Не обижайте маленьких!

Малонаселенные деревни рискуют остаться без дорог

Не обижайте маленьких! Малонаселенные деревни рискуют остаться без дорог

Дороги в России всегда считались проблемой № 1. Но общественники мириться с этим уже не согласны. Жители двух отдаленных деревень встали на защиту своих дорог. Претензии люди предъявляют к бизнесменам, открывшим в глубинке производство: лес и гравий предприниматели возят по трассам общего пользования, разбивают их, а вкладываться в ремонт не желают. С другой стороны, эти маленькие дороги, ведущие в отдаленные и малонаселенные деревни, не входят ни в одну программу по ремонту или восстановлению, потому что не имеют достаточной социально-экономической значимости.

Нет дороги – нет хлеба

Поселок Мендельский расположен в самой глубине Бирилюсскогорайона.

О своей проблеме 29 жителей отдаленного поселения написали в районную газету: вывоз леса идет через поселок, за лето лесовозы всю дорогу разбили, в райцентр не выехать.

Все свои претензии люди выражают ООО «Рассвет-Лес». Бывший леспромхоз и нынче активно пилит лес в этой части Бирилюсского района. Говорят, есть у леспромхоза своя, окружная дорога, которая идет вокруг Мендельского, но там сыро и лесовозы проваливаются, а потому выбирают прямой путь – через поселок.

– Мы обращались в «Рассвет-Лес», но директор говорит: не обязан дорогу ремонтировать, – замечают местные жители.

– Все лето через наш поселок лесовозы ходили, баланы сверху падали. Мы с ребенком шли по обочине, и в 150 метрах от нас упали баланы. Хорошо не рядом, – рассказывает жительница поселка Мендельский Инга Дыба. – Мы обращались к главе сельсовета и в Бирилюссы ездили, нам говорят: «Ничего не можем сделать, это федеральная дорога».

В Мендельском живет от силы 35 человек, работает только библиотека и старенький клуб. В поликлинику на прием к врачу или в магазин приходится ездить в ближайший поселок Рассвет. За лето, говорят местные жители, дорогу так разбили, что автомагазин в Мендельский не мог проехать, люди неделями сидели без хлеба.

– Хлебовозка ходит в понедельник, среду, пятницу. Мы, зная дорожную ситуацию, по пять булок сразу покупаем, чтобы на неделю хватило, – говорит Инга Дыба. – А то придется сидеть ждать. Автобус, бывает, даже не соглашается в Мендельский ехать. У нас одна бабушка в Рассвет в больницу уехала, а обратно – никак. Ходила плакала, просила, чтобы увезли.

Инга в этом маленьком поселке что-то вроде активистки-общественницы. Работает в библиотеке, как раз сюда привозят хлеб и другие товары. Кроме того, у нее есть машина, и для решения проблем именно она спешит в центр.

– Раньше в Мендельском много народу жило, – вспоминает женщина. – Начальная школа работала. А сейчас детей мало, возим в Рассвет. Единственное, что здесь держит, – железная дорога. Практически все мужчины работают на станции.

Кто заплатит за «грехи»?

Генеральный директор ООО «Рассвет-Лес» Леонид Бирюков стоит на своем:

– Наше предприятие платит все налоги, в том числе и дорожный. Это трасса общего пользования, и по ней не запрещено ездить – знаков никаких нет. Да и не только наши лесовозы по ней ходят.

Леонид Петрович уверен: дорогу обязаны содержать подрядные дорожные организации, а внутри поселка – сельсовет. Ведь на это же выделяются деньги.

– Нет у нас никакого конфликта с местными жителями, – считает генеральный директор ООО «Рассвет-Лес». – Просто люди привыкли, что леспромхоз всегда чистил дороги в округе. У нас есть грейдер, как надо – сразу к нам: «Сделайте». И сегодня мы заключаем договор с Рассветом и чистим сельсоветовские дороги. А то, что бревно упало… Все наши машины снабжены перекидками. Не дай бог, факт был – запишите номер машины, сообщите в ГАИ и нам – вплоть до увольнения водителя дойдет.

Не леспромхозовский лесовоз бревно потерял, уверен Леонид Бирюков. Да и не только машины «Рассвет-Леса» по мендельской дороге курсируют. В округе действительно действует несколько мелких предпринимателей, подбирающих остатки древесины с вырубок. «Воруй-лес» – так называет этих заготовителей новый глава Рассветовского поссовета (к которому относится и поселок Мендельский) Александр Кириллов.

– Например, на въезде в Ганину Гарь стоит лесоперерабатывающее малое предприятие, а в самой деревне – другое, – поясняет Александр Алексеевич. – Там дорогу всю разбили. А рядом кладбище, к нему не проехать. Будем разбираться, заставлять ремонтировать дорогу. Буду стараться хотя бы на совесть давить: «Почему гусеничную технику гоняешь по деревне, что натворил?»

Новый глава – бывший работник того самого «Рассвет-Леса», так что градообразующее предприятие своими «заботами» обходит стороной. Но относительно малых предпринимателей настроен решительно: намерен заставить их восстановить дорогу на собственные средства. Не из бюджета же их «грехи» покрывать.

Район другой, проблемы те же

Большеулуйский район – сосед Бирилюсского. Эти два муниципальных образования соприкасаются друг с другом не только территориями, но и, как оказалось, проблемами. Жители деревни Красновка Большеулуйского района вот уже год бьются с бизнесменом, открывшим здесь добычу песка и гравия, за свою единственную дорогу. По ней КамАЗы перевозят грузы.

– Наша дорога местного значения, рассчитана на 10 тонн груза, а по ней ездят 50-тонные КамАЗы, – рассказывает Тамара Кокоулина, которая в Красновке имеет дачу. – Своим весом машины разбивают дорогу. Кроме того, трасса пересекает речушку Осиновку, и в этом месте лежит труба. Она уже просела от веса машин, а если лопнет, мы останемся в изоляции. К нам скорая помощь не проедет.

Жители Красновки уверены: дорогу нужно беречь, это единственный путь сообщения с центром района, других дорог из деревни нет. Бизнесмен же, открывший производство в Большеулуйском районе, уходить с трассы не желает – считает, что его КамАЗы не наносят ей большого ущерба.

В районной администрации только руками разводят: нет полной информации о деятельности песчаного предпринимателя, а без фактов как действовать?

– Мы переписываемся с правоохранительными органами, министерством природных ресурсов края, – говорит юрист администрации Большеулуйского района Тамара Вышар. – Как только получим полную информацию, выйдем на встречу с гражданами. Раз они пишут, значит, чем-то недовольны.

Мы их теряем

Интересно, что ни в Бирилюсском районе, ни в Большеулуйском сразу не удалось определить хозяина проблемных дорог. Глава Рассветовского поссовета утверждал, что до Мендельского ведет чуть ли не федеральная трасса, а жители Красновки уверены: их дорога бесхозная. Мол, построил бывший совхоз «Симоновский», да так никому и не передал на баланс. А раз ничья трасса, значит, никто за нее и не отвечает.

В краевом управлении автомобильных дорог пояснили:

– Наши это дороги. Стоят в перечне краевых. Но предусмотрено только содержание их, никаких планов на ремонт в текущем финансировании не стоит. Нынче на содержание дорог по краю выделено только 40 процентов от необходимой суммы. У подрядчиков едва хватает сил и средств на чистку трасс. Единственная возможность – жителям договариваться с бизнесменами, открывшими дело на этой территории, чтобы те содержали дороги.

Как удалось выяснить, пути к отдаленным поселкам все же обслуживаются ДРСУ, хотя не без проблем.

– Обслуживание межпоселенческих дорог финансируется дорожным фондом. А обслуживающие организации работают по своему графику – сколько перечислили средств, столько и тратят, – поясняет глава администрации Бирилюсского района Вячеслав Лукша. – Мы пытаемся договариваться с дорожниками, но все, что я могу сделать, – это объяснить им народные чаяния.

Межпоселенческие дороги в ужасном состоянии. Нынче, например, в Бирилюсском районе из-за разбитых-размытых трасс ребятишек не могли привезти в центр на ЕГЭ. Доставляли катером. Школьникам приходилось писать тесты после восьмичасового пути.

Вячеслав Лукша с тревогой замечает:

– Боюсь, при отсутствии капитального вложения мы эти дороги потеряем и будем отброшены на 20 лет назад.

Врезка:

Межпоселенческие дороги в ужасном состоянии. Нынче, например, в Бирилюсском районе из-за разбитых-размытых трасс ребятишек не могли привезти в центр на ЕГЭ.

КОММЕНТАРИЙ

Андрей ЖУРАВЛЕВ

заместитель руководителя управления автомобильных дорог по Красноярскому краю

– В Красновке дело обстоит несколько иначе, чем рассказывают жители. Возможно, их не устраивает, что по общей дороге ездят грузовики, которые возят материалы из карьера, но состояние дороги в этой деревне удовлетворительное. Предпринимателю, который разрабатывает карьер, мы выдали технические условия на примыкание к дороге с обустройством асфальтированного съезда к своему предприятию, чтобы его машины не выносили грязь на основную трассу.

К дороге в поселок Мендельский действительно существуют претензии. В прошлом году мы пытались этот участок внести в планы ремонта на сезон 2014 года, но в итоговый перечень он, увы, не попал. Попытаемся внести дорогу в Мендельский в перечень нуждающихся в ремонте на следующий, 2015 год. Сейчас существует только содержание этой дороги. Засыпается щебень, по мере возможности работает грейдер. Из-за непростого финансового состояния отрасли – не так часто, как хотелось бы.

Сегодня появилась надежда, что ситуация с дорогами, которые находятся в проезжем состоянии, но требуют к себе пристального внимания, изменится в ближайшее время. Недавно губернатор Красноярского края Виктор Толоконский заявил, что объем дорожного фонда, имеющийся в крае, недостаточен для решения существующих проблем. По мнению губернатора, его необходимо увеличить в 2–2,5 раза. Источники пополнения дорфонда сейчас прорабатываются. Если увеличение произойдет, то улучшение ситуации должны почувствовать все пользователи дорог, включая муниципалитеты.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного