– Ванечка у меня молодец, у него голова хорошо работает. Я ему от головной боли лепешки из картошки с медом на затылок прикладываю – в журнале вычитала, – Тамара Константиновна уже принесла небольшой столик с кухни, поставила тарелку с супом, чай и блюдце с тортиком – все, что любит ее подопечный Иван Ларионович. – Кушай, Ванечка!
Тамара Константиновна Федорова и Иван Ларионович Панин уже семь лет вместе – семья.
Изменить жизнь пожилого человека
Жизнь – штука сложная, никогда не знаешь, за каким поворотом родного человека найдешь. Тамара Константиновна всю жизнь в Бархатово Березовского района прожила, работала крановщицей, пела в местном хоре и фольклорном ансамбле. Спортсменка была, каких не найти. Только свободная минута выдалась – на лыжи и по горам. Говорит, все березки в округе пообнимала – такая у нее радость к жизни была. Двоих детей родила, вырастила, появились внуки и правнуки. А потом умер муж. Она руки не опустила – сама себе дом построила. Но спустя четыре года после потери родного человека одиноко стало. Как-то в газете в рубрике «Знакомства» увидела объявление. Иван Ларионович о себе писал – одинокий, хочет познакомиться.
Тамара Константиновна позвонила. Поговорили, в гости к нему в Красноярск приехала. Потом и он начал к ней в Бархатово наведываться.
Наверное, год дружили – друг к другу в гости ездили, прогулки совместные устраивали, посиделки, беседы. Но сойтись не решались. Ей 70 лет, ему 76.
Тогда Иван Ларионович еще своими ногами ходил, хоть и болезней куча, инвалид второй группы, – сам за собой ухаживал. Соцработник ему покупки делала, помогала по дому.
– А потом он как-то приехал ко мне, ему плохо стало, – рассказывает Тамара Константиновна. – Помочь ему некому – жена и два сына умерли.
В тот момент к пожилым людям и пришло решение: надо вместе жить. Так проще.
– Я решила ухаживать за ним, – поясняет Тамара Константиновна. – Всю жизнь всем помогаю. К тому же прочитала в газете про закон о создании приемных семей для пожилых людей. И решила стать для Ванечки родителем.
Органы социальной защиты действительно опекунов пожилых людей называют родителями. А чем они хуже тех же самых приемных мам и пап, которые принимают в семью малышей? Ведь в итоге образуется самая настоящая ячейка общества.
– Когда оформляем документы, мы объясняем, что такое приемная семья, – говорит начальник отдела по работе с гражданами пожилого возраста, инвалидами и военными соцзащиты Кировского района Красноярска Ольга Прусова. – Прежде всего это совместный досуг. Люди должны ужиться друг с другом, устроить быт на двоих.
Как сыночек
Не у всех это получается – ужиться и поддерживать друг друга. Некоторые семьи разъезжаются. В Кировском районе Красноярска, например, за все время существования закона восемь приемных семей образовалось. Две разъехались. Закон предусматривает такое развитие событий. Все же – люди взрослые, со сформировавшимися привычками и характерами. Их уже не исправишь, не перевоспитаешь, как ребенка. Тут только притираться нужно.
Тамара Константиновна говорит: у них с Иваном Ларионовичем таких проблем не возникало. Семь лет бок о бок живут. Женщина буквально всем жертвует ради ухода за своим подопечным. Раньше на остров Татышев заниматься на тренажерах ходила, на лыжах бегала, сейчас пришлось спорт оставить: Иван Ларионович ходить уже не может, даже несколько шагов по дому только с помощью своей родительницы делает.
– У него масса заболеваний, – поясняет Тамара Константиновна. – И колени болят, и сердце, почки. Ему первую группу инвалидности дали, коляску выписали.
Сейчас Ивану Ларионовичу 83 года, практически целый день проводит он в постели. Тамара Константиновна для него и глаза, и уши, и руки с ногами. Женщина для подопечного приготовит любимое кушанье, и сама его покормит, все аптеки обежит в поисках нужного лекарства, расскажет, что на улице делается, газету почитает. Да еще споет и спляшет – и сама энергию выплеснет, и «Ванечке» хорошо – весело.
– С ней не соскучишься, – улыбается Иван Ларионович. – Она мне уже не чужая. Нет ее, и я скучаю. Но отпускаю ее на концерты. Не ревнивый я.
Создав приемную семью, Иван Ларионович обрел не только заботливую родительницу, но и полноценную семью. У Тамары Константиновны шесть внуков и пять правнуков. Все к бабушке с дедушкой в гости ходят.
– Ванечка их любит, – говорит женщина. – С маленькими правнуками зарядку делает. Они на полу скачут, а он на кровати руки поднимает. В нашем возрасте движение – это жизнь.
У Тамары Константиновны даже мысли не возникает бросить своего подопечного и уехать домой – в Бархатово. «Ванечка» для нее свет в окошке, не как муж, нет, – как сыночек родненький.
По доброте душевной
Закон Красноярского края «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов» действует с 2010 года. Как говорят в министерстве социальной политики, в регионе сегодня проживает 83 приемные семьи, 38 из них организованы с инвалидами первой группы (такие, как правило, не могут за собой ухаживать). Созданы они в 30 муниципальных образованиях региона. Среди лидеров – Бородино, Богучанский, Большемуртинский, Ирбейский, Казачинский, Манский, Мотыгинский, Пировский, Саянский районы. Но больше всего семей появилось в Красноярске (27).
– За семь лет реализации закона приемную семью обрели 198 пенсионеров, – отмечают в министерстве соцполитики края. – А это средняя численность жителей одного интерната.
Для того и создавался этот закон – чтобы пожилые люди не в казенном доме дни доживали, а дома с родным (пусть и приемным) человеком.
– Посмотрите на Тамару Константиновну и Ивана Ларионовича. Какой интернат способен обеспечить пожилому человеку такой уход и досуг? – говорит Ольга Прусова. – Хотя найти хорошего родителя очень непросто. Эти люди самоотверженно по доброте душевной ухаживают за одинокими стариками. Почему бы им не помочь? Я считаю, они оправдывают получаемые выплаты.
Сегодня приемные родители пожилых людей в месяц получают от 8,5 тысячи до 12,5 тысячи рублей. Хорошая добавка к пенсии или зарплате.
Кто не может стать опекуном:
– супруги и близкие родственники (родители и дети, дедушка и бабушка с внуками);
– усыновители и усыновленные;
– если после объединения приемной семьи площадь выбранного для проживания жилья окажется меньше учетной нормы на каждого человека;
– если приемный родитель или член его семьи страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, карантинными инфекционными заболеваниями, активными формами туберкулеза, тяжелыми психическими расстройствами, венерическими и другими заболеваниями, требующими лечения в специальных лечебных учреждениях;
– если члены семьи приемного родителя не согласны принять на проживание подопечного;
– если приемный родитель и подопечный до подачи заявления жили вместе;
– если пожилой человек уже получает к пенсии доплату на уход за ним.