«Сразу задумалась – чем я могу помочь» – именно с этой простой фразы начинаются истории многих волонтеров. Такой вопрос задала себе после начала спецоперации и Светлана Бартышева, врач-косметолог. Сейчас под ее кураторством в Красноярске работает организация «ZАмаскируем».
Стараемся для своих
Некоторые считают, что те, кто решил помогать бойцам, собирать гуманитарную помощь, – из семьи военнослужащих. Или у них кто-то на фронте. Для «своих» стараются.
У Светланы на передовой нет никого из родных. Как и у многих из ее команды. Но, отвечая на вопрос, что повлияло на решение стать волонтером, они говорят: «Да, стараемся для своих: там ведь сейчас все наши парни, они сражаются за нашу Родину».
Ради наших парней врач-косметолог по образованию села за швейную машинку, хотя до СВО не шила никогда.
Выпускнице медицинского вуза пришла идея заниматься маскировочными костюмами, которые бы помогли сделать ребят, которые идут на боевые задания, почти невидимыми. И вот в течение года дорабатывалась конструкция, с учетом пожеланий бойцов.
За помощью обратились в техникум, который готовит швей и закройщиков.
– Технология у меня уже была, материалы я сама покупала на тот момент, – рассказывает Светлана. – Они меня очень поддержали, мы с ними год проработали. Теперь там свои волонтеры, сами шьют, есть меценаты, которые им помогают. Я очень счастлива, что они так масштабировались.
А что же с заводскими изделиями? По словам самих волонтеров, они тоже есть, но из-за непродуманности, узнаваемости, легкому обнаружению это скорее «демаскировка».
Волонтеры в отдельном помещении делают «заготовки» – вплетают ленточки из спанбонда – специального укрывного материала, который часто используют дачники. Только здесь у него другая функция – «накидка» и «юбка» из лент помогает замаскироваться. Костюм «Леший» очень востребован на передовой, ленты – разных оттенков зеленого и коричневого, под «траву».
– Бойцы на местах уже «тюнингуют» его – к примеру, добавляют местной растительности – это называется «добавить флоры», – поясняет Светлана. – А сейчас мы будем делать по заявке наших бойцов зимний вариант – почти белый, для Курска. Там, оказывается, уже лежит снег. Ну а за счет своей мохнатости такая «юбка» еще и теплая. И, наконец, по просьбе ребят мы немного изменили конструкцию «юбки» – ее сейчас при необходимости можно даже использовать как носилки. Она не предназначена для этого, но в случае крайней необходимости ею можно воспользоваться – нам рассказывали, что такие случаи уже были.
Хочется обогреть и помочь
Про футболки тоже не забыли. Сейчас это настоящие изделия ручной работы – от одного взгляда на них на душе становится теплее. Их украшают очень искренние детские рисунки на ткани, которые с удовольствием делают дети самих волонтеров.
А началось все с истории одного бойца. Он рассказал, что очень милый рисунок с надписью «Солдат, ты очень хороший человек. Я очень люблю свою Родену. А ты?» (орфография автора рисунка сохранена), уже замусоленный, он носит всегда с собой как оберег.
Пришла идея для наших волонтеров сделать такие футболки. Рисунки очень разные – патриотические, с героями мультфильмов. Их стали отправлять нашим бойцам. Думали вначале, что будем печатать изображения, но потом решили, что изделие с росписью вручную вызывает особые эмоции. А они там, «за ленточкой», нужны не меньше, чем гуманитарная помощь.
Сейчас делают футболки с QR-кодом на спине, который ведет по ссылке в группу «ZАмаскируем». Такую футболку с рисунком можно купить за пять тысяч рублей – сейчас собирают ребятам на машину.
Направлений работы у волонтеров становится только больше. Они взяли под опеку ребят одного из госпиталей Красноярска.
– Мы не можем бросить людей, которые находятся на лечении, – говорит Светлана. – Это же не туристы, которые приехали в Сибирь по своему желанию. Почти все они из разных уголков России, у них тут никого нет. И очень хочется их обогреть, помочь. Ситуации бывают разные: у кого-то даже документов нет, все сгорело – только медицинская карта, не говоря о вещах. Решили их порадовать домашней пищей, готовим «вкусняшки» – для мужчин это не сладости, а, к примеру, фаршированные блинчики, причем мы стараемся учитывать религиозные особенности, у нас есть маркировка, что здесь с курицей и т. д. Привозили им бруснику с сахаром – некоторые впервые попробовали такую ягоду. Сейчас купили 11 килограммов сала.
В госпитале голодными парни не остаются, но это простая, больничная еда без особых изысков. Не говоря уже о том, что есть и другие потребности – важные мелочи, которые необходимы.
Или просто крайне важны для того, чтобы дать понять – ты точно нужен, жизнь продолжается, все еще будет хорошо. Светлана накануне шила повязку – пиратскую, чтобы прикрыть бойцу глаз, которого уже нет… Решили, что и футболки будут шить для ребят из госпиталя, тоже с рисунками, эскизы сейчас разрабатывают.
– А вообще они неприхотливые совершенно, не требовательные, очень нам благодарны за все, – делится Светлана.
В определенные дни в госпиталь приезжают и волонтеры-парикмахеры, которые стригут ребят. Направлений работы очень много, а вот рук не хватает. Волонтеры – это самые обычные люди, которые отличаются от многих остальных лишь неравнодушием – они просто не могут оставаться в стороне, спокойно заниматься своей жизнью и делать вид, что происходящее их абсолютно не касается. У добровольцев точно такая же пятидневная рабочая неделя, семейные хлопоты, дети.
Приходят рано утром, чтобы до работы успеть что-то сделать, или выбирают дни в отпуске. Большая нагрузка ложится на пенсионеров, поэтому так сложно было летом, когда начались дачи. Но количество заказов от бойцов только увеличивается, и порой от темпов работы здесь, в тылу, в прямом смысле зависит жизнь парней там, на передовой. Поэтому здесь ждут всех, кто может помочь.
Связаться можно по телефону 8 865 913-39-86 или найти сообщество в чате «ZАмаскируем» в «Телеграме».