Наука, которая заставляет человека работать

С помощью логистики можно улучшить жизнь

Наука, которая заставляет человека работать С помощью логистики можно улучшить жизнь
Фото: Руслан Рыбаков

В советское время логистика была под запретом. Эту науку называли «схоластической, капиталистической». Роль логистов выполняли элементарные завхозы. А сегодня без логистики сложно представить нашу жизнь. От правильного расчета зависит не только экономика, но и социальная жизнь региона. Более того – каждой семьи.

Как же логистика влияет на наше благосостояние и в чем кроется секрет анализа будущих событий? Об этом разговариваем с российским экономистом, доктором экономических наук, членом-корреспондентом Российской инженерной академии, генеральным директором Сибирского отделения Международного центра логистики Валерием Лукиных.

– Валерий Федорович, мы привыкли, что логистика связана с передвижением товаров и транспортных потоков. А как эта наука может влиять на жизнь каждого из нас?

– Однажды я выступал на радио и задал вопрос диджею: «А кто у вас в семье логист? Кто определяет, сколько посадить картошки, сколько сделать заготовок на зиму?» Он говорит: «Бабушка». В каждой семье есть свой логист, который понимает, что такое запасы, определяет расходы и стоимость покупки, как привезти продукты и на сколько их хватит. То есть обеспечивает существование семьи.

Логистика – это материально-техническое снабжение определенного социума. Ее придумали в Риме около двух тысяч лет назад. И до сих пор мы активно пользуемся этой наукой для моделирования потоков – товаров, транспорта, денег, информации, людей, услуг – для минимизации затрат и увеличения прибыли.

– Получается, каждый из нас логист в определенном смысле?

– Конечно, человеку свойственна рационализация: я сегодня потрачусь, а потом получу хороший результат. Самыми крутыми логистами называют военачальников. Потому что войны проигрывались из-за плохой логистики. С XV века все войны строились с помощью логистики.

Так римские легионеры дошли до Индии – передвигались только там, где живут люди. За счет этого были обеспечены едой, обмундированием. А переход Суворова через Альпы – он пошел той дорогой, на которой его никто не ожидал. И Жуков во время Великой Отечественной войны победил за счет рациональной организации военных действий. Сталин тоже был хорошим логистом – построил промышленность за Уралом и связал все потоки.

– А как это применяется, например, в экономике нашего края?

– Мы находимся в центре страны: многие государства размещены на равном расстоянии от нашего региона. Это идеальная зона для организации и концентрации товаров, потоков, резервов. Мы имеем практически все ресурсы, надо правильно ими распорядиться. Мы их продаем – отправляем по железной дороге, автомобилями, самолетами. Но в результате имеем мало денег.

– Почему? Доставка дорогая?

– Логистика не продумана. У меня в магистратуре и аспирантуре обучаются китайцы – приехали в Красноярск учиться интегрировать материально-технические потоки между Китаем и Россией. Мы с ними сравнили, сколько стоит доставить товар из Китая в Красноярский край и обратно. Оказалось, из Поднебесной привезти в Сибирь дешевле на 25 процентов, потому что там учитывают каждый юань: скорость движения транспорта, маршрут, количество людей, упаковку, контейнеры. А доставка по Транссибу для Китая очень дорогая, потому что дорога старая и скорость движения за Уралом низкая – поезд движется медленно.

Почему же у китайцев дешевле? Они грузят контейнер на фуру и гонят по трассе в два раза быстрее. За счет скорости сокращается время доставки и затраты. Бизнес получает деньги и тут же пускает их в оборот.

Второй момент, в котором мы проигрываем Китаю, – доставка продуктов питания. Из Красноярска везут огромное количество товаров: пшеницу, рапс, пиво, мороженое, конфеты. И если мы перевозим их зимой в 40-градусный мороз, качество их снижается. Значит, продадим дешевле. А китайцы вдоль дороги построили логистические терминалы, в которых поддерживается нужная температура. И свои товары в мороз сгружают в эти пункты, чтобы их качество не снизилось. Задержка на неделю-две дает не такие большие затраты, как стоимость качества товара.

Еще один важный для нашего края момент – связь между производственными и перерабатывающими площадками. Ну почему мы отправляем за границу лес, а оттуда получаем мебель? Почему отдаем зерно, а не муку или другой красиво упакованный продукт? Мы нерационально используем свои ресурсы. Нам не хватает перерабатывающих предприятий. Региону необходим логистический каркас, который включал бы в себя транспортную, перерабатывающую, финансовую инфраструктуру.

– В крае работает Сибирское отделение Международного центра логистики. Что оно может сделать для развития этого каркаса?

– Мы говорим об этом со всех трибун. Сейчас готовим проект для правительства края, доказываем, что вложение в сельское хозяйство – самый быстро окупаемый процесс. Если говорить о поддержке власти, должна быть стратегия не на два-три года, а на 15–30 лет. Потому что сельское хозяйство за один год не поднимешь. У нас масса неосвоенных земель, их можно использовать. И поверьте, это самый лучший бизнес, он имеет максимальный оборот: четыре месяца – и деньги вернулись.

– Сегодня можно прогнозировать, через сколько лет Красноярский край станет развитым логистическим центром?

– Чтобы создать логистический каркас, требуется семь-десять лет. Ведь необходимо построить дороги, заводы. Но здесь важно не столько возводить, сколько поддерживать инфраструктуру, развивать технологии. Использовать то, что уже имеем, для новых целей. Чтобы Красноярский край расцветал не за счет ресурсов, а за счет умелого логистического использования перерабатывающих и технологических объектов других регионов и стран.

Но если уже сейчас запустить программу построения логистического каркаса, улучшение мы увидим уже через два-три года. Ускорится движение, увеличится число рабочих мест, вырастет зарплата. А в течение пяти лет получим более серьезные результаты. Через 15 лет и вовсе наш край может стать успешным и цветущим. Но для этого нам нужно иметь 2,5 тысячи дипломированных логистов.

Логистика – такая циничная наука, которая заставляет человека работать каждую минуту. И думать о том, как сделать лучше.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Бойцам – повышенные выплаты
Красноярцы начали получать первые повышенные выплаты при заключении контракта для участия в СВО. Новые условия вступили в силу 10 ноября
Без рубрики
5 декабря 2025
Миллион зеленых елок жить отправились в леса
«Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» (ВСНК), дочернее общество НК «Роснефть», ведущая разработку Юрубчено-Тохомского нефтегазоконденсатного месторождения в Эвенкии, продолжает восстанавливать сибирские леса. Благодаря
Без рубрики
5 декабря 2025
Белому медведю Ермаку – 5 лет!
В Ленинградском зоопарке однажды случилось событие, которое спустя годы отзовется эхом в самом сердце Сибири. У медвежьей четы – Услады
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности