает необходимые действия в условиях кризиса и сдерживает стоимость ОСАГО для группы низкорисковых автомобилистов.

Страховка от «бесполисных»

Спрогнозировать снижение аварийности только за счет одного показателя невозможно. Однако, как показывает наш собственный опрос автовладельцев и страховых агентов, на дорогах все чаще появляются водители вовсе без полисов. Аккуратны ли они? Скорее всего, отсутствие страховки никак не влияет на их стиль вождения – они просто ездят по одним и тем же маршрутам и надеются на авось.

Именно поэтому страховые эксперты предлагают законопослушным автовладельцам дополнительно страховать не только свою ответственность, но и покупать так называемую страховку от «бесполисных». Стоит она всего несколько тысяч рублей, однако очень помогает. Если в ДТП будет виноват такой водитель, компания выплатит вам возмещение за виновника аварии. Без страховки пришлось бы добиваться справедливости через суд.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского