Большинство родителей в той или иной степени недовольны тем, что их дети пропадают в интернете часами. Одни пытаются ограничить время нахождения ребенка в сети, другие махнули рукой – лишь бы не приставал с многочисленными вопросами да не хулиганил. Но сидение в интернете сутки напролет – не главная проблема. Дело ведь не в количестве, а в качестве найденной, изученной или размещенной ребенком информации. И зачастую как раз «качество» информации несет ряд угроз.
Каких именно угроз и как их можно избежать, мы спросили руководителя Енисейского управления Роскомнадзора Наталью Анатольевну Бурдюкову.
– Наталья Анатольевна, верно ли, что угроза бесполезной траты времени в интернете самая безобидная из тех, с которыми может столкнуться ребенок?
– Прежде всего, необходимо понимать, что «сидение в интернете» можно условно разделить на две части: размещение и потребление информации. С потреблением информации все более или менее понятно: дети смотрят видео, читают те или иные тексты, общаются в социальных сетях. Да, материалов в интернете огромное количество, и это приводит к тому, что правдивые сведения нередко соседствуют с ложью.
В ХХI веке человек за один день получает в два раза больше информации, чем в начале ХХ века за всю жизнь. Но на 70–75 % эта информация пустая. Поэтому необходимо развивать навыки критического мышления начиная с раннего возраста.
Решение этой проблемы находится в повышении общего уровня образования. На мой взгляд, с раннего возраста ребенок должен учиться не принимать каждую представленную информацию или мнение того или иного «эксперта» за чистую монету. Информацию можно и нужно перепроверять. А вот угроз, с которыми могут столкнуться дети при размещении информации, зачастую родители не замечают или вообще не знают об их существовании.
– И что же это за угрозы?
– Первая и, наверное, основная заключается в размещении ребенком большого количества информации о себе в интернете. Ребенок наивен, ему искренне хочется всё всем рассказать о себе, но он ведь не знает, кто его читает и смотрит его фотографии.
В силу возраста и непонимания того, как это работает, ребенок уверен: вся его личная информация, размещаемая в интернете, надежно защищена. Но ведь мы с вами понимаем, что это далеко не так, что этими данными могут воспользоваться злоумышленники. Статистика показывает, что дети очень часто попадают в ситуацию, когда кто-то использовал размещенную в интернете личную информацию для оскорблений, обмана, далеко не безобидных розыгрышей, шантажа.
Многие дети сталкиваются с кибербуллингом. Это когда группа людей или ее представители занимаются травлей пользователя сети в различной форме и делают это по любой причине. Это могут быть национальность, религиозная принадлежность, половозрастные характеристики и т. д.
Для снижения этих рисков необходимо, чтобы ребенок приобрел навыки безопасного использования сети.
Например, соблюдая такие простые правила при общении в соцсетях: не добавлять в друзья случайных и незнакомых людей; при общении с малознакомыми людьми не разглашать свое реальное имя, фамилию, место жительства и т. д.; прежде чем размещать какие-то фото или видео, необходимо подумать, как это в будущем может сказаться на репутации.
– У многих людей есть такое мнение, что, например, в социальных сетях можно анонимно писать что угодно: оскорблять своего оппонента, оставлять негативные комментарии и прочее. И за подобные действия ничего не будет. Так ли это?
– Конечно нет, это лишь иллюзия вседозволенности. Да, к сожалению, даже у некоторых взрослых, не говоря уже о детях, есть такое обманчивое ощущение, что за маской анонимности в сети можно говорить и делать все, что угодно. И наказание за содеянное не последует. Это абсолютно не так. Правоохранительные органы могут установить личность пользователя.
Оскорбительный комментарий в социальной сети может привести к возбуждению дела об административном правонарушении, а противоправное действие – к привлечению к уголовной ответственности. К сожалению, если ребенок готов к таким противоправным действиям, то единственное, что его может остановить, на мой взгляд, это страх наказания. Тем более будет действенным со стороны родителей указать на примеры подобных наказаний, описания которых в сети очень много.
– Даже если дело не дошло до привлечения к ответственности, многим за подобные поступки со временем бывает просто по-человечески стыдно.
– Если вашу тетрадь со школьными сочинениями вряд ли кто-то и когда-то найдет, то интернет помнит все. Все эти подростковые, детские статусы «ВКонтакте» в будущем у самих авторов будут вызывать чувство стыда и неловкости.
В качестве иллюстрации можно предложить ребенку выйти на улицу с плакатом, на котором будет написан текст подобного его сообщения в социальной сети. Ведь это по сути одно и то же – вы сообщаете миру о своих переживаниях. В сети интернет даже хуже, ведь аудитория интернета не ограничивается улицей, а распространяется на весь мир.
В заключение хотелось бы дать совет родителям. Роскомнадзором создан портал «Персональныеданные.дети». Я очень рекомендую зайти на него, постараться выполнить предложенные задания вместе с детьми, оценить их и свой уровень знаний о персональных данных. Уверяю, вы почерпнете много нового и нужного. Это также поможет понять, что соблюдение элементарных правил поможет избежать множества проблем, конфликтов, детских слез, заниженной самооценки, одновременно не лишая себя радости общения в интернете.
Вот неполный список статей, по которым можно привлечь к ответственности за противоправные действия в интернете:
- ст. 5.61 КоАП РФ – оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме;
- ст. 282 УК РФ – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;
- ст. 272 УК РФ – неправомерный доступ к компьютерной информации;
- ст. 273 УК РФ – создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ.