Наш край известен как промышленный центр России, кладовая природных богатств, здесь сосредоточены современные производства, энергетика, академическая наука. Но не хлебом единым жив человек. Красноярск – это и крупный культурный центр за Уралом. Мы можем гордиться как выдающимися художниками слова, музыки, танца, оперного пения, так и художниками в буквальном смысле – теми, кто занимается живописью, графикой, скульптурой.
Суриков, Каратанов, Ряузов, Знак, Ишханов, Ряннель, Поздеев… Имена этих мастеров известны в стране и мире.
Удаленность Красноярска от столиц сыграла и положительную роль: именно у нас, «во глубине сибирских руд», сохранились фундаментальные традиции русской реалистической школы живописи, не замутненные быстротечными модными веяниями. Специалисты-искусствоведы считают, что правомерно говорить о красноярской художественной школе, основы которой заложил наш выдающийся земляк Василий Иванович Суриков. В нашем городе ежегодно проводится зимний фестиваль искусств имени великого живописца – каждый раз он становится заметным культурным событием для края, на него съезжаются художники, музыканты, артисты со всей России и из зарубежных стран. На разных площадках города проходят многочисленные выставки, концерты, премьеры спектаклей, творческие встречи и мастер-классы.
Красноярск – единственный город за Уралом, где представлен полный четырехступенчатый цикл художественного образования: у нас есть детские художественные школы (первую из них организовал Суриков), художественное училище, институт. Работает региональное отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств. В городе сохранены художественные мастерские – они переданы в краевую собственность, эта ситуация уникальна, такого нет нигде в стране, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Творцам не грозит продажа мастерских с молотка и выселение, как это произошло во многих других городах.
Красноярское отделение Союза художников России – одно из самых многочисленных и представительных в Сибири. Оно насчитывает в своих рядах более 200 живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, дизайнеров и проектировщиков, художников театра, искусствоведов. При Союзе существует большая молодежная секция. Только в последние годы в городе благодаря стараниям Союза художников и краевого минкульта были проведены десятки выставок, в том числе и масштабных, в экспоцентрах MixMax и МВДЦ «Сибирь». На них были представлены работы художников со всей Сибири и Дальнего Востока.
Передвижные выставки выезжают в города и районы края. Красноярские художники бывают в длительных творческих командировках: КНР, Южная Корея, Франция, Испания, Германия… В мире уже налюбовались авангардом, поэтому возрождается интерес к русской академической традиции, которая у нас в Красноярске никогда не предавалась забвению.
В сегодняшнем выпуске – краткий экскурс в историю красноярской художественной школы, рассказ о выдающихся творцах, имена которых навечно вписаны в культурную летопись нашего края.
Становление профессионального изобразительного искусства начиналось в нашем крае с Василия Ивановича Сурикова (1848–1916). В Красноярске будущий великий живописец создал свои первые детские и юношеские работы. Красноярский край свято чтит имя художника, получившего мировое признание. Музей-усадьба Сурикова, улица имени Сурикова, художественный музей и художественное училище имени Сурикова…
Начало начал
После окончания Академии художеств Василий Иванович остался жить в Москве, но часто приезжал на родину, работал здесь над этюдами, набросками к своим картинам.
Здесь он написал полотно «Взятие снежного городка», создавал живописные и графические портреты земляков, сибирские пейзажи. Рядом с ним делал первые шаги в искусстве его ученик Дмитрий Каратанов, который впоследствии тоже стал известным художником.
В 1905 году в городе было создано первое Товарищество художников. У его истоков стояли живописцы Костылев, Шестаков, Козлов, Владимиров. Они открыли в городе классы живописи и рисования, устраивали выставки картин.
А 27 января 1910 года в Красноярске открылась первая в Сибири рисовальная школа. Среди тех, кто активно участвовал в ее организации, был Суриков. С самого основания ведущим педагогом школы был Дмитрий Иннокентьевич Каратанов, воспитавший несколько поколений сибирских художников.
Многие из первых выпускников школы стали впоследствии живописцами, скульпторами, графиками, известными далеко за пределами нашего города, – скульптор Лавров, в судьбе которого причудливо переплелись Красноярск, Париж, Москва; художник кино Ковригин; живописец и график Вощакин, много сделавший для сибирского и российского искусства; живописцы и графики Ефремов, Матвеева, Троицкий. Выпускник 1912 года Андрей Лекаренко, ставший известным художником, сыграл важную роль в развитии красноярского искусства с 1920 по 1970 год.
После Октябрьской революции в Сибирь, в том числе в Красноярск, приехало много художников из центральных областей России, из Москвы и Петрограда. Начиная с 1920 года активизируется выставочная деятельность, в которой принимают участие как местные, так и приезжие живописцы. Красноярцы Каратанов, Петраков, Ляхов, Троицкий, из приезжих – Староносов, Мальков, Иогансон, Никонов.
Из окопов – к мольберту
Седьмого декабря 1934 года был образован Красноярский край, и в жизни местных художников начался новый период. В 1935 году состоялось первое собрание красноярских художников, на котором было принято решение о создании краевого отделения Союза художников СССР. В доме Суриковых начала работу студия повышения профессионального мастерства. В 1939 году состоялась краевая конференция художников, накануне которой в фойе театра им. Пушкина разместилась экспозиция краевой выставки. На ней показал свои исторические полотна Каратанов – «Похороны рабочего Чальникова», портрет Ленина в годы сибирской ссылки, «Постройка Красноярского острога», «Красноярский бунт».
Официально Красноярское краевое отделение Союза советских художников (ССХ) было зарегистрировано в Москве в апреле 1940 года. Первым председателем стал Андрей Шестаков.
1941 год начался с больших планов творческой организации: предполагалась серьезная выставочная работа, многие художники разъехались в командировки по краю. Но июнь 1941 года сломал все планы. Страна встала на военные рельсы. Многие мастера сменили кисть живописца, резец скульптора, карандаш графика на винтовку. Война разбросала наших художников по разным фронтам. Все четыре военных года не снимали шинели Яков Еселевич, Владимир Мешков, Илья Фирер, Сергей Якшин, Василий Назаров. Художники Александр Калинин, Александр Ткачев, Юрий Худоногов, Владимир Свалов вошли с нашими войсками в Европу, освобождали Румынию, Польшу, Чехию, Германию. Но даже в огне войны художники в редкие свободные минуты делали наброски боевых сцен, рисовали своих товарищей.
Нелегко было и тем, кто оставался в тылу. В это время в Красноярск были эвакуированы из центральных городов России многие живописцы и графики, которые влились в красноярскую организацию художников и вместе с сибиряками продолжали заниматься творчеством. Проводили выставки, рисовали агитационные плакаты и открытки, оформляли эшелоны, отправляющиеся на фронт, писали лозунги.
Отгремела война. Не было материалов, мастерских, вместе со всем народом художники переживали голод. Но ничто не могло помешать вдохновению. Художники едут в творческие командировки, работают по всему краю, создают яркие полотна и графические листы. Вернувшиеся с фронта художники и молодое поколение живописцев и графиков с первых же послевоенных лет сумели прославить наш край на всесоюзных выставках, их работы вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства.
Время больших перемен
В конце 1950-х годов из Ленинграда приехали скульпторы Ю. П. Ишханов и В. А. Зеленов. Они дали импульс развитию скульптуры в крае. Чуть позже, отучившись в Ленинграде, в Красноярск приехали С. Е. Орлов и А. М. Знак, положившие начало подлинному развитию портрета и тематической картины.
В 1948 году Красноярск широко отпраздновал столетний юбилей Сурикова. В доме, где родился Василий Иванович, был открыт его мемориальный музей. На открытие приезжали родственники великого художника – его дочь Ольга Васильевна с мужем Петром Петровичем Кончаловским.
В 1958 году произошло сразу несколько важных для жизни Союза художников и в целом для Красноярска событий. На проспекте имени газеты «Красноярский рабочий» была торжественно открыта Красноярская художественная галерея – первый настоящий выставочный зал. Было закончено строительство Дома художника по пр. Мира, 56, с творческими студиями, помещениями Союза, а главное, с выставочными залами, в которых и сегодня размещаются все самые значительные экспозиции краевой творческой организации. В этом же году открыло свои двери Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова. В 1963 году состоялся первый выпуск, и с этого времени училище ежегодно выпускает десятки интересных художников. Из стен училища вышли В. Ф. Капелько, Г. Г. Горенский, С. Ф. Туров, Б. Н. Молчанов, В. И. Кудринский, Н. И. Рыбаков и другие.
В 60–80-е годы красноярские художники, как и вся творческая интеллигенция, были увлечены освоением Сибири и строительством на ее просторах промышленных и энергетических гигантов, они с головой окунались в романтику великих строек. И вслед за строителями появлялись со своими этюдниками на сооружении дороги Абакан – Тайшет, в палаточных городках при закладке Красноярской ГЭС и строительстве Дивногорска, с первыми изыскателями – на Саяно-Шушенской ГЭС. Мастера изобразительного искусства работали горячо, увлеченно, создавая живописные полотна, графические серии. И сейчас подкупают своей искренностью акварели Т. В. Ряннеля, живопись и графика С. Е. Орлова, офорты Е. А. Шепелевича, рисованные композиции Р. К. Руйги, гравюры Н. С. Сальникова. Художники воспевали прекрасную сибирскую природу и могучих в своих деяниях людей.
1980-е годы для изобразительного искусства Красноярска стали временем больших и хороших перемен. Был создан Красноярский государственный художественный институт, первым ректором которого стал известный российский график В. Н. Петров-Камчатский. С 1996 года институт возглавляет академик А. А. Покровский.
В 1987 году в Красноярске было создано отделение Российской академии художеств, при нем открылись творческие мастерские живописи, скульптуры и графики.
В наши дни художественная жизнь в городе и крае не только не замирает, а, наоборот, становится все более интересной и разнообразной. Новые слова – биеннале, инсталляция, перформанс – уже не пугают зубров классической школы. Издаются альбомы, каталоги. Появляются новые имена, подрастает талантливая молодежь, которая пробует новые формы и жанры. К сожалению, имеющиеся в городе выставочные залы уже не вмещают всех желающих. Тесно в них, они не соответствуют требованиям XXI века.
Художественное сообщество Красноярска давно говорит о том, что городу нужна большая, современная картинная галерея или художественный музей.
Из всей плеяды красноярских художников трудно выделить даже десяток наиболее знаменитых, чтобы никого при этом не обидеть. Потому что выдающихся у нас куда больше десятка. Рассказать обо всех подробно невозможно. И все же мы выбрали троих, чьи имена уж точно ни у кого не вызовут сомнений.
Чистое искусство Ряузова
Борис Яковлевич Ряузов (1919–1994) – самый титулованный из красноярских художников. Он первый за Уралом получил звания академика и народного художника России.
Ряузов много лет руководил Красноярским отделением Союза художников. В воспоминаниях о нем коллеги единодушны: это был глубоко порядочный человек, на первом месте у него всегда было искусство. Он умел ценить талант. Именно годы его правления связаны с появлением такого феномена в красноярской художественной среде, как Андрей Поздеев, которого долго не признавала власть. Ряузов много раз защищал Поздеева, а это в творческих кругах было большой редкостью в советские времена – можно было и самому «партбилет на стол положить».
Борис Ряузов родился в Архангельской области в семье рыбаков. В начале 30-х годов семья переехала в Омскую область. Отец художника был репрессирован, его арестовали и расстреляли. В 1939 году Борис поступает в Омское художественное училище. Проучившись там два года, в 41-м переезжает в Красноярск.
Когда началась война, у Ряузова была бронь, он мог не идти на фронт, художники нужны были в тылу для агитационной работы. Но, преодолев бронь, он в 1942 году идет на войну в составе 78-й Добровольческой стрелковой бригады.
На фронте не расстается с карандашом, красками и бумагой, делает много эскизов, зарисовок. В послевоенное время эти наброски помогли художнику создать множество батальных полотен. Широкую известность Ряузову принесла «Туруханская серия», созданная им в 50-е годы. Работы этой серии поступили в Третьяковку и Государственный Русский музей. В 60-е годы, развивая тему сибирского пейзажа, Ряузов создает новую серию – «Исторические места Сибири, связанные с жизнью и деятельностью Ленина».
Он оставался верен суриковской школе. Но его реализм совершенно удивителен. Даже в заказных, «идеологических» работах художник остался самим собой. Он сумел создать лирический сибирский пейзаж, который в конце жизни мастера стал обобщенно-философским размышлением о природе мироздания. А это чистое искусство, без какой-либо идеологии.
Самый сибирский финн
Тойво Ряннель. Это «нездешнее» имя красноярские ценители живописи произносят с великим почтением. Финн, для которого Сибирь стала второй родиной, гордость Красноярского края и всего российского изобразительного искусства.
Тойво Васильевич Ряннель, будущий народный художник России, родился в 1921 году в деревне Тозерово под Петроградом, в семье крестьянина-финна. Сибирь, куда сослали семью Ряннелей в 1931 году, стала для него неиссякаемым источником вдохновения и любовью всей его творческой жизни.
Он с детства рисовал, окончил Омское художественное училище. Во время войны преподавал рисование в школе, затем ушел в геологическую партию техником-геодезистом. Во время длительных таежных экспедиций в его рюкзаке всегда были краски, карандаши, бумага, в короткие минуты отдыха он делал множество зарисовок и акварельных этюдов. Развиваясь, меняясь с годами, художник остался верен реализму, русской академической школе.
С этюдником он объездил всю Сибирь, не раз бывал на юге и севере края, в Саянах, много путешествовал по Енисею – от самых его истоков до устья. Все величие и разнообразие сибирской природы отразились в картинах Ряннеля. Лучшие из них – «Рождение Енисея», «Тропа великанов», «Сердце Саяна», «Горные кедры».
Ряннеля называют «певцом Сибири», картины его восхищают зрителей и искусствоведов своей поэтичностью, красочностью, монументальностью. Его самое, пожалуй, мощное полотно «Горные кедры» стало своеобразным символом красноярской школы пейзажа. Это гимн Сибири и сибирякам.
В 1995 году по приглашению президента Финляндии Тойво Васильевич переехал в эту страну на постоянное место жительства, но время от времени посещал Красноярск, проводил здесь выставки, в Красноярске изданы многочисленные альбомы с репродукциями его картин.
Умер художник на родине предков в 2012 году. Он оставил неизгладимый след в истории красноярского художественного искусства.
Солнечный художник
Андрея Геннадьевича Поздеева коллеги, искусствоведы, журналисты часто называют солнечным художником. Это был светлый, добрый, искренний человек, необычные картины которого завораживают, многие из них вызывают радость и улыбку.
Поздеев – коренной сибиряк. Он родился в 1926 году в поселке Нижний Ингаш Красноярского края. В 1943-м пошел на фронт добровольцем, воевал на Дальнем Востоке.
«Нестандартный» художник часто подвергался жесткой критике за «формализм» и «буржуазное искусство». Критика достигла своего апогея в 1986 году на выездном пленуме Союза в Красноярске, где в то время проходила персональная выставка Поздеева. К счастью, она вызвала волну протеста в среде местного художественного братства и отчасти произвела обратный эффект – художественные музеи Сибири стали приобретать его работы.
Вспоминает вдова художника Валентина Михайловна: «Вольтер говорил: «Надо возделывать свой сад». Андрюша его и возделывал. Днем и ночью. Он не мог видеть перед собой чистого холста, места не находил, не мог успокоиться, пока не начнет на нем писать. Он всяко мог работать – и в тишине, и среди людей. Иногда на улице, когда рисовал, вокруг собиралась толпа, которая щелкала семечки и говорила: «Черт знает что этот художник рисует!» А он не обращал внимания и работал. Везде и всегда. Даже в больнице, куда я приносила ему краски и альбомы…»
12 июля 1998 года Поздеев скончался в своей мастерской в Красноярске. Последними его словами были: «Положите со мной чистый лист бумаги».
К кому не зарастет народная тропа?
Если говорить о скульптуре как об искусстве, а не как об улично-декоративном украшательстве (аполлоны, сантехники, пьяницы с собачками, адамы с евами… несть им числа, всех и не упомнишь), то в городе за последние пару десятилетий появилось несколько памятников, заслуживающих по-настоящему высокой оценки.
Они стоят на своем месте и выполнены на достойном художественном уровне. Да что там – несколько… Скажем прямо: четыре. Причем памятник Астафьеву в это число, увы, не входит. При всей его монументальности и «классичности». Не замечает его народ. Неудачное место выбрано. Про Дубенского и Резанова тоже лучше промолчим.
В 1994 году на Поклонной горе появился памятник воинам-интернационалистам. В народе его прозвали красноярским Алешей. Авторы – архитектор Сергей Геращенко и скульптор Борис Мусат.
Памятник Чехову работы Константина Зинича и Арэга Демирханова встал на набережной Енисея в 1995 году. Красивый памятник, со смыслом.
Еще одно заметное произведение монументального искусства также создано выдающимся красноярским скульптором Борисом Мусатом. Он увековечил в бронзе знаменитого хирурга, священника и богослова Войно-Ясенецкого – архиепископа Луку, причисленного к лику святых. Монумент был установлен на перекрестке проспекта Мира и улицы Горького в 2002 году, у входа в бывший архиерейский дом, сейчас здесь православный храм.
В 2008-м, к 160-летию Сурикова, на перекрестке одноименной улицы и проспекта Мира был установлен памятник великому художнику. Это дипломная работа скульптора Ильи Котова, сделанная еще в 1960 году. До этого монумент стоял на берегу Качи в Юдинском саду, затем около художественного училища. И вот наконец Суриков занял положенное ему место: рядом с Домом художников.
Единственный, пожалуй, пример, когда уличная скульптура стала символом и по-настоящему полюбилась горожанам, – это памятник Андрею Поздееву работы Юрия Злоти и Михаила Меркулова. Как бы ни ругали его критики (да и вдове художника памятник не нравится), нам уже трудно представить Красноярск без веселого бронзового художника под зонтом. Возле него назначаются свидания, памятнику трут нос «на счастье». Ну чем не народная любовь?