Не романтик, а ученый

Где растят научные кадры

Не романтик, а ученый Где растят научные кадры

Юные геологи из красноярской гимназии № 13 традиционно в числе первых на краевых и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Школьников не страшат даже самые каверзные вопросы от специалистов с огромным опытом работы и научными степенями. И все благодаря тому, что изучают предмет не по книжкам, а на практике.

Исследователь со школьной скамьи

геология_1.jpgГеолог, кандидат наук и преподаватель Сибирского федерального университета Михаил Львович Махлаев – вот уже четверть века бессменный руководитель геологического кружка в гимназии № 13. Говорит, даже не предполагал, что когда-то станет работать с детьми. Но в 1991 году в гимназии, где училась его дочь, не оказалось учителя географии, и Михаил Львович стал преподавать.

– Год вел географию, а потом понял: это не мое, – рассказывает геолог. – Не хотелось заставлять учиться тех, кто к этому не стремился. Но обнаружил, что есть ребята, которые интересуются геологией. Организовал для них кружок. Сейчас в гимназии геологи на особом счету. Ученики не просто рассматривают камни и ландшафты, они занимаются настоящей наукой.

С первых занятий в кружке – акцент на исследовательскую деятельность.

– В геологии много направлений. Каждый находит что-то свое, – говорит Михаил Махлаев. – С детьми 13–14 лет я делаю упор на индивидуальные занятия или собираю их небольшими группами. Самые сильные приезжают в университет, где с ними работают и другие преподаватели, в первую очередь моя жена, Ольга Перфилова, и студенты, ранее бывшие юными геологами. Очень важный момент – проведение геологических маршрутов. С первых недель обучения мы выходим на местность. Дети учатся ориентироваться, вести наблюдения, наносить данные на карту, анализировать результаты. В итоге получаются серьезные работы, которые становятся составной частью научных исследований.

Недавно в Красноярске вышло уникальное издание, рассказывающее о природном комплексе Долгой Гривы (горной гряды, которая тянется от Николаевской сопки в сторону Удачного). Данные для этого научного труда собирали ученые сразу трех вузов Красноярска – СФУ, КГПУ и аграрного университета. А также студенты и юные геологи. В середине книжки – несколько страниц с указанием научных работ школьников. Среди авторов монографии – ученицы Михаила Львовича и Ольги Юрьевны Эльвира Спиридонова и Ольга Карнаухова. Свои первые наработки по Долгой Гриве они сделали еще школьницами. Затем продолжили эту тему студентками, получили премии президента и главы города за геологические исследования. А теперь обе уже успешно работают как специалисты.

Юные звезды геологии

+SDC11965.jpgМихаил Махлаев говорит: он только поддерживает интерес детей к определенному направлению геологической науки, не навязывает им общие программы. Например, несколько лет назад в кружок юных геологов пришла Соня Черепанова. Девочка была увлечена палеовулканизмом (вулканическая деятельность в прошлые геологические эпохи) – читала книги, смотрела фильмы. А в кружке смогла все это увидеть своими глазами, взять образцы вулканических пород, исследовать их. Сейчас Софья в 11-м классе, но интересу своему не изменила – до сих пор занимается вулканами. И выбирает, куда же поступать ей после окончания школы. Ведь кроме геологии есть и другие интересные науки.

– Вовсе не обязательно, чтобы ребята из кружка поступали в вуз на геологические специальности, – говорит преподаватель. – Важно, что, занимаясь исследовательскими работами, они развивают научное мышление. Но у каждого преподавателя есть мечта, чтобы нашелся ученик, который превзойдет его. Я такого ученика нашел. Софью Черепанову в геологии ждет большой успех.

+IMG_0652.jpgИ другие «звездочки» зажигаются в этом маленьком кружке юных геологов. Об этом говорят хотя бы постоянные успехи гимназистов на краевых и всероссийских олимпиадах. Каждые два года в крае собирается сборная юных геологов, которые защищают честь края на различных соревнованиях. Большая часть ребят – из гимназии № 13.

Этим летом две команды Красноярского края приняли участие во Всероссийской олимпиаде юных геологов. Мероприятие уже приобрело статус международного – посоревноваться со сверстниками из регионов России приезжают дети из ближнего зарубежья и Монголии.

– На соревнованиях к школьникам предъявляют высокие профессиональные требования, – рассказывает Михаил Махлаев. – Знания студентов второго курса, у которых я веду геологическую практику, ниже, чем у лучших из юных геологов. Но нам приходится бороться с командами из регионов и стран, где подготовка к олимпиадам поставлена на государственный уровень.

Впрочем, красноярцы единственные дерзают отбирать призовые места у признанных фаворитов международных соревнований. На предыдущей олимпиаде – 2015 года в г. Тюмени – команда Красноярского края заняла общее третье место, и край получил право выставить в следующий раз две команды.

На олимпиаде юные геологи составляли карты, заполняли полевые дневники, собирали коллекцию горных пород и даже строили геологические разрезы.

Умом и молотком

Геологию большинство людей связывают с поиском месторождений полезных ископаемых. И геолог в обывательском понимании – бородатый мужчина с рюкзаком за плечами, который идет по горам и болотам за новыми открытиями.

– Это представление далеко от реальности, – считает Михаил Махлаев. – Девиз профессии – «умом и молотком». Это два главных инструмента геолога. Ведь нам необходимо проникать мысленно через миллионы и миллиарды лет, восстанавливать в воображении то, что происходило в это время. А практическое применение геологии – не только полезные ископаемые.

Сегодня ни одно здание не может быть построено без геологических исследований. Популярен прогноз геологических опасностей – обвалы, землетрясения, селевые потоки, провалы грунта. Этим направлением серьезно занимается внук Михаила Махлаева Василий, учащийся гимназии № 13. Он изучает опасные проявления геологических процессов на территории Академгородка Красноярска.

– В Красноярске неустойчивые грунты, – поясняет преподаватель. – Отсюда и провалы на дорогах – идет размыв подземными водами. Существуют технологии, задерживающие скорость размыва, но, как правило, ими не пользуются из-за экономии денег. Кстати, обрушение подпорных стен в Красноярске – также яркий пример геологических процессов.

Прогноз опасности в последнее время очень популярное направление в экологии. Как говорят специалисты, изучать миграцию химических элементов, загрязняющих окружающую среду, невозможно без учета геологических процессов, протекающих в ландшафте. Только так можно определить места концентрации токсичных веществ.

– Но самое важное значение геологии – мировоззренческое, – считает ученый. – Эта наука расширяет кругозор, ведь она связана со всеми естественными, общественными науками и даже социальными процессами. Как говорил Вернадский, человек и сам стал серьезной геологической силой.

Фото: Сергей ЧЕРНЫХ, архив кружка юного геолога красноярской гимназии № 13

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности