В рамках конкурса «Новая роль библиотек в образовании», учрежденного Фондом Михаила Прохорова, проводится цикл проектно-аналитических семинаров, в которых участвуют не только работники библиотек, но и сотрудники музеев.
Один из них, получивший название «Не только «цифра», собрал участников из всех восточносибирских регионов. Руководитель семинара – Ольга СИНИЦЫНА, искусствовед, преподаватель, член экспертного совета Фонда Прохорова, независимый эксперт по библиотечному и музейному развитию и международному культурному сотрудничеству.
– Ольга Валентиновна, почему семинар получил такое название?
– Прежде всего, семинар – проектный, а любое проектирование – это разговор о будущем. 2020-й и нынешний годы, с одной стороны, продемонстрировали очень большие возможности цифровых технологий, освоенных к тому же с невероятной скоростью, которые были невозможны в «доковидное» время.
В обычных условиях, чтобы достичь такого же результата, освоить все платформы, перевести все программы в онлайн, понадобилось бы лет пять, не меньше. Но с другой стороны, цифровыми технологиями пресытились. Все невероятно соскучились по живому общению, по чему-то настоящему, не «цифровому».
Конечно, никто не собирается отказываться от открывшихся возможностей, которые реально показали, что человек может оставаться в активном взаимодействии с окружающим миром, даже будучи запертым в своей квартире. Но мы все-таки социальные существа, и нормальное живое общение – это огромный дар, которого человек ни за что не захочет лишиться.
– Для библиотек и других учреждений это означает попросту возвращение к обычному режиму, либо что-то еще должно измениться?
– Когда все усилия были обращены на то, как упаковать свои программы в цифровой формат, вопросы содержания, контента, концептуального серьезного осмысления того, что делают библиотеки и музеи, на некоторое время ушли на второй план.
Но прошедший год обозначил важность гуманитарной составляющей нашей жизни. Поэтому появился огромный спрос на лекции, связанные с междисциплинарными подходами, например, к экологии и истории, или экологии и литературе, биологии и социологии…
Сам семинар проводится в рамках конкурса, который нацелен на то, чтобы библиотеки и музеи меняли отношение к своим возможностям повлиять на сферу образования – причем в самом широком смысле, включая самообразование. Мы помогаем участникам семинара создавать проекты, оформлять проектные заявки, которые могут получить грантовую поддержку от фонда.