Самым знаменательным символом новейшей истории – мостом между прошлым и будущим – на рубеже 80-летия Красноярского края можно назвать… мост, четвертый, красноярский. Он будто специально придуман для торжественности момента, для осознания неразрывности исторических эпох, понимания ответственности перед грядущими поколениями за наш вклад в развитие региона. Любой подобный мост – символ своего времени: будь то первый железнодорожный, завоевавший архитектурную славу наряду с Эйфелевой башней, или Коммунальный и Октябрьский – как наивысшего экономического подъема советского периода…
В миллионной столице края окончания строительства четвертого моста ждут с нетерпением. В разные годы новые ветки, перебрасываемые людьми через могучую реку, кардинально меняли жизнь горожан, облик самого города. Наши корреспонденты побывали на самом важном строительном объекте, чтобы рассказать о тех рядовых, кто творит историю своими руками в самом прямом смысле. Правда, кто эти героические люди?
Цена – три миллиметра
Попасть на четвертый мост – уже само по себе целое приключение, требующее почти гимнастической сноровки. На самую верхотуру, примерно равную высоте пятиэтажки, с нашим фотографом лезем по лесам, приставленным к одной из опор. Отпустишь руки – и ветер тут же «корректирует» положение тела, пытаясь сдуть тебя с маленькой площадки.
Наверху – там, где в 2015 году пойдут машины, под ногами вместо привычного асфальта пока лишь вперемешку бетон и голый металл. Тут ветер и ощущения еще сильнее. За те пять минут, пока мы идем до места работ, уши и пальцы в перчатках успевают замерзнуть. А людям приходится работать полноценный рабочий день! Конечно, есть вагончики, чтобы погреться, и спецодежда, но… На улице-то всего минус пять. Что же тут бывает в настоящий сибирский мороз, который – не причина отступать от графика?!
На самом краю нас встречает звеньевой Юрий Шерстнев. Он строил мосты в Сочи к Олимпиаде, во Владивостоке к саммиту, переход через Енисей на глубоком обходе Красноярска и еще кучу мелких, счет которым никогда не вел. Начинал когда-то простым рабочим, а сегодня здесь он царь и бог. Его рация постоянно шипит, не умолкая ни на секунду. Он вызывает сварщика, корректирует работу крановщика и других рабочих. Попутно успевает и нам рассказывать о секретах строительства мостов.
Вот он на минуту скрывается с несколькими рабочими под железным полотном. Сейчас не до нас, предстоит серьезная операция – крепят перекрытия. Для обывателя ничем не примечательная картина. К многотонной железной конструкции цепляют крючья крана, тросы натягиваются… Вроде бы ничего не происходит – никакого движения.
Правда, если послушать в этот момент переговоры Юрия Игнатьевича с крановщиком, тут разворачивается настоящая операция, требующая без преувеличения ювелирной точности. Крановщик и вся бригада должны установить конструкцию, уложившись всего в три миллиметра. Как это возможно? В кабине крана какие-то рычаги-джойстики, кнопки. Это же не точная аппаратура. Какие три миллиметра, когда передвигаешь несколько тонн металла?
– У нас техника хорошая и люди профессиональные. От мастерства крановщика многое зависит, – щурится от ветра Шерстнев, выбираясь снова к нам. – К тому же это интересно. Двух одинаковых мостов не бывает. Ведь даже одна и та же река в разных местах разная – разные берега, течение и многое другое. Так что можно сказать – работа у нас творческая. К каждому мосту свой подход нужен.
Работу Юрий Игнатьевич выбрал себе действительно по душе. Собственно, мостостроитель – это всегда призвание. Иначе не продержишься несколько десятков лет. Тут даже атмосфера на стройплощадке совершенно иная, чем на возведении многоэтажки, к примеру. Несмотря на непогоду, ни одного хмурого лица мы не встретили.
– Конечно, бывает сложно. Но мне нравится эта открытость, масштаб. В конечном итоге, нравится просто людям пользу приносить. Ведь мы в буквальном смысле соединяем людей. И ощущения, когда мост построили, сдали, когда по нему пошел первый транспорт… Всегда как в первый раз. Ну и самое главное – знаешь, что построил на совесть, и то, к чему ты приложил руку, будет стоять многие десятилетия. Как подумаешь, что мост переживет и тебя, и детей, и внуков, – дух захватывает, – рассказывает Шерстнев.
Как изменится Красноярск
Уже сегодня очевидно – Красноярск буквально задыхается в пробках, и существующая инфраструктура просто не справится с возросшей нагрузкой. Это не преувеличение – концентрация автомобильных выбросов на основных магистралях превышает допустимые нормы в 15 (!) раз. Исторический центр сегодня превратился в главный транзитный коридор, по которому в час пик просто не продерешься.
При этом большей части транспорта, который едет через центр, находиться тут вовсе не нужно. Центр не является конечной точкой их маршрута. Просто в городе нет альтернативы. По расчетам специалистов, четвертый мост позволит снизить общий ненужный перепробег через историческую часть, который составляет примерно 400 тысяч километров каждый день.
Вкупе с созданием транспортного кольца (по типу московского) вокруг Красноярска на основных магистралях города скорость повысится примерно на 25 %, а на иных и в два раза. Кроме того, появление новой переправы позволит наконец-таки отремонтировать Коммунальный мост, избежав транспортного коллапса.
И самое важное. Единственный показатель, по которому новый мост отбросит город назад в 2006 год, и это будет хорошо, – уровень загрязнения атмосферы. Вредных веществ в воздухе в центре будет в два (!) раза меньше. В общей сложности экологическая ситуация улучшится в четырех районах краевой столицы.
Ну и, наконец, такой неочевидный для всех «побочный эффект», как увеличение темпов жилищного строительства – тоже заслуга моста. Ведь новые магистрали всегда открывают новые площадки, делают их более доступными. И так везде – не только в необжитом Нижнем Приангарье, но и в, казалось бы, уже застроенном-перезастроенном Красноярске. По самым скромным расчетам, объем строительства, находящегося в непосредственной связи с появлением моста, превысит две тысячи квадратных метров, а суммарная прибавка перевалит за три миллиона квадратных метров.
Так что сооружение в буквальном смысле открывает новые территории.
Что будет, если?
Пофантазируем, что случилось бы, если Коммунальный мост в Красноярске перекрыть, а четвертого моста не было бы… На самом деле специалисты уже моделировали такую ситуацию.. Так вот, более половины магистралей города попросту встали бы, на правом берегу максимальная средняя скорость потока составила бы шесть километров в час. Уже сегодня в часы пик «максималка» составляет десять километров в час. И это безо всяких перекрытий.
Дело в том, что пропускная способность существующих мостов соответствует уровню середины 90-х годов, когда машин в Красноярске было в разы меньше. Сегодня краевой центр по уровню автомобилизации населения превосходит среднестатистические показатели по России – у нас на тысячу жителей приходится 355 авто, а по стране – 230 машин.
Самый-самый
Самый длинный автомобильный мост в Красноярском крае сдан в 2011 году – длина перехода через Ангару составляет 1,6 километра. Этот объект на дороге Богучаны – Юрубчен – Байкит стал к тому же самым первым мостом через эту реку в регионе. До этого местным жителям приходилось переправляться с берега на берег лишь по ледовой переправе или ехать в соседнюю Иркутскую область.
Кроме того, мост имеет важное экономическое значение для развития Нижнего Приангарья. Дорога «открывает» нефтяные месторождения Юрубчено-Тохомской зоны в круглогодичном режиме, позволяя избежать дорогостоящей авиационной доставки оборудования в этот район. Кроме того, уже сейчас новый мост открыл возможности для более полного обеспечения сырьем лесопереработчиков.
Отметим, конструкция моста рассчитана таким образом, чтобы в перспективе можно было использовать его и для железнодорожного сообщения.