Не упускайте ребенка из виду За детские травмы в ответе взрослые

Не упускайте ребенка из виду За детские травмы в ответе взрослые

Лето – это детское счастье длиной в три месяца. Пляж, походы, велосипед, скутер, скейтборд, прогулки по городу… Совсем нет уроков и, конечно, чуть меньше родительского контроля – каникулы же! Но лето, особенно в городе, таит в себе и немало опасностей, которые часто становятся причиной детского травматизма.

Ребенок, выходящий из травмпункта в гипсе, на костылях или в повязках, – невеселое зрелище. А, казалось бы, так хорошо все начиналось. Ну разогнался на новом велосипеде чуть больше положенного. Ну решил попрыгать по гаражам, первый раз, что ли? Или пошел с пацанами купаться на дикий пляж (там все купаются). В итоге – скорая, перепуганные родители, озабоченные доктора, больничная койка. Или, не дай бог, операционный стол, костыли, длительная реабилитация, инвалидность. А бывает и… страшнее.

В моем районе по дороге к школе есть несколько старых гаражей. Вокруг них – железный хлам. После уроков там часто можно увидеть мальчишек. Соревнуясь друг с другом, они перепрыгивают с крыши на крышу или с крыши на забор, который еле дышит, ходуном ходит. Неровен час… и головой о тротуар. Всегда сгоняю оттуда пацанов, так как представляю, чем дело однажды может кончиться. Сам ведь был такой, на скорой в детстве не раз катался. Имею право советовать. Они мне возражают. Вы, мол, дядя, ничего не понимаете. Это паркур! Объясняю им, что паркуром, как ни странно, занимаются под руководством тренера, имея хорошую физическую подготовку, средства защиты. Что здесь идут от простого к сложному, тренируются серьезно, годами. А сигать по крышам в туфлях и школьной форме – это не паркур, а дурость.

дети прыгают в водуДа разве им объяснишь? Они же роликов на «Ютубе» насмотрелись, хочется повторить. На другой день – те же и там же. Интересно, знают ли родители, чем занимаются их дети после школы? Почему уроки уже часа полтора как закончились, а их все нет дома?

Делюсь своими мыслями с человеком, который о детском травматизме знает все. Это опытнейший хирург, кандидат медицинских наук, заведующий детским травматолого-ортопедическим отделением городской больницы № 20 Василий Павлович Синюк. В отделении, которое он возглавляет, в прошлом году только «по травматологии» прооперировали около шестисот детей. За шесть месяцев нынешнего года в отделение поступило 2 695 пациентов с различными травмами. Из них 629 человек было госпитализировано. Везут сюда детей со всего края, а также из Хакасии и Тувы.

– Абсолютно с вами согласен, – говорит доктор. – Воспитывать нужно не столько детей, сколько родителей. Потому что причина большинства детских травм – безответственность взрослых. За детьми не смотрят, они предоставлены сами себе, им не объясняют элементарных правил безопасности.

– Василий Павлович, летом детский травматизм имеет свои особенности?

– Конечно. С конца мая – начала июня, когда заканчивается учебный год, к нам начинают поступать пациенты с так называемыми велосипедными травмами. Они бывают довольно тяжелыми, в том числе и с повреждением внутренних органов, когда брюшной полостью ударяются о руль. Переломы верхних и нижних конечностей, множественные ссадины, черепно-мозговые травмы. Характерны переломы лучезапястного, локтевого и плечевого суставов. Их причиной становится также катание на роликах и скейтбордах без соответствующей защиты и подготовки.

– Велосипедные травмы получаются в результате столкновения велосипеда с автомобилем?

– Необязательно. Неправильно выбранная дорога, где-то кочка, где-то ямка, не успел затормозить… На прошлой неделе привезли ребенка, который упал с велосипеда потому, что слишком разогнался. Родители должны объяснять детям, что на велосипеде соблюдение скоростного режима так же важно, как и в автомобиле!

Еще летом характерно падение с высоты. Отмечу, что в этом году с весны к нам поступило шесть таких пациентов. Возраст от 4 до 12 лет. Двоих спасти не удалось. Мы называем такие травмы «балконными»: сочетанные переломы верхних и нижних конечностей, костей таза, повреждения внутренних органов. Дети потом нуждаются в длительном периоде реабилитации, много времени и денег тратится на лечение, нередко дело заканчивается инвалидностью.

– Почему дети падают с высоты?

Это зависит от семьи. Привозит такого ребенка скорая, мы смотрим на родителей: как они себя ведут, как разговаривают… И становится понятно: все закономерно, этот ребенок не мог не упасть. Потому что родители были заняты не им. Они пришли с работы, сели ужинать на кухне с бутылочкой. А ребенок в комнате один. Потянулся за чем-то – вывалился с балкона. Или родители ушли куда-то, оставив свое чадо в одиночестве. Просто замкнули его в квартире, а дверь на балкон оставили открытой. Ну как можно?!

В последние пару лет резко увеличилось количество черепно-мозговых травм у детей от года до полутора. О чем это говорит? Да все о том же: родители не досматривают за своими детьми. Задаешь на дежурстве банальные вопросы… Как это случилось? Откуда ребенок упал? Со стиральной машины. С полки. Перевернул на себя телевизор. Тумбочку. Прыгал на диване. Так надо стоять рядом и смотреть, когда он прыгает! Или просто посадить или положить его на пол, если вы так уж заняты.

Травма, если посмотреть по времени, чаще всего происходит в вечернее время. Это объяснимо. Любой человек к вечеру устает. Ребенок – тоже. Папа с мамой приходят с работы, готовят ужин, занимаются домашними делами. А ребенок бегает по комнате. Родители потом говорят: даже не представляем, как это случилось. Он просто бежал и упал на ровном месте! И вот вам «на ровном» месте перелом руки или ключицы.

– Какие самые тяжелые случаи детского травматизма были в вашей практике в последнее время?

скорая– Это два случая, когда нога ребенка попала в картофелекопалку. Один – особенно тяжелый, осенью прошлого года. Мальчик, 11 лет, из района. Помогал в поле родителям-фермерам. Там было серьезное травматическое повреждение, оскольчатый перелом, размозжение. Неоднократно поднимался вопрос об ампутации средней трети голени. Ребенок долго находился в клинике – в реанимации, хирургии, травматологии. Перенес много операций. Чудом удалось спасти ему нижнюю конечность. Мальчик сейчас ходит. Конечно, не французской походкой, но самостоятельно, может наступать на больную ногу. Три недели назад сняли ему аппарат Илизарова.

Из последних – еще один довольно тяжелый случай, и неизвестно, как нам удастся с ним справиться. Полуторагодовалого ребенка покусали сторожевые собаки. Семья приехала на дачу к другу. Уж как там собаки на ребенка напали, почему не были привязаны, пусть с этим полиция разбирается. А мы разбираемся с травмами: весь ребенок искусан, все лицо, череп, руки. Снят скальп, пришлось восстанавливать. Сейчас идет борьба за сохранение верхних конечностей, очень сильно поврежден сосудисто-нервный пучок верхней трети плеча. Укусы чреваты еще и тем, что это большая инфекция. Очень сложное лечение, комплексная терапия, много препаратов.

Спортивные травмы – тоже наш профиль. Часто поступают футболисты, там, как правило, разрыв мениска. С таким же диагнозом попадают, случается, и борцы. Юные горнолыжники – тоже наш контингент, они поступают с переломами верхних конечностей, ключицы. Сегодня только удалили одному такому спортсмену металлоконструкцию из плечевой кости. Парень – чемпион России. Но немного не рассчитал своих сил.

Несколько раз поступали дети, занимающиеся паркуром – без тренера, без подготовки… Был пациент, лазавший на руках по Коммунальному мосту. Руки устали – сорвался с высоты. В последние годы много травм, связанных с мотовелоспортом – родители покупают детям мотоциклы, скутеры. И не контролируют, как и где они катаются. Причем такие «мототравмы», как правило, – тяжелые, сочетанные переломы, повреждения внутренних органов.

– Что вы как врач-травматолог посоветуете родителям?

– Не упускать ребенка из виду! Беречь его. Контролировать. Ежеминутно помнить об огромной родительской ответственности, которая на вас возложена.

ЦИФРЫ

От 60 до 80 детей поступает ежедневно только по экстренным показаниям (не считая плановых приемов) в крупнейший в городе специализированный детский травмпункт межрайонной клинической больницы № 7, расположенный на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий», 48в. Он обслуживает весь правый берег и Советский район Красноярска.

Прыжок в инвалидность

Михаил КАЛИНОВСКИЙ

заведующий травматолого-ортопедическим отделением межрайонной клинической больницы № 7

– Характерные «летние» травмы – порезы стеклом при купании в местах, для этого не предназначенных. Если пляж закрыт для купания, то там ни берег никто не чистит, ни дно. Часто дети ныряют вниз головой с высоты, пытаясь бравировать друг перед другом. В итоге – перелом шейных позвонков. Прогноз здесь разный. Если спинномозговой канал не задет, то срастается практически без последствий. Если задет – можно остаться на всю жизнь инвалидом первой группы. Уважаемые родители! Вы должны всегда знать, где и как проводят свободное время ваши дети. Если не хотите, чтоб они попали к нам.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что