Не романтик, а ученый Где растят научные кадры

Не романтик, а ученый Где растят научные кадры

Юные геологи из красноярской гимназии № 13 традиционно в числе первых на краевых и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Школьников не страшат даже самые каверзные вопросы от специалистов с огромным опытом работы и научными степенями. И все благодаря тому, что изучают предмет не по книжкам, а на практике.

Исследователь со школьной скамьи

геология_1.jpgГеолог, кандидат наук и преподаватель Сибирского федерального университета Михаил Львович Махлаев – вот уже четверть века бессменный руководитель геологического кружка в гимназии № 13. Говорит, даже не предполагал, что когда-то станет работать с детьми. Но в 1991 году в гимназии, где училась его дочь, не оказалось учителя географии, и Михаил Львович стал преподавать.

– Год вел географию, а потом понял: это не мое, – рассказывает геолог. – Не хотелось заставлять учиться тех, кто к этому не стремился. Но обнаружил, что есть ребята, которые интересуются геологией. Организовал для них кружок. Сейчас в гимназии геологи на особом счету. Ученики не просто рассматривают камни и ландшафты, они занимаются настоящей наукой.

С первых занятий в кружке – акцент на исследовательскую деятельность.

– В геологии много направлений. Каждый находит что-то свое, – говорит Михаил Махлаев. – С детьми 13–14 лет я делаю упор на индивидуальные занятия или собираю их небольшими группами. Самые сильные приезжают в университет, где с ними работают и другие преподаватели, в первую очередь моя жена, Ольга Перфилова, и студенты, ранее бывшие юными геологами. Очень важный момент – проведение геологических маршрутов. С первых недель обучения мы выходим на местность. Дети учатся ориентироваться, вести наблюдения, наносить данные на карту, анализировать результаты. В итоге получаются серьезные работы, которые становятся составной частью научных исследований.

Недавно в Красноярске вышло уникальное издание, рассказывающее о природном комплексе Долгой Гривы (горной гряды, которая тянется от Николаевской сопки в сторону Удачного). Данные для этого научного труда собирали ученые сразу трех вузов Красноярска – СФУ, КГПУ и аграрного университета. А также студенты и юные геологи. В середине книжки – несколько страниц с указанием научных работ школьников. Среди авторов монографии – ученицы Михаила Львовича и Ольги Юрьевны Эльвира Спиридонова и Ольга Карнаухова. Свои первые наработки по Долгой Гриве они сделали еще школьницами. Затем продолжили эту тему студентками, получили премии президента и главы города за геологические исследования. А теперь обе уже успешно работают как специалисты.

Юные звезды геологии

+SDC11965.jpgМихаил Махлаев говорит: он только поддерживает интерес детей к определенному направлению геологической науки, не навязывает им общие программы. Например, несколько лет назад в кружок юных геологов пришла Соня Черепанова. Девочка была увлечена палеовулканизмом (вулканическая деятельность в прошлые геологические эпохи) – читала книги, смотрела фильмы. А в кружке смогла все это увидеть своими глазами, взять образцы вулканических пород, исследовать их. Сейчас Софья в 11-м классе, но интересу своему не изменила – до сих пор занимается вулканами. И выбирает, куда же поступать ей после окончания школы. Ведь кроме геологии есть и другие интересные науки.

– Вовсе не обязательно, чтобы ребята из кружка поступали в вуз на геологические специальности, – говорит преподаватель. – Важно, что, занимаясь исследовательскими работами, они развивают научное мышление. Но у каждого преподавателя есть мечта, чтобы нашелся ученик, который превзойдет его. Я такого ученика нашел. Софью Черепанову в геологии ждет большой успех.

+IMG_0652.jpgИ другие «звездочки» зажигаются в этом маленьком кружке юных геологов. Об этом говорят хотя бы постоянные успехи гимназистов на краевых и всероссийских олимпиадах. Каждые два года в крае собирается сборная юных геологов, которые защищают честь края на различных соревнованиях. Большая часть ребят – из гимназии № 13.

Этим летом две команды Красноярского края приняли участие во Всероссийской олимпиаде юных геологов. Мероприятие уже приобрело статус международного – посоревноваться со сверстниками из регионов России приезжают дети из ближнего зарубежья и Монголии.

– На соревнованиях к школьникам предъявляют высокие профессиональные требования, – рассказывает Михаил Махлаев. – Знания студентов второго курса, у которых я веду геологическую практику, ниже, чем у лучших из юных геологов. Но нам приходится бороться с командами из регионов и стран, где подготовка к олимпиадам поставлена на государственный уровень.

Впрочем, красноярцы единственные дерзают отбирать призовые места у признанных фаворитов международных соревнований. На предыдущей олимпиаде – 2015 года в г. Тюмени – команда Красноярского края заняла общее третье место, и край получил право выставить в следующий раз две команды.

На олимпиаде юные геологи составляли карты, заполняли полевые дневники, собирали коллекцию горных пород и даже строили геологические разрезы.

Умом и молотком

Геологию большинство людей связывают с поиском месторождений полезных ископаемых. И геолог в обывательском понимании – бородатый мужчина с рюкзаком за плечами, который идет по горам и болотам за новыми открытиями.

– Это представление далеко от реальности, – считает Михаил Махлаев. – Девиз профессии – «умом и молотком». Это два главных инструмента геолога. Ведь нам необходимо проникать мысленно через миллионы и миллиарды лет, восстанавливать в воображении то, что происходило в это время. А практическое применение геологии – не только полезные ископаемые.

Сегодня ни одно здание не может быть построено без геологических исследований. Популярен прогноз геологических опасностей – обвалы, землетрясения, селевые потоки, провалы грунта. Этим направлением серьезно занимается внук Михаила Махлаева Василий, учащийся гимназии № 13. Он изучает опасные проявления геологических процессов на территории Академгородка Красноярска.

– В Красноярске неустойчивые грунты, – поясняет преподаватель. – Отсюда и провалы на дорогах – идет размыв подземными водами. Существуют технологии, задерживающие скорость размыва, но, как правило, ими не пользуются из-за экономии денег. Кстати, обрушение подпорных стен в Красноярске – также яркий пример геологических процессов.

Прогноз опасности в последнее время очень популярное направление в экологии. Как говорят специалисты, изучать миграцию химических элементов, загрязняющих окружающую среду, невозможно без учета геологических процессов, протекающих в ландшафте. Только так можно определить места концентрации токсичных веществ.

– Но самое важное значение геологии – мировоззренческое, – считает ученый. – Эта наука расширяет кругозор, ведь она связана со всеми естественными, общественными науками и даже социальными процессами. Как говорил Вернадский, человек и сам стал серьезной геологической силой.

Фото: Сергей ЧЕРНЫХ, архив кружка юного геолога красноярской гимназии № 13

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории