Не спасайте язык

Спасайтесь сами

Не спасайте язык Спасайтесь сами

В начале лета не говорить о великом и могучем просто грех: 6 июня мы отмечаем День русского языка – в память о появлении на свет Александра Сергеевича Пушкина. А еще через несколько дней – День России. Эти события редко связывают друг с другом, и это особенно обидно: русский язык – самое ценное, что у нас как нации есть. Ведь по большому счету без языка нации не существует.

 

Что такое язык – вопрос не самый простой. Для ученого это система знаков, которая позволяет описать этот мир. Для политика – вопрос национальной самоидентификации. А для нас, его простых «пользователей»? Чаще всего – запись «рус. яз.» в дневнике. Мы, говорящие на одном из самых популярных языков планеты, перестаем им интересоваться, как только получаем аттестаты. Для нас русский язык – это орфография и пунктуация в рамках школьной программы, не больше. Знаем, что «корова» – через «о» и «ча-ща» пиши с «а», но не всегда можем небанально поздравить коллегу или написать официальное письмо так, чтобы просьба была услышана. И старшее поколение в этом смысле ничуть не отличается от тех ребят, которые сейчас пишут ЕГЭ. Вот только у нас в головах – правила, а у них – тесты. Мы любим не русский язык, мы любим орфографию. Поэтому так яростно бьются в соцсетях «граммар-наци», увидевшие у другого ненужную запятую или мягкий знак. «Все пропало, русский язык нужно срочно спасать», – кричат они.

Русский язык – это живая стихия, вызывающая бесконечный восторг у того, кто к нему внимателен. Сегодня на нем говорят около 260 млн людей в мире. Интерес к его изучению, как и интерес к России, во всем мире растет, хоть и учить его очень сложно.

Русский язык меняется постоянно, но при этом мы до сих пор живем по правилам орфографии 1956 года. В нем ежегодно появляются иноязычные слова, которые так пугают блюстителей чистоты: нужное он усваивает, а все «месседжи» тают морской пеной в полосе прибоя. И таких обрусевших иностранцев у нас – безбрежное море: например, пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить исконно русские слова, начинающиеся на букву «а»: это «ага», «авось» и «азбука». И мы спокойно живем, пользуясь инородными апельсинами и амбарами.

Любое слово в русском языке имеет право на существование – главное, чтобы оно было к месту и к ситуации. Именно этот принцип когда-то ввел в литературу Пушкин, не только солнце русской поэзии, но и отец русского литературного языка. До него «низкие» слова – задворки или посиделки – в принципе не могли появиться в книге. Только у этого классика крестьяне заговорили как крестьяне, и мы, читая его тексты, можем узнать, какими были люди и язык той эпохи. Пушкин говорит с нами через книги, и это счастье – иметь возможность такого диалога: легкость, яркость образов, точность в передаче чувств – вот что восхищало и восхищает читателей. А ведь это и есть умение пользоваться языком, всеми его сокровищами. Нас с поэтом разделяют каких-то пара веков – языковой арсенал, по большому счету, один и тот же. Но у одного получается «Евгений Онегин», а у другого – пост в соцсети, от которого скулы сводит. Так в чем причина? Кроется она, как это ни банально, в любви к родному слову. А любить язык – это уважать его, знать во всех нюансах значения даже полузабытых слов, уметь тщательно подбирать синонимы, интересоваться его историей и каждый раз думать: а к месту ли это слово? И все это делать не во имя спасения великого русского языка, который и сам себя спасет. Во имя нас самих. Потому что наш язык – это и есть мы сами.

Анна ТРАПЕЗНИКОВА, кандидат филологических наук

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Обучение с перспективой
Подготовка кадров для крупного бизнеса — очень важная задача. Поэтому во многих российских вузах работают программы целевого обучения: это один
Без рубрики
29 октября 2024
Национальный колорит в семье и на сцене
Карен Оганесян называет себя «сибирский армянин». Родился и вырос он в Красноярске, а после окончания Красноярского института искусств поступил в
Без рубрики
29 октября 2024
На примерах героических земляков изучают историю в селе Вершино-Рыбное
Геннадий Вергилесов – продолжатель династии сельских учителей из села Вершино-Рыбное Партизанского района. Его отец-фронтовик был учителем в местной школе, мать