Не надо бояться отстаивать свои права…

Не надо бояться отстаивать свои права…
Фото: ru.freepik.com

Для большинства людей заработать деньги – не так уж и просто, логично, что потратить финансы хочется только на качественные товары и услуги. Но не все, кто их предоставляет, работают честно, встречаются и те, кто пытается обмануть, ввести в заблуждение… Как выйти из таких ситуаций с наименьшими потерями?

Выход тут только один – повышать свою грамотность как потребителя. Уметь оценить надежность продавца или компании по предоставлению услуг – хотя бы по отзывам и элементарной проверке документов. А также четко представляя, что нужно делать при нарушении ваших прав.

К примеру, банальная ситуация: на кассе в супермаркете товар пробивают по иной стоимости – конечно, выше, нежели это указано на ценнике.

«Не успели поменять», – оправдываются продавцы, ссылаясь на загруженность или же на переоценку, которая произошла буквально только что. Но в такой ситуации потребитель имеет право обратиться к администратору магазина и потребовать продать товар по той стоимости, которая указана на ценнике. В случае если уже прошла оплата, магазин все равно обязан вернуть разницу в цене между чеком и ценником.

Ситуации могут быть разные, но на самом деле, как утверждают специалисты по защите прав потребителей, вплоть до 50 процентов спорных ситуаций решается в досудебном порядке, после того, как покупатель изложит свои претензии в письменном виде и отправит их руководителю учреждения, где был приобретен некачественный товар или оказана услуга.

А случиться может все что угодно: исполнитель установит шкаф-купе с плохо работающими створками, или же в магазине продадут туфли, краска с которых начнет исчезать буквально через неделю…

О типичном алгоритме действий потребителя при предоставлении некачественной услуги рассказывает Сергей Гутник, доцент кафедры деликтологии и криминологии юридического института СФУ:

– Нужно обратиться к продавцу (организации, выполняющей работы или оказывающей услуги) с письменным заявлением (претензией), где должно быть изложено, в чем конкретно товар или услуги оказались не соответствующими требованиям по качеству, а также просьба потребителя. Просьба излагается в зависимости от его решения, поскольку он по своему усмотрению вправе требовать устранения выявленных недостатков, соразмерного уменьшения цены либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной денежной суммы в полном объеме. Организация согласно ст. 22 закона РФ «О защите прав потребителей» должна в течение десяти дней с момента получения письменного заявления удовлетворить требования потребителя или вынести мотивированный отказ.

Бывают ситуации, когда для защиты своих прав приходится идти в суд. О недавнем случае рассказали в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Жительнице поселка продали некачественный телефон. Девушка обращалась с претензиями, но продавец не спешил их удовлетворять.

В итоге суд встал на сторону покупательницы, взыскав в пользу потребителя 442 830,39 рубля. Причем за товар ненадлежащего качества – в размере 36 142 рублей, штраф – 146 610,13 рубля, расходы по составлению искового заявления – 3 000 рублей, расходы по оплате судебно-технической экспертизы в размере 18 000 рублей, неустойка – 254 000 рублей, а также суд обязал оплатить курьерские расходы по доставке телефона.

– Потребитель вправе обратиться в суд с иском о защите своих прав в порядке гражданского судопроизводства в случае, если продавец (изготовитель, субъект, выполнявший работы, оказывавший услуги) не дал ответ на заявление потребителя либо отказал в удовлетворении его требований, – говорит Сергей Гутник. – При этом потребитель вправе обратиться в суд и представлять свои интересы как самостоятельно, так и заключая соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридические услуги. Кроме того, закон предусматривает возможность обращения в суд в интересах потребителя органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей (их ассоциаций и союзов).

Уже много ситуаций показывают: не надо бояться отстаивать свои права как потребителя. Ведь тем самым вы не только решаете свою проблему. Вы еще помогаете и другим клиентам: вернув деньги или товар, в следующий раз организация задумается, стоит ли обманывать другого клиента.


Что поменялось в законе?

С 1 сентября в закон «О защите прав потребителей» внесены изменения, которые больше не позволяют:

  • в одностороннем порядке менять условия договора с потребителем или отказываться от его исполнения.  Например, такой пункт нередко встречается в договорах с кредитными организациями или в договорах об оказании услуг связи;
  • принуждать потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа от сделки в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством РФ;
  • ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Например, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что «денежные средства за подарочные карты возврату не подлежат»;
  • обусловливать приобретение одних товаров или услуг обязательным приобретением других. Это происходит, например, когда авиакомпания увязывает продажу услуг воздушной перевозки с заключением договора личного страхования.

Информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru


Сравнить предложения банков поможет ЦБ

Не особенно осведомленных о нюансах различных банковских продуктов клиентов легко ввести в заблуждение.

ЦБ РФ для «обеспечения потребителям возможности сравнивать условия обслуживания данного банковского продукта и принимать обоснованное решение при его выборе» разработал табличную форму раскрытия информации об условиях обслуживания. Таблицу, в которой будут все ключевые условия, можно будет найти на официальном сайте, в мобильном приложении банка либо запросить в отделении. Там должна быть информация и о том, сколько стоит обслуживание карты, взимается ли комиссия за снятие наличных в банкомате другого финучреждения и т. д.

Лимиты сохранят средства

С 1 октября 2022 года клиенты смогут самостоятельно устанавливать в банке, в котором они обслуживаются, запрет на онлайн-операции либо ограничивать их параметры – максимальную сумму для одной транзакции или лимит на определенный период времени.

– Можно ввести ограничение на взятие онлайн-кредита, ограничить операции по переводу денег до размера минимальной приемлемой для человека суммы, установить лимит трат в сутки, в месяц или вообще ввести запрет на онлайн-операции, – поясняет Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России. – Это не даст злоумышленникам украсть значительную сумму, в зоне риска останется лишь тот лимит, который определил сам человек. А запрет на отдельные операции вообще исключит саму возможность стать жертвой некоторых видов мошенничества. Каждый сам сможет решить, какие операции ему нужны и сколько можно потратить таким способом. В случае потери банковской карты с нее не снимут деньги сверх установленного лимита. Введенные самоограничения помогут и в тех случаях, когда при помощи психологических приемов человека убеждают сделать перевод денег на «специальный счет» или взять кредит. Осмотрительным будет введение родителями определенных ограничений для онлайн-операций детям.

Часть банков будет предоставлять эту услугу в своих мобильных приложениях, клиент сможет сам настроить там ограничения. Какие-то финансовые учреждения предложат прийти в офис для оформления ограничений. После 1 октября можно обратиться в свой банк и уточнить детали.

Срок ухода на каникулы истекает

Если кто-то еще не успел оформить кредитные каникулы, это нужно успеть сделать до 30 сентября. Напомним, это касается займов, которые выданы до 1 марта текущего года. Попросить банк о каникулах можно в том случае, если доход снизился на 30 % по сравнению с доходом в предыдущем году. При одобрении заявки банк не начисляет пени, штрафы и не требует внесения платежа. Но проценты по кредиту начислять продолжает. Каникулы предоставляются по всем видам займов с учетом лимитов: по потребительским кредитам, ипотеке, автокредитам и кредитным картам. Максимальные лимиты по суммам разнятся: по автокредитам – 700 тысяч рублей, потребительским – 300 тысяч рублей, кредитным картам – 100 тысяч рублей. А для ипотечных кредитов – 6 млн руб. для Москвы, 4 млн руб. – Московской области, Санкт-Петербурга и регионов Дальневосточного федерального округа, и 3 млн руб. для других субъектов РФ.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня