«Не забыдь галздуг»

Почему наши дети пишут так безграмотно?

«Не забыдь галздуг» Почему наши дети пишут так безграмотно?
Фото Анна Павлова

Кажется, еще никогда в истории России к школьникам и школе не относились с таким вниманием. Родители стараются выбрать учебное заведение и учителя получше, сидят в электронных журналах и обсуждают нюансы образовательных программ в родительских чатах. Вот только беда – дети в большинстве своем учатся все хуже, им сложнее дается программа, и зачастую камнем преткновения становится именно русский язык. «Они слишком мало читают, поэтому патологически неграмотны», – в голос твердят педагоги. Однако причина, как всегда, намного глубже.

«Знает все правила, но что толку»

Вася учится в шестом классе. Он любит математику и роботов, а вот русский – терпеть не может. В его тетрадях – весь учительский кошмар сразу: кривые буквы, которые наползают одна на другую, многократные зачеркивания и «обводки», описки – «д» вместо «б» и наоборот. Но главное – безмерное число ошибок: «облока и тижолый, чисы и дедошка».

– А ведь он знает все правила прекрасно, – сокрушается Мария, Васина мама. – И про безударные гласные, и про жи-ши. Мы постоянно учим с ним словарные слова, но все бесполезно. По русскому кое-как получается жалкая тройка. Вот откуда эти глупые, дурацкие ошибки?

Для школьного учителя Вася – ленивый, медленный и глупый ученик. Он на самом деле сдает диктанты последним, ошибок в них стабильно больше десятка.

– Самое плохое, что над ним смеются в школе. Мол, не может человек быть таким неграмотным, – переживает мама. – И плохие оценки у него почти по всем предметам, где нужно сдавать письменные работы: география, биология, история. Учителя чаще всего даже прочитать не могут то, что он написал.

Петя учится во втором классе, в его тетрадях очень редко встречаются заглавные буквы и точки. Все предложения он, как средневековый книжник, пишет сплошным текстом, не всегда отделяя предлоги от слов.

Еще одна ученица, Маша, пишет в дневнике «взядь галздуг», и только мама понимает, что это – «взять галстук», и завтра в школе, видимо, будет торжественное мероприятие. А еще Маша пишет «жиповник», проверяет его словом «жип» – и для нее все правильно.

Ваня, Петя и Маша, как и тысячи других школьников, имеют логопедический диагноз – дисграфия. Это частичное нарушение навыков письма, связанное с дисфункцией коры головного мозга. При этом интеллектуальное развитие таких детей остается в норме.

Дисграфиков в современном мире, по мнению специалистов, очень много, так же как и дислексиков – школьников, которым не дается чтение, и ребят, страдающих дискуалькулией – имеющих сложности с математикой. В западных странах эти расстройства выявляют уже очень давно, в США и Великобритании, например, 17 % учеников страдают дисграфией в той или иной форме.

У нас этот диагноз пока остается экзотикой, чаще всего такие дети имеют клеймо ленивых и неспособных. А они на самом деле стараются – и в школе, и дома с мамой, а то и репетиторами. Вот только результат не всегда виден, потому что этим детям нужна специализированная помощь.

В европейских странах расстройства обучения – медицинский диагноз. В нашем случае это диагноз логопедический, детей с такими проблемами учителя русского должны оценивать по-другому, не обращая внимания на специфические дисграфические ошибки. На практике это случается только в тех учебных заведениях, где очень сильные школьные логопеды, которые могут переубедить администрацию и самого учителя.

Мало читает?

С дисграфией связано много предрассудков. Что у мало читающих она точно будет, что бывает врожденная грамотность и неграмотность. Хотя во втором случае доля истины, уверяют специалисты, есть. По одной из теорий, проблемы с письменной речью могут наследоваться.

– Мне эта теория казалась глупой, – вспоминает Машина мама, – но когда у дочки начались такие проблемы с письмом, я вспомнила все семейные байки про школьные ошибки у моего папы, Машиного дедушки. Вспомнила, как мы все весело над ними смеялись. Но теперь мне совсем не смешно.

Истинные причины появления этого расстройства неизвестны до сих пор: это может быть наследственный фактор, двуязычие в семье, поражение коры головного мозга еще во время внутриутробного развития, недоношенность, плохая экология… Выяснить это еще предстоит, но факт остается фактом: по данным логопедов, сейчас в России дисграфия в той или иной форме проявляется часто: от 30 % (это оптимистичный взгляд) до 70 % детей. А это означает, что наш подход к формированию навыков грамотного письма нужно менять в корне: дедовских методов, таких как списывание в начальной школе и все виды диктантов до 11-го класса, уже недостаточно. С современными школьниками и работать нужно по-другому.

Дисграфия – очень общий диагноз. Хороший специалист после диагностики установит, какое нарушение первично.

У путающих буквы, например, снижен фонетико-фонематический слух: дети не слышат разницы между «д» и «т», «б» и «п». Слова русского языка им приходится заучивать так же, как, например, английские, поэтому словарные слова они если и запоминают, то не сразу и с огромным трудом. У тех, кто пишет все вместе, страдает навык языкового анализа и синтеза – и в первую очередь учитель должен работать именно с этой проблемой. Ребята, которые «отзеркаливают» буквы, страдают оптической формой дисграфии – и с ними работа ведется совсем по-другому. Но чаще всего в школы попадают дети, у которых всего понемногу, это смешанный вариант дисграфии, сложно поддающийся коррекции.

И напоследок еще один миф: раньше дисграфиков не было. Нет, дети с такими проблемами были всегда, но, во-первых, их было меньше; во-вторых, нарушение это диагностировалось еще реже.

– Я до сих пор страдаю дисграфией, – делится общественный деятель, писательница Даша Мосунова. – Но смогла при этом окончить филфак и литературный институт в Москве. А вот в школе я прошла через настоящий позор. Бабушка с 5-го по 11-й класс каждый день заставляла меня писать диктанты. Но это мне так и не помогло.

 

Многоликая дисграфия

Опытный логопед узнает дисграфика сразу: эти дети допускают специфические ошибки, которые ни с чем не спутать.

Родителя и учителя должны насторожить такие повторяющиеся ошибки:

– отзеркаливание букв (Е вместо З);

– замена букв (сляпа вместо шляпа, жина вместо шина);

– пропуск букв (стл вместо стол, дврь вместо дверь);

– вставка лишних букв (ланмпа вместо лампа, мартка вместо марка);

– перестановка букв (петерь вместо теперь, всеет вместо свет);

– недописывание букв (красн вместо красный, ушл вместо ушла);

– слияние слов и предлогов (детиспали накроватях).

Если вы заметили, что в тетрадях вашего ребенка такие ошибки встречаются постоянно, необходимо срочно обратиться к логопеду. Ситуацию можно исправить в начальной школе, потом бороться с дисграфией становится все труднее и труднее.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности