Не на своем месте

Не на своем месте
Картину "Бар в "Фоли-Бержер" Эдуард Мане написал в конце XIX века. Тогде не знали слов "клиентоориентированность" и "тренинг по продажам". Но работать с клиентом умели! Фото http://images.artistsspase.org

Большой магазин инструментов, автозапчастей, стройматериалов и всякой скобянки – с кучей отделов и довольно высокими ценами. Но очень популярный в народе – ассортимент здесь огромный. Купил я какую-то мелочь и уже собрался уходить…

Нет желания

Но тут мое внимание привлек разговор на повышенных тонах. Продавщица, украшенная макияжем барышня на излете последней молодости, и женщина лет семидесяти пяти о чем-то спорили. Остановился, прислушался.

Пенсионерка полчаса назад вернула купленный товар – чем-то он ее не устроил. Едва только вышла из магазина, смотрит, ей на карту упали деньги, но почему-то не вся сумма, а рублей на 120 меньше. Она вернулась и стала возмущаться: магазин украл ее деньги! Требовала вернуть все до копейки, она их «не рисует».

Продавщица отвечала:

– Какие к нам претензии? У вас есть банк, с ним и разбирайтесь.

Женщина совала ей в лицо смартфон:

– Да вы посмотрите! Вот извещение из банка! 425 рублей. А должно быть 547!

Но та в смартфон даже не заглянула:

– Я здесь при чем? Мы вернули вам всю сумму на карту. Прекратите кричать, я сейчас охрану вызову!

– Кто у вас старший?! Я буду жаловаться в Роспотребнадзор!

– Да жалуйтесь куда хотите! Ходят тут, нервы треплют…

А бабушка, смотрю, готова уже расплакаться. Стоит, руки трясутся, тычет окружающим свой телефон:

– Вот, только 425! Зачем из меня дуру делать?! Я считать еще умею.

Охранник магазина и другие продавцы равнодушно смотрят со стороны, но никто даже не пытается подойти, помочь.

Как обычно, мне всегда больше всех надо, за что всю жизнь и огребаюсь. Обратился к продавщице:

– Послушайте, вы зачем так разговариваете с покупательницей?

– Вот вы с ней и поговорите! – с вызовом отвечает барышня.

– Да легко.

Доброжелательно обращаюсь к женщине:

– Мать, вы не волнуйтесь. Давайте присядем вот здесь. Не может быть, чтоб магазин у вас что-то украл. Скорей всего, это ошибка. Или сбой банковской системы. Давайте вместе посмотрим. Когда вы вернули товар? Ага, чек вижу. Какой у вас банк?

Она дает мне свой телефон. Смотрю входящие сообщения. Действительно, пришли откуда-то 425 рублей минут 10 назад. Но, кажется, не из магазина! Просто «зачислено», и все.

Вместе с бабушкой звоним в банк. Выясняется: это ей пришла какая-то небольшая компенсация, то ли из фонда соцстраха, то ли из пенсионного.

– А из магазина за возврат товара когда деньги придут? Мы его сегодня вернули, – спрашиваю у оператора банка.

– Обычно в течение трех рабочих дней. Бывает и раньше.

– Не переживайте, – говорю пенсионерке. – Всегда приходят. А если нет, у вас чек на руках, еще раз позвоните в банк. Вот номер.

Короче, успокоил ее. Бабушка ушла и даже извинилась. За то, что кричала.

Я обернулся к продавщице:

– Неужели так сложно было каплю внимания уделить пожилому человеку?

– Если я буду с каждым покупателем сюсюкать, когда работать?

– Вы не поверите, но это и есть ваша работа. Вы понимаете, что сейчас упустили шанс сделать рекламу магазину? Причем такую, которую ни за какие деньги не купишь. У этой бабушки есть дети, внуки, соседки по подъезду. Представляете, если б вы попытались ей помочь, она бы пришла домой и всем рассказала, какие тут замечательные люди работают, как вежливо с ней обращались, как загладили недоразумение. А если б еще на диванчик усадили и чашечку кофе предложили (вон у вас автомат стоит), она бы вообще была в восторге. Что? Хозяин магазина не компенсирует вам 50 рублей на кофе? Жаль. Хотя понимаю, старухой больше, старухой меньше. Народ и так прет… – выступил я с монологом.

Тут главное не орать, говорить в таких ситуациях надо тихо. И тебя услышат.

Продавщица услышала. Поджала губки. На лице у нее было написано, что в гробу она видала и этот магазин, и его рекламу, и покупателей, и мои нотации. Она вообще скоро уволится.

Классика.

Всегда поражаюсь: в таких больших магазинах чего только не делают, чтобы покупателя завлечь. У них и «корпоративная культура», которую сотрудникам вдалбливают с первых дней, и коучинги с воркшопами по маркетингу, и тренинги по «стимуляции продаж».

Но разрулить без скандала элементарный вопрос, на который у меня, не проходившего никаких тренингов, ушло пять минут, ума, что ли, не хватает?

А скорей всего, просто нет желания.

Мимо кассы

В интернете давно гуляет замечательный текст: «Как прыщавая, щербатая девочка погубит весь ваш маркетинг». Почитайте, смешно. О том, сколько труда вкладывают десятки людей, чтобы пальто появилось в магазине (от модельера до шофера), но покупатель его не купит, потому что в финале цепочки столкнется с глупой куклой, которая «плевать хотела на этот магазин».

Давно сделал для себя простое открытие, оно многое объясняет: некоторые люди такие не потому, что ненависть их душит или характер паршивый – все время хочется нагадить ближнему или работу свою сделать плохо.

Нет. По-другому у них просто не получается! Человек бы и рад соответствовать идеалу, но он не на своем месте. Сел когда-то не в тот поезд и спрыгнуть не может. Еще хуже, когда думает, что это и есть его поезд.

Человек не на своем месте – огромная проблема общества. Была она во все времена. И, конечно, касается не только торговли, просто с ней мы чаще стакиваемся.

Причем она серьезней, чем кажется, хоть и не лежит в области этики, нравственности и прочих высоких материй. От нее многие наши беды. Ну а как им не быть, если все время мимо кассы?

Попробуй забей железнодорожный костыль лампочкой. Ей бы светить, а ты ее вдребезги о железяку. Плохо, когда человек кувалдой родился, а его лампочкой назначили.

Одних только хрестоматийных примеров пруд пруди.

Римский император Диоклетиан только на старости лет, уже перед смертью, понял, что его призвание – выращивать капусту.

Или бесноватый европейский маньяк первой половины прошлого века, который хотел стать художником, но его не приняли в академию. Кто знает, может, он родился, чтобы стать художником? Но не дали. А в итоге газовые камеры и горы трупов.

А уж не хрестоматийных, из окружающей жизни, – сплошь и рядом. Такое впечатление, что у нас каждый второй не на своем месте.

Любую проблему копни – вот он, затесался не туда. Экономикой целой области рулит. У него ряха, будто десять лет самогон салом закусывал, ручищи как лопаты. Тебе, брат, трактором в поле рулить, передовиком производства бы стал, уважаемым человеком. А ты «концепции развития кластеров» пишешь, и люди за глаза называют тебя дурачком.

Нет, все же профориентация, которую мы похерили вместе с той страной, – великое дело. Особенно своевременная, а не когда уже проворовался: там определят на лесоповал, невзирая на призвания и таланты.

В политике много людей случайных. Попали туда по недоразумению, хотя жизнью им было уготовано другое предназначение. Быкам, например, хвосты крутить. Или петь в опере. А он депутат, и над ним смеются.

Видел в одном городе мэра, который речи толкал, что твой Цицерон, – длинные, умные, правильные. А в городе по улицам дерьмо текло – канализация была древняя, как история. Ему бы не мэром работать – преподавателем риторики в пединституте! Цены бы человеку не было.

Или врач, который ненавидит пациентов, словно это фашисты. Думаете, он виноват? Нет, ошибся с выбором профессии. Может, обманули родители в юности: у тебя способности, иди в медицинский. А ему бы в армию, в десант – враг бы не знал пощады.

Среди нашего брата «попаданцев не туда» тоже хватает. Смотришь на иного телеведущего и прямо видишь его в горячем цеху «Норникеля». Ходит в спецовке, длинным ломиком фурмы прочищает. Металлург! Звучит гордо. Портрет на Доске почета, зарплата втрое выше, чем у телеведущего, каждый отпуск – в Сочи…

А он, здоровый красивый мужик, стоит посреди студии в какой-то бабьей обдергайке в обтяжку и косноязычно вещает что-то пустое, маловразумительное.

Спросите, что делать?

С собой – что хотите. Вы люди уже взрослые. Чувствуете, что не на своем месте, – уходите. Не мучайте себя и других.

Но только, ради бога, не толкайте ребенка туда, куда он не хочет. Не заставляйте его ходить на футбол, если ему нравится петь. Вы же знаете, какими словами называют футболистов, когда они проигрывают?

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня