Не сырьем единым

Не сырьем единым

Красноярский край – крупнейший экспортер сырьевых ресурсов. Однако помимо богатств природных, наш регион богат образованными, умелыми и предприимчивыми людьми. А это значит, что мы можем развивать и другие экспортные возможности – наукоемкие, технологичные.

Разумеется, делать это непросто. Начинающим красноярским экспортерам несырьевой продукции трудно пробиться на сложившиеся мировые рынки без поддержки государства. И эта поддержка стала возможной благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт». Одна из основных целей проекта, которая поставлена в крае, – к 2024 году в два раза в сравнении с 2018 годом увеличить количество экспортеров – субъектов малого и среднего бизнеса.

Мы в последнее время много внимания уделяем поддержке экспорта, рассматривая это как инструмент поддержки экономики, повышения ее конкурентоспособности и придания ей инновационного характера. Нужно увеличить сбыт российской промышленной продукции, обеспечить широкий выход отечественных предприятий на внешние рынки. Для этого необходима единая система поддержки промышленных экспортеров, которая могла бы гибко подстраиваться под требования покупателей и делать работу на зарубежных направлениях проще и удобней.

Президент РФ Владимир Путин

В перечень стран, куда поставляет свою продукцию железногорское научно-производственное объединение «Скай Технолоджи», входят Ирландия, Англия, Беларусь, Украина, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Армения. Перечень, как говорится, не окончательный. В октябре этого года планировали показать свои изделия на выставке в германском Дюссельдорфе – с прицелом на поиск деловых партнеров, но пришлось отложить эти планы на следующий год из-за пандемии.

«Скай Технолоджи» производит специализированное оборудование для декорирования листовых материалов: широкоформатные УФ-принтеры, станки для резки стекла, тканей, пластика. И расходные материалы: лаки, краски, УФ-полимеры. Все это делается на собственных мощностях в Железногорске.

Рождение бренда

Как же удалось сибирякам пробиться в нишу, где, казалось бы, безраздельно властвуют известные бренды?

– Наше предприятие занималось выпуском дверей. Встала задача: как увеличить продажи. Далеко за рубежом мы нашли технологию изготовления витражей, – рассказывает руководитель отдела продаж компании Марк Молчанов. – И решили заняться этой технологией в России. В итоге в далеком 2006 году был создан наш первый станок для изготовления витражей. Естественно, для этого практически все пришлось создавать с нуля. Сначала конструкторскую документацию, затем оборудование.

Активное продвижение продукции за рубеж началось вместе с сотрудничеством с Красноярским агентством развития бизнеса.

Прежде всего, это была помощь в софинансировании участия в международных выставках. Ведь затраты на участие в каждой из них – около миллиона рублей.

Развитие экспортного направления для компании не только самостоятельная цель, но и в своем роде знак качества.

– В Европе жесткие требования к качеству продукции. Но и у российских потребителей сегодня требования очень высоки. Ведь они могут получить любое оборудование из любой страны мира, – поясняет Марк. – В российский продукт, к сожалению, люди перестали верить. И мы стараемся развеять это предубеждение. Когда мы говорим, что поставляем оборудование в Ирландию, к нам по-другому относятся. И мы стараемся держать марку. У нас есть клиенты, у которых стояли принтеры именитых брендов, и они, покупая у нас один принтер и поработав на нем, приобретают второй.

Технологии в биологии

Высокие технологии могут быть не только в «железе». Классической историей о том, как увлечение и предприимчивость помогают создать свое дело с нуля и довести его до выхода за рубеж, является история ООО «Проростки» – единственного производителя проростков и микрозелени в нашем регионе. Когда 10 лет назад основательницы компании Людмила Кондратьева и Наталья Терехова занялись этим бизнесом, никто, наверное, кроме близких, не верил в его перспективы. Сегодня предприятие прочно стоит на ногах, осуществляя поставки свежей продукции как в крупные торговые сети и рестораны, так и частным клиентам. Предприятие имеет многочисленных партнеров в России, а в последнее время начало продвигать свои технологии и продукцию на экспорт. Пока в страны СНГ – Казахстан и Армению.

– У нас был замечательный опыт общения с представителями Армении, – рассказывает Людмила Кондратьева. – Агентство развития бизнеса организовало нам бизнес-миссию на территорию Армении, и по ее результатам мы вышли на сделку на поставку своей продукции в этот регион. Оказалось, что в Армении нет такой технологии. Ценность нашей продукции в том, что она произведена из проростков по очень щадящей технологии, которая сохраняет все полезные вещества. Нам, конечно, интересно любое движение на экспорт. Но оно нуждается в дополнительных колоссальных вложениях. Каждый рынок требует свою сертификацию, подготовку продукции именно под этот рынок. Требуется и продвижение. Ведь мы предлагаем новый и не всем известный продукт.

При поддержке агентства развития бизнеса мы приняли участие в нескольких очень крупных продуктовых международных выставках в Москве и Санкт-Петербурге. Сами бы на это не решились в силу того, что мы микропредприятие и финансовые потоки у нас маленькие. Кроме того, получили от государства транш на продвижение своей продукции.

Пандемия учит гибкости

Конечно, пандемия коронавируса вносит свои коррективы в экспортную деятельность, осложняя продвижение красноярских товаров за рубеж. Однако государственная поддержка не прекращается. Она просто находит новые формы.

– В связи с пандемией выставки и бизнес-миссии сегодня отменены практически полностью как в России, так и за рубежом, – рассказывает руководитель центра поддержки экспорта Красноярского края Ольга Тимошенко. – Поэтому перечень наших услуг был скорректирован под те требования, которые предлагают нам сегодняшние реалии. Если раньше компании в основном обращались за организацией их участия в выставочных мероприятиях, то в этом году у нас основной спрос по организации аккаунтов на электронных торговых площадках, созданию сайтов на иностранном языке. Кроме того, мы предлагаем альтернативный вариант поиска партнеров и установления контактов.

Отрабатываем с нашими зарубежными подрядчиками пул потенциальных покупателей, предлагаем список «горячих» контактов и проводим с ними переговоры в формате ВКС. Можем также помочь провести сертификацию продукции на зарубежных рынках, маркетинговые исследования.

Например, в этом году по заказу малых предприятий, занимающихся сбором дикоросов, проводили маркетинговые исследования в Германии, Австрии по поставкам туда наших сухих и свежих грибов.

При этом крайне важно, что акцент в деятельности центра поддержки экспорта направлен на поддержку именно предприятий малого и среднего бизнеса, ресурсов которых недостаточно для самостоятельного продвижения своей продукции на экспорт. А с помощью государственной поддержки эта задача становится вполне достижимой.

– Часть услуг полностью оплачивается из федерального бюджета, – отмечает Ольга Тимошенко, – а часть на условиях софинансирования. Например, поиск партнеров полностью оплачивается из федеральных средств. Если брать маркетинговые или патентные исследования, там софинансирование 80 на 20.

Есть и еще одна важная составляющая господдержки – новые знания.

– Помимо финансовой поддержки, считаю очень важным обучающие программы, которые мы можем получить, – считает Светлана Корчагина, руководитель предприятия «Сибирь без границ», которое производит и поставляет, в том числе на экспорт, продукцию из дикоросов сибирской тайги. – Предпринимателю, который хочет выйти на зарубежный рынок, нужно получить очень много новых знаний, касающихся законодательного регулирования, сертификации продукции. Благодаря государственной поддержке мы имеем возможность получить эти знания в концентрированном, понятном виде, при этом быстро и без огромных затрат. Пожалуй, этот вид помощи даже важнее, чем финансовая поддержка.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 апреля 2024
Михаил Котюков: «Работаем на результат и для людей»
Год назад край возглавил человек, хорошо знакомый всем красноярцам, – наш земляк Михаил КОТЮКОВ. Мы пригласили руководителя региона в редакцию,
Без рубрики
21 апреля 2024
Как выбрать семенной картофель?
Специалисты Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю настоятельно рекомендуют не покупать семенной картофель у непроверенных продавцов на стихийных и придорожных рынках.
Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,