Медицинское и духовное наследие профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, святителя Луки, – такова тема всероссийской конференции, прошедшей в Красноярском государственном медицинском университете.
Научный форум, на который съехалось около 300 ученых, работников здравоохранения, представителей духовенства из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Томска, Читы, из Крыма и Красноярского края, стал одной из трех составляющих масштабного празднования 140-летия со дня рождения великого врача и исповедника.
Перед началом конференции на площади перед КрасГМУ был открыт памятник святителю Луке – уже второй в городе, – а в последний день работы в Большой Мурте освятили храм в честь подвижника. С юбилеем святителя совпала еще одна знаменательная дата – 75-летие медицинского университета, основанного в 1942 году, когда профессор Войно-Ясенецкий был главным хирургом эвакогоспиталя. Святитель читал лекции первым студентам мединститута, он стоял у его истоков, и потому связь двух юбилеев – самая прямая.
Жатвы много…
Жизненный и крестный путь святителя, его огромный вклад в медицину всегда будут предметом изучения как для специалистов, так и всех неравнодушных людей. Но, пожалуй, есть одна объединяющая тема – врачебная этика, нравственное кредо медика.
– Мне кажется очень правильным и точным название конференции – «Медицинское и духовное наследие святителя Луки», – сказал губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. – Глубоко убежден: чтобы стать настоящим врачом, нужно иметь очень большие духовные и нравственные силы. Не могу рассуждать о профессиональных проблемах, которые будут подняты на конференции, но имею убеждение, что в медицине не может быть все по регламенту – знать, как осмотреть больного, поставить диагноз, назначить лечение. Нужно обладать еще чем-то – тем, чем обладали святитель Лука, доктор Боткин и другие великие врачи. Они передавали людям какую-то особую энергию. Я много читал про святителя Луку, бывал в уникальном музее в Симферополе и, рассматривая экспозицию, постоянно ощущал особую духовную силу этого человека. Система его гнобила, а он не ожесточался, все отдавал людям. В этом году уже 140 лет со дня рождения святителя, а его подвиг живет, вдохновляет, укрепляет.
Одаренность Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого была многогранна – дар врачевать был далеко не единственным, но именно этот дар принес ему мировую славу.
– Мало кто знает, что он мог бы стать великим художником, но выбрал для себя иную стезю – помогать людям, – сказала депутат Законодательного собрания Красноярского края Вера Оськина. – Как он сам писал, его поразили слова Евангелия: «Жатвы много, а делателей мало».
Дело огромной жизни
«Я признаю, что больной – это живой страдающий человек, а не случай из медицинской практики» – эти слова, помещенные на постаменте памятника, сегодня звучат как завет для людей в белых халатах. Даже краткое, самое поверхностное знакомство с биографией святителя поражает тем, как один человек может столько успеть. Когда-то про академика Лихачева было сказано – жизнь не так уж коротка, если измерять ее делами. В этом смысле доктор и архипастырь прожил огромную жизнь. И дело не только в масштабности и значимости его научных открытий; кажется, что каждая минута этой жизни была наполнена высоким, самоотверженным служением человеку – служением без оглядки на славу и чины. В самом начале пути всех поразило решение вчерашнего студента-отличника, который мог бы превратиться в респектабельного врача, стать земским, «мужицким» доктором. Он работал там, где на сотни верст не было другого врача, где организовывать медицину приходилось практически с нуля, – он шел туда, где было труднее всего. И в начале двадцатых годов, когда развернулись гонения на церковь, он принимает священнический сан – это поступок того же рода.
Врача и архипастыря могут считать своим Ташкент, Тамбов, Симферополь, но все-таки самая тяжелая и славная часть его пути связана с Красноярским краем.
В ссылках он провел в общей сложности более 11 лет, из них более половины – здесь.
В конце 1923 года его по надуманному обвинению приговаривают к ссылке в Сибирь. По пути в Енисейск он делает операции в деревнях, где вместе с конвоем останавливался на ночлег, а по прибытии в город, уже в январе 1924-го, почти с ходу, начинает принимать больных и служить литургию на дому. Слава его выросла неимоверно, и ГПУ приняло решение сослать его еще дальше на Север – в Туруханск. Но и там архиерея и врача почти весь город (тогда – поселок) встречает на коленях. Здесь он оказался единственным врачом, выполнял сложнейшие операции.
И в Туруханске он служит и проповедует. Ему предлагают сделку – отказ от сана в обмен на сокращение срока ссылки. Ответ нетрудно было предвидеть, и тогда его отправляют еще дальше, за полярный круг, в Плахино. Это был станок из трех изб, в которых оконные стекла заменяли льдины, снег лежал в углах и не таял. Но и там его встречают как спасителя. Он лечит, крестит детей. Святителя возвращают в Туруханск – но не из милости: тамошние жители устроили бунт, разгромили здание сельсовета и ГПУ, требуя вернуть своего пастыря и врача.
Первая красноярская ссылка закончилась в январе 1926 года. Вторая пришлась на 1940 год, но арест и следствие начались раньше, в 37-м. В вину епископу вменялось создание «контрреволюционной церковно-монашеской организации», проповедовавшей недовольство советской властью и, кстати, «пораженческие взгляды в отношении СССР в предстоящей войне с Германией»… Когда же война началась, он, хирург Большемуртинской районной больницы, отправляет телеграмму председателю Президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину. «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». До всесоюзного старосты послание не дошло – краевая власть, понимая суть момента и профессиональный масштаб этого «чуждого элемента», назначает профессора Войно-Ясенецкого консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Помимо консультаций, он делал по 3–4 операции в день, закончил свой главный труд «Очерки гнойной хирургии», за который после войны был удостоен Сталинской премии.
27 декабря 1942 года епископу Луке, «не отрывая его от работы в военных госпиталях», было поручено управление Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского. На этом посту он сумел добиться восстановления церкви в Николаевке, тогда пригородной деревне. Фотография этого небольшого деревянного храма есть в музее Свято-Троицкого монастыря в Симферополе. Красноярцев там принимают с особым радушием.
Пантелеимон
митрополит Красноярский и Ачинский
Святитель Лука может отвечать словам, которые произнес Пилат, указывая на Господа Иисуса Христа: «Се Человек». Ни о ком на земле нельзя так сказать, потому что Христос – абсолютная Личность. Он есть, как говорит апостол Павел, второй Адам. Во всем, кроме греха, Господь был подобен нам. И так же можно сказать об архиепископе Луке – вот человек, которому нет равных по достоинству, чести и образу жизни. Через всю свою многострадальную жизнь, особенно вторую ее часть, он пронес преданность Родине, патриотизм, преданность науке, медицине, милосердие. Он показал человеческое достоинство, которое никто не смог унизить или отобрать. В наше время, когда мы слышим немало критики в сторону людей в белых халатах – иногда она справедлива, – образ святителя Луки, профессора Войно-Ясенецкого, есть глубокое напоминание юным, начинающим труженикам на врачебной ниве – напоминание о честности, жертвенности. И о том, что этот труд приносит спасение не только тем, кто приходит к врачу, но и самому врачу.