Большой магазин инструментов, автозапчастей, стройматериалов и всякой скобянки – с кучей отделов и довольно высокими ценами. Но очень популярный в народе – ассортимент здесь огромный. Купил я какую-то мелочь и уже собрался уходить…
Нет желания
Но тут мое внимание привлек разговор на повышенных тонах. Продавщица, украшенная макияжем барышня на излете последней молодости, и женщина лет семидесяти пяти о чем-то спорили. Остановился, прислушался.
Пенсионерка полчаса назад вернула купленный товар – чем-то он ее не устроил. Едва только вышла из магазина, смотрит, ей на карту упали деньги, но почему-то не вся сумма, а рублей на 120 меньше. Она вернулась и стала возмущаться: магазин украл ее деньги! Требовала вернуть все до копейки, она их «не рисует».
Продавщица отвечала:
– Какие к нам претензии? У вас есть банк, с ним и разбирайтесь.
Женщина совала ей в лицо смартфон:
– Да вы посмотрите! Вот извещение из банка! 425 рублей. А должно быть 547!
Но та в смартфон даже не заглянула:
– Я здесь при чем? Мы вернули вам всю сумму на карту. Прекратите кричать, я сейчас охрану вызову!
– Кто у вас старший?! Я буду жаловаться в Роспотребнадзор!
– Да жалуйтесь куда хотите! Ходят тут, нервы треплют…
А бабушка, смотрю, готова уже расплакаться. Стоит, руки трясутся, тычет окружающим свой телефон:
– Вот, только 425! Зачем из меня дуру делать?! Я считать еще умею.
Охранник магазина и другие продавцы равнодушно смотрят со стороны, но никто даже не пытается подойти, помочь.
Как обычно, мне всегда больше всех надо, за что всю жизнь и огребаюсь. Обратился к продавщице:
– Послушайте, вы зачем так разговариваете с покупательницей?
– Вот вы с ней и поговорите! – с вызовом отвечает барышня.
– Да легко.
Доброжелательно обращаюсь к женщине:
– Мать, вы не волнуйтесь. Давайте присядем вот здесь. Не может быть, чтоб магазин у вас что-то украл. Скорей всего, это ошибка. Или сбой банковской системы. Давайте вместе посмотрим. Когда вы вернули товар? Ага, чек вижу. Какой у вас банк?
Она дает мне свой телефон. Смотрю входящие сообщения. Действительно, пришли откуда-то 425 рублей минут 10 назад. Но, кажется, не из магазина! Просто «зачислено», и все.
Вместе с бабушкой звоним в банк. Выясняется: это ей пришла какая-то небольшая компенсация, то ли из фонда соцстраха, то ли из пенсионного.
– А из магазина за возврат товара когда деньги придут? Мы его сегодня вернули, – спрашиваю у оператора банка.
– Обычно в течение трех рабочих дней. Бывает и раньше.
– Не переживайте, – говорю пенсионерке. – Всегда приходят. А если нет, у вас чек на руках, еще раз позвоните в банк. Вот номер.
Короче, успокоил ее. Бабушка ушла и даже извинилась. За то, что кричала.
Я обернулся к продавщице:
– Неужели так сложно было каплю внимания уделить пожилому человеку?
– Если я буду с каждым покупателем сюсюкать, когда работать?
– Вы не поверите, но это и есть ваша работа. Вы понимаете, что сейчас упустили шанс сделать рекламу магазину? Причем такую, которую ни за какие деньги не купишь. У этой бабушки есть дети, внуки, соседки по подъезду. Представляете, если б вы попытались ей помочь, она бы пришла домой и всем рассказала, какие тут замечательные люди работают, как вежливо с ней обращались, как загладили недоразумение. А если б еще на диванчик усадили и чашечку кофе предложили (вон у вас автомат стоит), она бы вообще была в восторге. Что? Хозяин магазина не компенсирует вам 50 рублей на кофе? Жаль. Хотя понимаю, старухой больше, старухой меньше. Народ и так прет… – выступил я с монологом.
Тут главное не орать, говорить в таких ситуациях надо тихо. И тебя услышат.
Продавщица услышала. Поджала губки. На лице у нее было написано, что в гробу она видала и этот магазин, и его рекламу, и покупателей, и мои нотации. Она вообще скоро уволится.
Классика.
Всегда поражаюсь: в таких больших магазинах чего только не делают, чтобы покупателя завлечь. У них и «корпоративная культура», которую сотрудникам вдалбливают с первых дней, и коучинги с воркшопами по маркетингу, и тренинги по «стимуляции продаж».
Но разрулить без скандала элементарный вопрос, на который у меня, не проходившего никаких тренингов, ушло пять минут, ума, что ли, не хватает?
А скорей всего, просто нет желания.
Мимо кассы
В интернете давно гуляет замечательный текст: «Как прыщавая, щербатая девочка погубит весь ваш маркетинг». Почитайте, смешно. О том, сколько труда вкладывают десятки людей, чтобы пальто появилось в магазине (от модельера до шофера), но покупатель его не купит, потому что в финале цепочки столкнется с глупой куклой, которая «плевать хотела на этот магазин».
Давно сделал для себя простое открытие, оно многое объясняет: некоторые люди такие не потому, что ненависть их душит или характер паршивый – все время хочется нагадить ближнему или работу свою сделать плохо.
Нет. По-другому у них просто не получается! Человек бы и рад соответствовать идеалу, но он не на своем месте. Сел когда-то не в тот поезд и спрыгнуть не может. Еще хуже, когда думает, что это и есть его поезд.
Человек не на своем месте – огромная проблема общества. Была она во все времена. И, конечно, касается не только торговли, просто с ней мы чаще стакиваемся.
Причем она серьезней, чем кажется, хоть и не лежит в области этики, нравственности и прочих высоких материй. От нее многие наши беды. Ну а как им не быть, если все время мимо кассы?
Попробуй забей железнодорожный костыль лампочкой. Ей бы светить, а ты ее вдребезги о железяку. Плохо, когда человек кувалдой родился, а его лампочкой назначили.
Одних только хрестоматийных примеров пруд пруди.
Римский император Диоклетиан только на старости лет, уже перед смертью, понял, что его призвание – выращивать капусту.
Или бесноватый европейский маньяк первой половины прошлого века, который хотел стать художником, но его не приняли в академию. Кто знает, может, он родился, чтобы стать художником? Но не дали. А в итоге газовые камеры и горы трупов.
А уж не хрестоматийных, из окружающей жизни, – сплошь и рядом. Такое впечатление, что у нас каждый второй не на своем месте.
Любую проблему копни – вот он, затесался не туда. Экономикой целой области рулит. У него ряха, будто десять лет самогон салом закусывал, ручищи как лопаты. Тебе, брат, трактором в поле рулить, передовиком производства бы стал, уважаемым человеком. А ты «концепции развития кластеров» пишешь, и люди за глаза называют тебя дурачком.
Нет, все же профориентация, которую мы похерили вместе с той страной, – великое дело. Особенно своевременная, а не когда уже проворовался: там определят на лесоповал, невзирая на призвания и таланты.
В политике много людей случайных. Попали туда по недоразумению, хотя жизнью им было уготовано другое предназначение. Быкам, например, хвосты крутить. Или петь в опере. А он депутат, и над ним смеются.
Видел в одном городе мэра, который речи толкал, что твой Цицерон, – длинные, умные, правильные. А в городе по улицам дерьмо текло – канализация была древняя, как история. Ему бы не мэром работать – преподавателем риторики в пединституте! Цены бы человеку не было.
Или врач, который ненавидит пациентов, словно это фашисты. Думаете, он виноват? Нет, ошибся с выбором профессии. Может, обманули родители в юности: у тебя способности, иди в медицинский. А ему бы в армию, в десант – враг бы не знал пощады.
Среди нашего брата «попаданцев не туда» тоже хватает. Смотришь на иного телеведущего и прямо видишь его в горячем цеху «Норникеля». Ходит в спецовке, длинным ломиком фурмы прочищает. Металлург! Звучит гордо. Портрет на Доске почета, зарплата втрое выше, чем у телеведущего, каждый отпуск – в Сочи…
А он, здоровый красивый мужик, стоит посреди студии в какой-то бабьей обдергайке в обтяжку и косноязычно вещает что-то пустое, маловразумительное.
Спросите, что делать?
С собой – что хотите. Вы люди уже взрослые. Чувствуете, что не на своем месте, – уходите. Не мучайте себя и других.
Но только, ради бога, не толкайте ребенка туда, куда он не хочет. Не заставляйте его ходить на футбол, если ему нравится петь. Вы же знаете, какими словами называют футболистов, когда они проигрывают?