Зимы, как я писал недавно в своей колонке, бояться не надо, хоть и обещают синоптики, что она будет суровой. Нам не привыкать. Оделся потеплей, выскочил из теплой квартиры, сел в теплую машину, доехал до теплого офиса… А дома вечером – чашка горячего чая, любимый плед, новый сериал… Хорошо тем, у кого все это есть.
Но как быть тем, у кого нет ни пледа, ни работы, ни офиса, ни дома? Тем, кого зимой ждут холод, голод, а мысли только об одном: как бы не умереть? Да, я о людях без определенного места жительства. О бомжах – человеческих существах с самого дна.
И хоть «партия и правительство» делают в последние годы все возможное, чтобы и бедных, и бомжей было как можно меньше (сами видите – забота крепнет), но бездомные, как и преступность, никуда не денутся. Всегда была и будет прослойка людей, которые настолько «любят свободу», что готовы ради нее потерять все: паспорт, семью, социальный статус, человеческий облик. Практически в любой стране есть такие, «свободолюбивые». Ходят по улицам и воняют. Раздражают одним своим видом добропорядочных бюргеров. Будут они и этой зимой на улицах Красноярска, на вокзалах и в подвалах. Кто-то замерзнет под забором, напившись «технаря», и его похоронят за казенный счет под табличкой с номером, кто-то только ноги отморозит, и их отрежут.
И не надо этих пафосных восклицаний, этого осуждения: «Да знаем мы, как бомжами становятся! Они сами этого хотели! Им это нравится – по помойкам рыться! Пусть работать идут!»
Все верно. Большинство бомжей – люди безответственные, ленивые, плывущие по течению. Маргиналы, одним словом. Они сами скатились на дно. И не делают ничего, чтобы оттуда выбраться.
Но… не суди, да не судим будешь. Иногда нужно отключать свою логику и включать сердце, душу, сострадание к падшим. Если мы люди, а не бездушные машины. На Руси всегда было принято помогать блаженным, убогим, заключенным. Не осуждая, протянуть кусок хлеба.
Помню, как одна успешная красноярская бизнесвуменша с жаром доказывала, что она никогда такой не станет. Потому что всю жизнь пашет как лошадь, заботится о своей старости. Не то что эти – только бы шары залить.
Наивная… Лучше бы помолчала. От сумы да от тюрьмы… Сколько их было таких, успешных, упавших на дно. Это вверх подниматься – долго и трудно. А вниз – как по маслу.
Слава богу, добрых людей у нас хватает. Недавно коллега рассказала в соцсети, как подошел к ней на улице бомж. Классический такой, в тряпье, синий, «ароматный». Стоит и смотрит в глаза, ничего не говорит. Она ему сразу: «Денег на пропой не дам! И не проси». А он: «Да не на пропой мне. Я есть хочу…» Она зашла в магазин, купила ему хлеба, кусок колбасы… Он тут же начал жадно есть. Стоят и оба плачут.
Говорят, когда подаешь убогому, не надо об этом всем рассказывать. Пусть твоя левая рука не знает, что делает правая. Спорное утверждение. Хоть и библейское. Многие очерствели душой. Мол, не мы такие, жизнь такая. О себе надо думать, семью кормить, барахтаться, чтобы выжить. Не до сантиментов. Поэтому, я считаю, о случаях, когда Человек не прошел мимо Человека, не отвернулся, не отмахнулся (своих забот полно!), можно и нужно рассказывать. Может, у кого-то что-то дрогнет в душе? Сам один раз привез зимой с улицы ночью замерзающего полуслепого бича, морозы были за 40. Загнал его в ванну, тряпье кинул в стиральную машину, накормил, матрас ему в прихожей бросил. А утром пошел с ним по инстанциям, в службу соцзащиты, и к вечеру устроил в социальный приют. Он оттуда вскоре сбежал – привычка к «свободе». Но у меня совесть чиста. Как бы я жил, если б наутро узнал из сводок, что еще один отдал богу душу под забором, а я был рядом и прошел мимо?
Я не призываю всех срочно стать мамами терезами, снять с себя последнюю рубашку и пустить бича жить в свою квартиру. Но не осуждать, не гнать, не бить, не издеваться – хотя бы это можно? На днях в Красноярске осудили двух подростков, которые сбросили с моста 40-летнего бомжа. Убился насмерть. По восемь лет получили. Видимо, никто никогда не объяснял им, что такое сострадание.
Не выгоняйте бродягу из подъезда на мороз. Пусть переночует у батареи. Утром помоете полы, руки не отвалятся. Увидели на улице, что дошел до ручки, – купите ему стакан чаю и булку. Бомжи поселились в подвале? Не устраивайте на них облаву, сообщите в полицию, в социальные службы.
Мы же люди, не звери…