Небесная трасса Алсиб: вехи и лица

Небесная трасса Алсиб: вехи и лица

Восемьдесят лет назад, 16 ноября 1942 года, на аэродроме в Красноярске приземлилась первая партия американских военных самолетов, прошедших по воздушной трассе Аляска – Сибирь.

Трасса протяженностью около семи тысяч километров – от американского Фэрбанкса до Красноярска – стала не только примером сотрудничества между союзниками СССР и США (теперь не только невозможного, а невообразимого) ради победы над общим врагом, но и уникальным для своего времени логистическим проектом, самым эффективным в истории Второй мировой войны.

Алсибу, который также называли «Красноярской воздушной трассой», посвящено множество публикаций в прессе, книг, фильмов, однако до сих пор не перестает удивлять высочайший профессионализм и мужество создателей этой «небесной дороги».

Идея висела в воздухе

Сама идея доставлять приобретаемые по ленд-лизу боевые самолеты и грузы через Аляску и Сибирь появилась осенью 1941 года. Инициатива принадлежала Франклину Рузвельту, который в письме Сталину сообщил, что такой маршрут даст возможность сэкономить время. Поскольку советская сторона тут же приступила к детальной проработке предложения, очевидно, что проблема назрела – причем как для нас, так и для союзников.

В то время уже действовали два маршрута поставки британской и американской военной продукции в сражающийся Советский Союз.

Первый – на кораблях через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск – был формально приемлем по времени, но чрезвычайно опасен. Базировавшиеся в Норвегии немецкие подводные лодки и морская авиация настолько успешно топили союзнические конвои, что весьма значительная часть самолетов, танков и прочего сделанного на американских и английских заводах шла на дно, а не на Восточный фронт.

Другой вариант – через Тихий, Индийский океаны, Ирак и Иран – занимал от двух до четырех месяцев, хотя в первый год войны считался более безопасным. Но вскоре Япония развила такую военную активность, что преимущества этого пути становились все менее очевидными.

Нам необходимо было оружие, чтобы бить врага; союзникам явно не нравилось работать при таких убытках.

Поэтому идея перегонять купленные по ленд-лизу боевые самолеты через Аляску и Сибирь, что называется, висела в воздухе. Правда, с тем пояснением, что основная часть маршрута пройдет по территории СССР, а это значит, на советскую сторону ложится весьма нелегкая обязанность по обустройству трассы.

Вспомним лишь некоторые имена и вехи этого великого дела.

Задание особой важности

К прокладке трассы приступили в октябре 1941 года. Предварительно был намечен маршрут: Аляска, Чукотка, Колыма, Якутия, Красноярск. Поскольку в предвоенные годы советская авиация активно осваивала Арктику и Сибирь, нашлись специалисты, которым можно было поручить чрезвычайно важное и срочное задание по детальной разработке маршрута.

Командовать прокладкой трассы Государственный комитет обороны поручил Молокову.

Василий Сергеевич МОЛОКОВ

Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, третий в истории высшей государственной награды обладатель Золотой Звезды. В начале 30-х годов жил в Красноярске, работал пилотом на трассе Красноярск – Игарка, затем пилотом и командиром отряда Главного управления Севморпути. В 1934 году участвовал в спасении челюскинцев, за что был удостоен звания Героя. Через год на самолете-амфибии «Дорнье-Валь» совершил перелет по маршруту Красноярск – Киренск – Якутск – Нагаево – Нижнеколымск – Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку.

Совершил полет вдоль всего Арктического побережья СССР. Участвовал в первой советской экспедиции на Северный полюс. Представлял Советский Союз на авиационных выставках в Лондоне и Париже. Участник финской и Великой Отечественной войн. После выполнения задания по трассе Аляска – Сибирь вернулся на фронт, командовал бомбардировочной авиадивизией.

Под руководством Молокова работала группа летчиков и специалистов по аэродромному строительству. Изыскателей доставляли самолетами как можно ближе к месту предполагаемого аэродрома, дальше они шли сами – пешком, на собачьих или оленьих упряжках. Позже подсчитали: чтобы построить объекты, каждой группе изыскателей пришлось пройти от 400 до 700 километров.

В итоге было решено построить три базовых аэродрома – в Киренске, Сеймчане и Уэлькале, и пять запасных – в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелехе и Марково. Имеющиеся аэродромы в Анадыре, Якутске и Красноярске модернизировали.

Первый пилот

Строительство началось весной 1942 года. Грузы и строителей доставляли также по воздуху. Считается, что первым пилотом, преодолевшим еще не запущенную в эксплуатацию трассу, стал капитан Комаров.

Петр Тихонович КОМАРОВ

Участник Первой мировой войны, авиамеханик, прапорщик. В Гражданскую войну служил бортмехаником на Туркестанском фронте. После окончания летной школы в Москве работал в гражданской авиации в Узбекистане и на Украине. За четыре первых месяца Великой Отечественной совершил 150 боевых вылетов.

За участие в создании трассы награжден орденом Красного Знамени. В наградном листе сказано, что Комаров прибыл в Иркутск для выполнения задания прямо с фронта на своем боевом самолете. «В исключительно тяжелых условиях Крайнего Севера, без вспомогательного технического обслуживания, без метеослужбы и радиостанций летая вслепую, чаще всего полярными ночами на высотах 4 000 – 5 000 метров поверх облаков или в облаках, самолет Ли-2 № 3910 под его управлением садился на ограниченных не приспособленных к данному типу самолета площадках Дальстроя, на лед и на «белых местах» в снегу и в пургу при всех капризах арктической зимы и лета».

Еще одно легендарное имя, связанное со строительством трассы АлСиб – летчик-испытатель, Герой Советского Союза

Владимир Константинович Коккинаки.

В 1938–1939 годах он прославился двумя беспосадочными перелетами Москва – Дальний Восток и Москва – Северная Америка.

В июле 1942 года на американском бомбардировщике Б-25 Коккинаки доставил в Москву американскую правительственную комиссию для согласования и подписания документов по перегонке самолетов.
16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа самолетов американского производства.

Алсиб в цифрах

 

Фото memorial24.ru, rgo.ru, kolymastory.ru

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности