Не кланяюсь Варваре, свое есть в амбаре

Без импорта прожить сложно, но можно

Не кланяюсь Варваре, свое есть в амбаре Без импорта прожить сложно, но можно

Импортозамещение стало генеральной темой в нашей стране еще в эпоху первого кризиса – того, что грянул в 98-м. Доллар тогда подорожал в четыре раза, а вместе с ним и зубные пасты, «ножки Буша», сухое молоко и практически все. Потому как местные продукты и товары в то время были наперечет в стране. Россияне, в одночасье лишившиеся возможности покупать ставший привычным импорт, повернулись к отечественному производителю. Многие наши предприятия пищепрома и сельского хозяйства – детища этой ситуации.

Нынешняя реальность такова: за прошедшие с первого кризиса 17 лет мы научились выращивать свиней и кур, построили молокозаводы, открыли кондитерские, вновь стали шить одежду и возобновили производство косметики. Свидетельства тому – данные Росстата. К примеру, доля импорта на рынке мяса и птицы в 2013 году составляла 26 %, а в 2000-м – практически половину всей продаваемой продукции. В 2008-м то ли из-за мирового финансового кризиса, то ли из-за того, что рост цен на сырье стал стабильно опережать цены на готовую продукцию, отечественная промышленность вновь откатилась назад. Пока отряхивались и восстанавливались, подоспел 2014-й с Украиной и западными санкциями. В ответ россияне гордо плюнули на польские яблоки и опять обратили свои взоры на отечественного производителя. Подымаясь на волнах патриотизма, мы радостно кричали Западу: «Проживем и без вас!»

Проживем ли? Сможем ли мы обеспечить себя всем необходимым, если вдруг завтра из России исчезнет весь импорт? Еще 20 лет назад на этот вопрос можно было с уверенностью ответить: нет. А как сейчас? Давайте проверим. Никаких экономических выкладок и сложных расчетов. Только человек и магазин.

Утро начинается

Мое утро начинается вовсе не с кофе. Если опустить пикантные подробности, то как минимум с зубной щетки… заграничного производства. А наши-то есть? Оказалось, есть. И стоят копейки. Правда, пользоваться такой щеткой неудобно. Уж слишком она простенькая. Хотя это дело привычки. Иностранные зубные пасты легко заменить нашим «Жемчугом». Цена смешная, эффект, правда, тоже на любителя.

В магазине бытовой химии накануне купила отечественное детское мыло, шампунь, порошок и «Белизну», у распространителей – крем для лица и помаду. Дешево и сердито. В ходе эксперимента выяснилось, что от детского мыла нещадно сохнут руки, после шампуня на отварах трав невозможно расчесаться, а порошок просто не растворяется в воде. Возможно, подобная продукция других российских компаний порадует больше. Продолжу поиски достойных товаров. А вот крем и косметика московской компании показали себя великолепно. Ничем не хуже раскрученных западных брендов, зато на порядок дешевле.

Кофе? В нашей стране нет кофейных плантаций, есть лишь предприятия, которые перерабатывают на своих заводах сырье. Считать ли такой продукт импортным? Вопрос… Все же заводы-то стоят на нашей российской земле и налоги платят в российский бюджет. В общем, кофе на завтрак я себе позволила. А еще наш местный йогурт.

По пути на работу зашла в продуктовый. Порадовалась – продуктов первой необходимости отечественного производства гораздо больше, чем импортных. Причем немало среди них товаров, которые выпускают в нашем крае.

Хлеб, молоко, колбасы, сыр, макароны, крупы, сахар… Если вдруг с прилавков исчезнут итальянские спагетти, среднестатистический россиянин этого не заметит. Исключая гурманов, конечно. Им придется сложнее. Взглянув на полки, понимаешь, что большинство продуктов со сложными вкусами имеют все же заморское происхождение.

Не повезло и любителям фруктов. Краснодарские яблочки и условно наши абхазские мандарины – вот все, чем можно будет себя порадовать сибирской зимой. С местными овощами проблем нет – кемеровские огурцы и помидоры, приближающиеся по цене к стоимости грамма золота, редис и капуста, выращенные заботливыми руками китайцев на нашей земле. Консервы тоже можно найти отечественные – любимые многими шпроты помимо Риги делают и в Калининграде. Без труда можно купить отечественную водку, пиво и шампанское. В поисках нашего вина (не грузинского, а именно российского) пришлось обследовать два винных магазина. Нашла, купила, попробовала, выплюнула. Видимо, аргентинцы все же знают какой-то секрет производства вина. Но будем считать, что мне просто не повезло.

Краснодарский чай нашла с трудом – на рынке. Зато – и черный байховый, и зеленый, и ароматизированный… Цена, правда, в среднем на 50 рублей выше, но, поверьте, он того стоит. Аромат и вкус – выше всяких похвал!

Розыски отечественной рыбы тоже увенчались успехом, но частичным. В красноярской компании, которая значится на упаковке производителем, осторожно признались – часть рыбы приезжает из Чили, какая – не уточнили. На рынках помахали перед носом какими-то грязными бумажками и заверили – только наше, только родное…

Одеться и вылечиться

Сделано в РосииВ магазине одежды удалось найти юбку, пошитую в Новосибирске, но из китайской ткани. Из российских тканей – полотенца, сорочки, рабочая одежда. Если задаться целью, можно найти носки и колготки, теплые и даже капроновые, сделанные в России. С обувью история аналогичная.

С опаской захожу в аптеку. Отчего-то в голове укоренилось – все лекарства делают за границей. Оказалось, нет. К примеру, обезболивающие средства выпускают на заводе в Москве, широко рекламируемые противовирусные да и вообще многие препараты – тоже у нас. Задала вопрос фармацевту про инсулин. Говорит, в последнее время отечественного стало больше.

– Теоретически самые распространенные заболевания можно вылечить отечественными препаратами, – пояснила фармацевт. – Но если у человека серьезные патологии, то без импортных лекарств не обойтись.

Российское детское питание, игрушки и распашонки есть. И отечественные бренды, и те, что выпускаются иностранцами на наших заводах. Правда, некоторые мамы жалуются, мол, то, что сделано в России по западной технологии, уступает в качестве оригинальным товарам… Хотя при покупке детской мебели отдают предпочтение кроваткам из российской березы. Кстати, с отечественной мебелью на рынке полный порядок – для любого уровня достатка и вкуса.

Сложное значит иностранное?

В крупных магазинах бытовой техники знаменитая «Бирюса» забита в самый дальний угол, рядом сиротливо стоит «Свияга», печка нашего детства «Лысьва» встретилась мне лишь в одном из четырех магазинов бытовой техники, равно как и стиральная машина «Сибирь». На вопрос, отчего в магазине нет отечественных брендов, консультант заулыбался:

– Потому что много нареканий по качеству.

Вот так.

Электроника – это, пожалуй, еще одна сфера, где Россия пока проигрывает Западу и Востоку по всем позициям. Телефоны, видеокамеры, телевизоры… Помните громкую презентацию первого российского смартфона YOTAPHONE? Так вот. Экраны для него делают в Японии, процессоры – в Америке, собирают на Тайване, а тестируют в Сингапуре. А что наше? Наша – идея, гордо заявляют разработчики.

Но – ради справедливости – в России выпускают автомобили. И, по данным агентства «Автостат», из 48 млн машин 14 млн – это продукция ВАЗа. Своего покупателя они завоевывают прежде всего ценой. Работают у нас заводы по производству иномарок: обрусели «Форд», «Хендай», «Вольво» и многие другие.

Элементарным – обеспечены

Такое мимолетное полевое исследование позволило понять: в принципе, мы можем прожить без импорта, элементарными, необходимыми для выживания продуктами, товарами и лекарствами обеспечиваем себя сами. Сложнее с товарами класса люкс, деликатесами, изысканными вещами и оборудованием для лечения сложных недугов. Тут без импорта пока не обойтись. И проблема в том, что люди, которые привыкли на завтрак кушать дор блю, а на ужин ананасы, не захотят изменить своим привычкам. Просто потому, что не по статусу. А те, кому доктор посоветует заграничные лекарства, по понятным причинам от них не откажутся.

