Дороги в России всегда считались проблемой № 1. Но общественники мириться с этим уже не согласны. Жители двух отдаленных деревень встали на защиту своих дорог. Претензии люди предъявляют к бизнесменам, открывшим в глубинке производство: лес и гравий предприниматели возят по трассам общего пользования, разбивают их, а вкладываться в ремонт не желают. С другой стороны, эти маленькие дороги, ведущие в отдаленные и малонаселенные деревни, не входят ни в одну программу по ремонту или восстановлению, потому что не имеют достаточной социально-экономической значимости.
Нет дороги – нет хлеба
Поселок Мендельский расположен в самой глубине Бирилюсскогорайона.
О своей проблеме 29 жителей отдаленного поселения написали в районную газету: вывоз леса идет через поселок, за лето лесовозы всю дорогу разбили, в райцентр не выехать.
Все свои претензии люди выражают ООО «Рассвет-Лес». Бывший леспромхоз и нынче активно пилит лес в этой части Бирилюсского района. Говорят, есть у леспромхоза своя, окружная дорога, которая идет вокруг Мендельского, но там сыро и лесовозы проваливаются, а потому выбирают прямой путь – через поселок.
– Мы обращались в «Рассвет-Лес», но директор говорит: не обязан дорогу ремонтировать, – замечают местные жители.
– Все лето через наш поселок лесовозы ходили, баланы сверху падали. Мы с ребенком шли по обочине, и в 150 метрах от нас упали баланы. Хорошо не рядом, – рассказывает жительница поселка Мендельский Инга Дыба. – Мы обращались к главе сельсовета и в Бирилюссы ездили, нам говорят: «Ничего не можем сделать, это федеральная дорога».
В Мендельском живет от силы 35 человек, работает только библиотека и старенький клуб. В поликлинику на прием к врачу или в магазин приходится ездить в ближайший поселок Рассвет. За лето, говорят местные жители, дорогу так разбили, что автомагазин в Мендельский не мог проехать, люди неделями сидели без хлеба.
– Хлебовозка ходит в понедельник, среду, пятницу. Мы, зная дорожную ситуацию, по пять булок сразу покупаем, чтобы на неделю хватило, – говорит Инга Дыба. – А то придется сидеть ждать. Автобус, бывает, даже не соглашается в Мендельский ехать. У нас одна бабушка в Рассвет в больницу уехала, а обратно – никак. Ходила плакала, просила, чтобы увезли.
Инга в этом маленьком поселке что-то вроде активистки-общественницы. Работает в библиотеке, как раз сюда привозят хлеб и другие товары. Кроме того, у нее есть машина, и для решения проблем именно она спешит в центр.
– Раньше в Мендельском много народу жило, – вспоминает женщина. – Начальная школа работала. А сейчас детей мало, возим в Рассвет. Единственное, что здесь держит, – железная дорога. Практически все мужчины работают на станции.
Кто заплатит за «грехи»?
Генеральный директор ООО «Рассвет-Лес» Леонид Бирюков стоит на своем:
– Наше предприятие платит все налоги, в том числе и дорожный. Это трасса общего пользования, и по ней не запрещено ездить – знаков никаких нет. Да и не только наши лесовозы по ней ходят.
Леонид Петрович уверен: дорогу обязаны содержать подрядные дорожные организации, а внутри поселка – сельсовет. Ведь на это же выделяются деньги.
– Нет у нас никакого конфликта с местными жителями, – считает генеральный директор ООО «Рассвет-Лес». – Просто люди привыкли, что леспромхоз всегда чистил дороги в округе. У нас есть грейдер, как надо – сразу к нам: «Сделайте». И сегодня мы заключаем договор с Рассветом и чистим сельсоветовские дороги. А то, что бревно упало… Все наши машины снабжены перекидками. Не дай бог, факт был – запишите номер машины, сообщите в ГАИ и нам – вплоть до увольнения водителя дойдет.
Не леспромхозовский лесовоз бревно потерял, уверен Леонид Бирюков. Да и не только машины «Рассвет-Леса» по мендельской дороге курсируют. В округе действительно действует несколько мелких предпринимателей, подбирающих остатки древесины с вырубок. «Воруй-лес» – так называет этих заготовителей новый глава Рассветовского поссовета (к которому относится и поселок Мендельский) Александр Кириллов.
– Например, на въезде в Ганину Гарь стоит лесоперерабатывающее малое предприятие, а в самой деревне – другое, – поясняет Александр Алексеевич. – Там дорогу всю разбили. А рядом кладбище, к нему не проехать. Будем разбираться, заставлять ремонтировать дорогу. Буду стараться хотя бы на совесть давить: «Почему гусеничную технику гоняешь по деревне, что натворил?»
Новый глава – бывший работник того самого «Рассвет-Леса», так что градообразующее предприятие своими «заботами» обходит стороной. Но относительно малых предпринимателей настроен решительно: намерен заставить их восстановить дорогу на собственные средства. Не из бюджета же их «грехи» покрывать.
Район другой, проблемы те же
Большеулуйский район – сосед Бирилюсского. Эти два муниципальных образования соприкасаются друг с другом не только территориями, но и, как оказалось, проблемами. Жители деревни Красновка Большеулуйского района вот уже год бьются с бизнесменом, открывшим здесь добычу песка и гравия, за свою единственную дорогу. По ней КамАЗы перевозят грузы.
– Наша дорога местного значения, рассчитана на 10 тонн груза, а по ней ездят 50-тонные КамАЗы, – рассказывает Тамара Кокоулина, которая в Красновке имеет дачу. – Своим весом машины разбивают дорогу. Кроме того, трасса пересекает речушку Осиновку, и в этом месте лежит труба. Она уже просела от веса машин, а если лопнет, мы останемся в изоляции. К нам скорая помощь не проедет.
Жители Красновки уверены: дорогу нужно беречь, это единственный путь сообщения с центром района, других дорог из деревни нет. Бизнесмен же, открывший производство в Большеулуйском районе, уходить с трассы не желает – считает, что его КамАЗы не наносят ей большого ущерба.
В районной администрации только руками разводят: нет полной информации о деятельности песчаного предпринимателя, а без фактов как действовать?
– Мы переписываемся с правоохранительными органами, министерством природных ресурсов края, – говорит юрист администрации Большеулуйского района Тамара Вышар. – Как только получим полную информацию, выйдем на встречу с гражданами. Раз они пишут, значит, чем-то недовольны.
Мы их теряем
Интересно, что ни в Бирилюсском районе, ни в Большеулуйском сразу не удалось определить хозяина проблемных дорог. Глава Рассветовского поссовета утверждал, что до Мендельского ведет чуть ли не федеральная трасса, а жители Красновки уверены: их дорога бесхозная. Мол, построил бывший совхоз «Симоновский», да так никому и не передал на баланс. А раз ничья трасса, значит, никто за нее и не отвечает.
В краевом управлении автомобильных дорог пояснили:
– Наши это дороги. Стоят в перечне краевых. Но предусмотрено только содержание их, никаких планов на ремонт в текущем финансировании не стоит. Нынче на содержание дорог по краю выделено только 40 процентов от необходимой суммы. У подрядчиков едва хватает сил и средств на чистку трасс. Единственная возможность – жителям договариваться с бизнесменами, открывшими дело на этой территории, чтобы те содержали дороги.
Как удалось выяснить, пути к отдаленным поселкам все же обслуживаются ДРСУ, хотя не без проблем.
– Обслуживание межпоселенческих дорог финансируется дорожным фондом. А обслуживающие организации работают по своему графику – сколько перечислили средств, столько и тратят, – поясняет глава администрации Бирилюсского района Вячеслав Лукша. – Мы пытаемся договариваться с дорожниками, но все, что я могу сделать, – это объяснить им народные чаяния.
Межпоселенческие дороги в ужасном состоянии. Нынче, например, в Бирилюсском районе из-за разбитых-размытых трасс ребятишек не могли привезти в центр на ЕГЭ. Доставляли катером. Школьникам приходилось писать тесты после восьмичасового пути.
Вячеслав Лукша с тревогой замечает:
– Боюсь, при отсутствии капитального вложения мы эти дороги потеряем и будем отброшены на 20 лет назад.
Врезка:
Межпоселенческие дороги в ужасном состоянии. Нынче, например, в Бирилюсском районе из-за разбитых-размытых трасс ребятишек не могли привезти в центр на ЕГЭ.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей ЖУРАВЛЕВ
заместитель руководителя управления автомобильных дорог по Красноярскому краю
– В Красновке дело обстоит несколько иначе, чем рассказывают жители. Возможно, их не устраивает, что по общей дороге ездят грузовики, которые возят материалы из карьера, но состояние дороги в этой деревне удовлетворительное. Предпринимателю, который разрабатывает карьер, мы выдали технические условия на примыкание к дороге с обустройством асфальтированного съезда к своему предприятию, чтобы его машины не выносили грязь на основную трассу.
К дороге в поселок Мендельский действительно существуют претензии. В прошлом году мы пытались этот участок внести в планы ремонта на сезон 2014 года, но в итоговый перечень он, увы, не попал. Попытаемся внести дорогу в Мендельский в перечень нуждающихся в ремонте на следующий, 2015 год. Сейчас существует только содержание этой дороги. Засыпается щебень, по мере возможности работает грейдер. Из-за непростого финансового состояния отрасли – не так часто, как хотелось бы.
Сегодня появилась надежда, что ситуация с дорогами, которые находятся в проезжем состоянии, но требуют к себе пристального внимания, изменится в ближайшее время. Недавно губернатор Красноярского края Виктор Толоконский заявил, что объем дорожного фонда, имеющийся в крае, недостаточен для решения существующих проблем. По мнению губернатора, его необходимо увеличить в 2–2,5 раза. Источники пополнения дорфонда сейчас прорабатываются. Если увеличение произойдет, то улучшение ситуации должны почувствовать все пользователи дорог, включая муниципалитеты.