Восемьдесят лет назад, 16 ноября 1942 года, на аэродроме в Красноярске приземлилась первая партия американских военных самолетов, прошедших по воздушной трассе Аляска – Сибирь.
Трасса протяженностью около семи тысяч километров – от американского Фэрбанкса до Красноярска – стала не только примером сотрудничества между союзниками СССР и США (теперь не только невозможного, а невообразимого) ради победы над общим врагом, но и уникальным для своего времени логистическим проектом, самым эффективным в истории Второй мировой войны.
Алсибу, который также называли «Красноярской воздушной трассой», посвящено множество публикаций в прессе, книг, фильмов, однако до сих пор не перестает удивлять высочайший профессионализм и мужество создателей этой «небесной дороги».
Идея висела в воздухе
Сама идея доставлять приобретаемые по ленд-лизу боевые самолеты и грузы через Аляску и Сибирь появилась осенью 1941 года. Инициатива принадлежала Франклину Рузвельту, который в письме Сталину сообщил, что такой маршрут даст возможность сэкономить время. Поскольку советская сторона тут же приступила к детальной проработке предложения, очевидно, что проблема назрела – причем как для нас, так и для союзников.
В то время уже действовали два маршрута поставки британской и американской военной продукции в сражающийся Советский Союз.
Первый – на кораблях через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск – был формально приемлем по времени, но чрезвычайно опасен. Базировавшиеся в Норвегии немецкие подводные лодки и морская авиация настолько успешно топили союзнические конвои, что весьма значительная часть самолетов, танков и прочего сделанного на американских и английских заводах шла на дно, а не на Восточный фронт.
Другой вариант – через Тихий, Индийский океаны, Ирак и Иран – занимал от двух до четырех месяцев, хотя в первый год войны считался более безопасным. Но вскоре Япония развила такую военную активность, что преимущества этого пути становились все менее очевидными.
Нам необходимо было оружие, чтобы бить врага; союзникам явно не нравилось работать при таких убытках.
Поэтому идея перегонять купленные по ленд-лизу боевые самолеты через Аляску и Сибирь, что называется, висела в воздухе. Правда, с тем пояснением, что основная часть маршрута пройдет по территории СССР, а это значит, на советскую сторону ложится весьма нелегкая обязанность по обустройству трассы.
Вспомним лишь некоторые имена и вехи этого великого дела.
Задание особой важности
К прокладке трассы приступили в октябре 1941 года. Предварительно был намечен маршрут: Аляска, Чукотка, Колыма, Якутия, Красноярск. Поскольку в предвоенные годы советская авиация активно осваивала Арктику и Сибирь, нашлись специалисты, которым можно было поручить чрезвычайно важное и срочное задание по детальной разработке маршрута.
Командовать прокладкой трассы Государственный комитет обороны поручил Молокову.
Василий Сергеевич МОЛОКОВ
Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, третий в истории высшей государственной награды обладатель Золотой Звезды. В начале 30-х годов жил в Красноярске, работал пилотом на трассе Красноярск – Игарка, затем пилотом и командиром отряда Главного управления Севморпути. В 1934 году участвовал в спасении челюскинцев, за что был удостоен звания Героя. Через год на самолете-амфибии «Дорнье-Валь» совершил перелет по маршруту Красноярск – Киренск – Якутск – Нагаево – Нижнеколымск – Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку.
Совершил полет вдоль всего Арктического побережья СССР. Участвовал в первой советской экспедиции на Северный полюс. Представлял Советский Союз на авиационных выставках в Лондоне и Париже. Участник финской и Великой Отечественной войн. После выполнения задания по трассе Аляска – Сибирь вернулся на фронт, командовал бомбардировочной авиадивизией.
Под руководством Молокова работала группа летчиков и специалистов по аэродромному строительству. Изыскателей доставляли самолетами как можно ближе к месту предполагаемого аэродрома, дальше они шли сами – пешком, на собачьих или оленьих упряжках. Позже подсчитали: чтобы построить объекты, каждой группе изыскателей пришлось пройти от 400 до 700 километров.
В итоге было решено построить три базовых аэродрома – в Киренске, Сеймчане и Уэлькале, и пять запасных – в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелехе и Марково. Имеющиеся аэродромы в Анадыре, Якутске и Красноярске модернизировали.
Первый пилот
Строительство началось весной 1942 года. Грузы и строителей доставляли также по воздуху. Считается, что первым пилотом, преодолевшим еще не запущенную в эксплуатацию трассу, стал капитан Комаров.
Петр Тихонович КОМАРОВ
Участник Первой мировой войны, авиамеханик, прапорщик. В Гражданскую войну служил бортмехаником на Туркестанском фронте. После окончания летной школы в Москве работал в гражданской авиации в Узбекистане и на Украине. За четыре первых месяца Великой Отечественной совершил 150 боевых вылетов.
За участие в создании трассы награжден орденом Красного Знамени. В наградном листе сказано, что Комаров прибыл в Иркутск для выполнения задания прямо с фронта на своем боевом самолете. «В исключительно тяжелых условиях Крайнего Севера, без вспомогательного технического обслуживания, без метеослужбы и радиостанций летая вслепую, чаще всего полярными ночами на высотах 4 000 – 5 000 метров поверх облаков или в облаках, самолет Ли-2 № 3910 под его управлением садился на ограниченных не приспособленных к данному типу самолета площадках Дальстроя, на лед и на «белых местах» в снегу и в пургу при всех капризах арктической зимы и лета».
Еще одно легендарное имя, связанное со строительством трассы АлСиб – летчик-испытатель, Герой Советского Союза
Владимир Константинович Коккинаки.
В 1938–1939 годах он прославился двумя беспосадочными перелетами Москва – Дальний Восток и Москва – Северная Америка.
В июле 1942 года на американском бомбардировщике Б-25 Коккинаки доставил в Москву американскую правительственную комиссию для согласования и подписания документов по перегонке самолетов.
16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа самолетов американского производства.
Алсиб в цифрах
Фото memorial24.ru, rgo.ru, kolymastory.ru