Дорогие читатели! Перед вами расширенный, праздничный выпуск нашего проекта «Мгновенье истории». Напоминаем, что под этой рубрикой мы публикуем старые фото, которые рассказывают о жизни Красноярского края с 1934 года (когда он был образован) и до наших дней. Но сегодня рядом с каждой старой фотографией мы поместили еще и современный снимок, сделанный в том же месте.
Смотрите, сравнивайте, находите отличия.
Богучанская ГЭС
Строительство Богучанской ГЭС в Кодинском районе Красноярского края началось в 1976 году. Она пережила разные периоды: и расцвет активного комсомольского движения, когда тысячи молодых людей со всех концов страны ехали на большую стройку, и постсоветский застой, когда из-за нехватки средств строительство было заморожено. Возобновилось оно в 2006 году благодаря участию крупного российского бизнеса.
Станция полностью введена в строй 20 декабря 2017 года. Ее установленная мощность 2 997 мегаватт, среднегодовая проектная выработка – 17,6 млрд кВт·ч.
1989 год. Вид на строящуюся Богучанскую ГЭС со стороны нижнего бьефа. Стройка продолжается
Березовская ГРЭС
Одна из крупнейших электростанций России, которая работает на территории нашего края. Она тепловая, в ее топках сжигаются бурые угли КАТЭКа. Технический проект станции был утвержден в 1977 году, и уже на следующий год началось строительство первой очереди.
Еще через два года вышло постановление Совмина СССР о создании Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, и в стране появилась очередная Всесоюзная комсомольская ударная стройка.
Первый энергоблок БГРЭС был запущен 1 декабря 1987 года, второй – в апреле 1990 года. Скоро после ремонта заработает и третий. Установленная мощность угольного энергетического гиганта 2 400 МВт.
Водохранилище Березовской ГРЭС появилось на месте деревни Кадат Шарыповского района. Все ее жители были переселены в новые дома и квартиры.
1984 год. Дети из деревни Кадат заглянули на стройплощадку Березовской ГРЭС. За их спинами видна строящаяся дымовая труба электростанции
Березовская ГРЭС в наши дни. Ее 370-метровая труба – самое высокое промышленное сооружение России
Старый аэропорт – междугородный автовокзал
Аэродром в Красноярске (на месте нынешней Взлетки и междугородного автовокзала) был построен в годы Великой Отечественной войны – он принимал самолеты, которые шли в СССР из США по ленд-лизу. Первую очередь бетонной взлетно-посадочной полосы сооружали в том числе японские военнопленные. К концу 1943 года были построены две такие полосы длиной по тысяче метров.
А в середине 50-х годов прошлого века здесь открылся гражданский аэропорт Красноярск-Северный, для него было построено красивое здание аэровокзала, которое вы видите на снимках. Он проработал до 1988 года, когда открылся аэропорт Емельяново.
1973 год. Вероятно, какой-то праздник. По летному полю идут экипажи Красноярского авиаотряда. За ними маршируют пионеры. На фасаде аэровокзала висит лозунг: «Претворим в жизнь решения XXIV съезда Коммунистической партии!»
Междугородный автовокзал – вид со стороны бывшей ВПП
Мост через Енисей в Дивногорске
По этому мосту проходит федеральная трасса Р-257 «Енисей», связывающая Красноярск с Абаканом. Он был построен одновременно с Красноярской ГЭС в 1 700 метрах ниже ее плотины. Через Дивногорский мост лежит самая короткая дорога на хакасские озера и на Красноярское море – наши любимые места отдыха.
Конец 60-х – начало 70-х годов прошлого века: идет строительство моста. Вид с левого берега Енисея
Этот снимок моста сделан несколько дней назад
Поперешная Береговая – Парижской Коммуны
Улица Парижской Коммуны – одна из самых старых в Красноярске. Каких только названий она не носила! В XIX веке была то Поперешной Береговой, то Раздельной Поперешной, то Приютским переулком. С 1891 по 1921 год это был переулок Дубенский. В 1921-м его переименовали в переулок Парижской Коммуны. С 1936 года он получил «звание» улицы.
1957 год. Улица Парижской Коммуны. Заасфальтирована в 1956 году. Самое красивое здание здесь – особняк Веры Гадаловой, супруги знаменитого сибирского купца Петра Гадалова (в правой части снимка)
Сегодня в особняке располагается Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова
Здесь был главпочтамт
Проспект Мира – еще одна улица Красноярска с богатой историей. Центральная, парадная, она пересекает старый город от железнодорожного вокзала до Стрелки. До революции называлась Большой Воскресенской, в 1921-м была переименована в Советскую. В 1937 году стала улицей Сталина.
Раньше все главные здания и учреждения города, богатые купеческие дома и магазины располагались именно здесь. В том числе почтамт, построенный уже в советское время.
1936 год. Здание почтамта. Обратите внимание: улица Советская еще вымощена булыжником. А машин на ней практически нет
Сегодня в этом здании находится управление Федеральной почтовой службы Красноярского края. А прямо перед ним, на тротуаре, недавно было выстроено сооружение, которое появилось здесь неизвестно как – сейчас идут судебные разбирательства по поводу сноса этого архитектурного уродца
Использованы материалы и фотографии с сайтов «КрасКомпас», periskop.su; из фотоальбома «Енисейская губерния, Красноярский край. История в фотографиях. 1870–1970 гг.» (В. В. Черкашин и С. Г. Копцев); пресс-службы Богучанской ГЭС, пресс-службы Березовской ГРЭС, Дивногорского городского музея; Олега КУЗЬМИНА, Александра ГРИГОРЕНКО