В крае заработал новый проект «Локальная экономика». В министерстве экономики региона полагают, что благодаря этому в городах и районах вырастет инвестиционная активность, появятся новые рабочие места и, как следствие, вырастут доходы жителей. Изменится и принцип выделения бюджетных средств на ремонт, строительство детсадов, ФАПов, дорог и других социальных объектов.
Каким видят развитие территорий в правительстве и как скоро жители глубинки почувствуют изменения – об этом наш разговор с министром экономики и регионального развития Егором ВАСИЛЬЕВЫМ.
– Егор Евгеньевич, можно говорить, что с появлением проекта «Локальная экономика» правительство будет больше внимания уделять муниципалитетам региона?
– До сих пор в крае отсутствовали специальные инструменты целенаправленного развития муниципалитетов, которые бы учитывали огромную разницу между территориями края. А проект принципиально изменил подходы к субсидированию. Раньше целью вложения бюджета в территории была ликвидация дефицитов в отрасли: где острее проблема, туда и направлялось больше средств.
Сейчас мы меняем приоритеты. Важно учитывать уровень деловой активности и способствовать его повышению. В крае немало территорий, где в силу географических, климатических, исторических особенностей предпринимательская деятельность является рискованным предприятием. Но при государственной поддержке малое предприятие может не только возникнуть, но и удержаться на плаву, обеспечив при этом местных жителей рабочими местами, стабильным доходом.
– Это означает, что больше денег будут получать муниципалитеты, имеющие более активный бизнес? Не получится ли так, что менее привлекательные для бизнеса районы окажутся на бюджетном голодном пайке?
– Не получится. «Локальная экономика» предполагает дифференцированную работу с муниципальными образованиями. Любые территории должны не мечтать, а действовать. В каждом населенном пункте края есть инициативные предприимчивые люди, которым надо только помочь оформить свои идеи, чтобы они начали зарабатывать самостоятельно и обеспечивать не только себя и свои семьи, но и еще с десяток людей, которые получат работу. Логика проекта: уровень социального развития соответствует уровню экономического развития и наоборот.
– Каким образом можно стимулировать деловую активность в территориях? Предполагается ли увеличение финансовой поддержки малого и среднего бизнеса?
– Давайте сравним: в 2017 году общий объем финансирования на поддержку малого и среднего бизнеса составлял 166 млн, в 2018 году – 130 млн, а в 2019 году – 433 млн рублей за счет средств краевого и федерального бюджетов. Из цифр понятно, насколько власть заинтересована в развитии малого и среднего бизнеса. Причем из этих 433 млн – 150 млн рублей краевых средств на поддержку малых инвестиционных проектов. Помощь особенно нужна тем городам и районам, где историческая специализация уже не актуальна, транспортная инфраструктура слабо развита и нет серьезных центров потребления.
– Вы говорите о дифференцированном подходе – с каким мерилом подходите к городам и районам края?
– В зависимости от экономического развития все города, районы условно поделены на три группы. Начнем с последней – в нее входят муниципалитеты с устойчивым экономическим развитием. Это города Ачинск, Бородино, Дивногорск, Красноярск, Норильск, Балахтинский, Краснотуранский, Пировский, Новоселовский районы и другие, всего 36 территорий.
Почему эта группа третья? Потому что здесь собраны муниципальные образования, которые в меньшей степени нуждаются во внимании властей с точки зрения поддержки бизнеса. Здесь есть крупный или средний бизнес, сохранилась исторически сложившаяся отраслевая специализация, действуют различные госпрограммы, есть выбор программ кредитования и многое другое. Именно поэтому нет большой необходимости в субсидировании малого предпринимательства.
Во вторую группу вошли города Енисейск, Канск, Назарово, Шарыпово, Ачинский, Ермаковский, Иланский, Ирбейский, Уярский районы – в этих муниципалитетах имеется экономический потенциал, который необходимо раскрыть в полной мере. Существуют некоторые проблемы, но они не требуют экстренного решения. Есть экономическое развитие, просто идет не такими темпами, как хотелось бы.
А первая группа – территории края, куда внешний инвестор вряд ли придет, и местным предпринимателям очень сложно конкурировать на потребительском рынке с крупными сетевыми игроками. Как правило, это удаленные от магистралей районы, которые требуют ускоренного экономического развития. К ним отнесены Абанский, Бирилюсский, Боготольский, Дзержинский, Идринский, Казачинский, Каратузский, Козульский, Манский, Нижнеингашский, Партизанский, Саянский, Тасеевский, Тюхтетский районы, а также город Боготол и поселок Кедровый. Здесь для нас важен каждый инвестиционный проект, мы увеличили размеры субсидий, предусмотрели новые виды поддержки.
– Какие инвестпроекты в приоритете?
– Любые. Каких-либо ограничений, кроме установленных федеральным законодательством, мы не вводим. Абсолютно точно, что игорный бизнес, как и производство подакцизных продуктов, рассчитывать на государственную поддержку не могут.
– Можете привести конкретные примеры комплексного подхода к развитию территории? Вы ставите во главу угла экономику, а как же социальная инфраструктура?
– Это должен быть второй шаг – мы планируем настроить бюджетный процесс так, чтобы он учитывал и всячески способствовал пространственному развитию. Возьмем для примеров южные районы.
В Курагинском районе, в селе Алексеевка, есть стабильно работающее предприятие, которое производит молоко, мясо, зерно. Главное – есть земля и есть люди, готовые на ней работать. Нам известно, что ежегодно это градообразующее, по сути, предприятие вкладывает 6–8 млн рублей в модернизацию производства.
При этом в селе, где проживает около 600 человек и практически каждый второй работает на предприятии, подрастает около 50 ребятишек дошкольного возраста, нет детского сада. Ремонта требует Дом культуры. Конечно, государство должно вложиться в социальное развитие села для сохранения человеческого капитала, без этого предприятие не сможет реализовать свои планы. Каким образом? Выделить бюджетные средства в приоритетном порядке на строительство детского сада и модульного культурно-досугового центра. Это поможет удержать людей в родном селе, а возможно, и привлечь новые кадры.
Другой пример из Идринского района. В селе Большой Хабык есть инвестор, готовый вложиться в производство высококачественного семенного материала и масличных культур, выращиваемых на землях около села Добромысловка. Между этими двумя населенными пунктами еще с советских времен есть гравийная дорога. Естественно, если ее заасфальтировать, то потери производителя на перевозках сырья существенно уменьшатся. Администрация района подготовила предложения по развитию транспортной инфраструктуры на основе инвестиционного проекта, и мы сейчас совместно просчитываем муниципальный комплексный проект развития сразу двух сельсоветов Идринского района – Добромысловского и Большехабыкского, чтобы предусмотреть реконструкцию дороги уже со следующего года.
Кроме того, дорога окажет положительное влияние еще на несколько предпринимателей. В Добромысловке много лет работает туристическая база отдыха с горнолыжной трассой, как я уже сказал, развивается сельское хозяйство. Несколько лет назад в селе открылся новый Дом культуры, соответственно, хорошая дорога предоставит возможности пользоваться услугами досугового центра жителям окрестных сел.
И подобных запросов от территорий на комплексное развитие инфраструктуры и предпринимательства много. Сегодня министерство экономики синхронизирует действия бизнеса и власти в определении приоритетов создания самой разной и очень нужной инфраструктуры в деревнях, селах, малых городах края.
Фотографии Олега КУЗЬМИНА