Мало у нас и высокотехнологичных товаров. Увлекшись строительством ракетных двигателей, мы разучились делать сложную технику для простых людей. А прогресс в этой отрасли скачкообразный, и – надо быть реалистами – придется приложить немало усилий, чтобы догнать иностранцев. Хотя… русский человек, он, как известно, и блоху подковать сможет при необходимости, и кашу из топора сварить. Если нас вдруг лишат импортных телефонов, наверное, мы сможем по-быстренькому сварганить какой-нибудь аппарат из куска медной проволоки и батареек.

МНЕНИЕ

Петр МЕДВЕДЕВ

депутат ЗС края, руководитель фракции регионального отделения КПРФ

– Доля импорта в продуктовом секторе сегодня – 85 %. Это катастрофа. Мы позволили другим странам наводнить Россию некачественной продукцией и при этом развиваться за наш счет. Настало время обратить пристальное внимание на развитие сельских производителей. Иначе не проживем.

Если говорить о развитии отечественной промышленности, то первое, что надо сделать, – снизить цены на ГСМ и электроэнергию. Тогда товары, в том числе и продукты, станут доступнее.

Красноярский край обладает уникальными природными ресурсами для мощного развития производств. Нужно это использовать. Необходимо восстанавливать заводы и фабрики. Посмотреть, где какие остались, и вдохнуть в них жизнь. В такой сложный момент, когда страну обложили со всех сторон, мы должны собраться с силами и воплотить все это. Надеяться не на кого.

НА УРОВНЕ КРАЯ

Продовольственное импортозамещение – одна из стратегических задач страны и Красноярского края в том числе. После введения запрета на ввоз в Россию ряда продуктов для оперативного реагирования на развитие ситуации на продовольственном и сельскохозяйственном рынках наше краевое правительство создало специальный штаб. Деятельность его направлена на поддержку местных производителей, обеспечение им условий для сбыта продукции, создание логистических центров, торговых площадок. Край сегодня полностью обеспечивает себя зерном, картофелем, яйцами и молоком. Обеспеченность же овощами и мясом на 40 % зависит от внешних поставок. И здесь правительство видит точки роста. В регионе проходит реконструкция и модернизация животноводческих хозяйств, реализуются три крупных инвестпроекта по производству свинины.

Свою лепту в общероссийский проект «Импортозамещение» вносят такие предприятия-гиганты, как «Красмаш» и «Зенит», «ИСС им. ак. М. Ф. Решетнева», «Красцветмет», «Норникель» и другие. Кто-то уже начал выпускать аналоги импортных товаров, а кто-то переходит на отечественное оборудование.

На состоявшемся в Красноярске в прошлом ноябре круглом столе «Импортозамещение в Красноярском крае. Перспективы и ожидания» эксперты из числа бизнес-сообщества и власти пришли к единодушному мнению: край располагает большим кадровым и экономическим потенциалом для расширения местного производства. Правительство же в рамках частно-государственного партнерства готово поддерживать инициативы предпринимателей.

ИНТЕРЕСНО

Маскируемся под зарубежное

Стремление россиян покупать исключительно зарубежное когда-то было столь велико, что нашим, российским производителям пришлось маскировать свои марки под иностранные.

К примеру, всем известная фирма Vitek только лишь формально зарегистрирована в Австрии, на деле же – родом из России. По такому же принципу работает Scarlett. Телевизоры Rolsen собирают на заводе в Московской области, правда, комплектующие закупают в Юго-Восточной Азии. «Немецкая» марка Kaiser придумана россиянином Павлом Логиновым, вся техника собирается к Польше и к «знаменитому немецкому качеству» не имеет никакого отношения, кроме места регистрации марки. Еще один обрусевший немец – марка Bork, выросший из российской сети «Электрофлот». Кофе Kaffa elgresso производится на двух заводах в Подмосковье. Бренды Greenfield, Tess, Jardin принадлежат питерской компании «Орими Трейд». Отечественная косметика «Русская линия» более известна как Faberlic. В Ростове шьют Gloria Jeans и Gee Jаy, в Москве, Владимире и Зарайске – «австрийскую» обувь Ralf Ringer. Можно найти еще массу примеров подобных перевоплощений. Так что, сами того не зная, мы подчас поддерживаем отечественного производителя.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного