Нефтяные перспективы Севморпути

Нефтяные перспективы Севморпути

Глава «Роснефти» Игорь Сечин обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой поддержать проект федерального закона об освоении Арктики. Если законопроект будет принят, «Роснефть» совместно с другими инвесторами готова вложить от 5 до 8,5 триллиона рублей в проект, который приведет заполярную нефть к побережью Ледовитого океана.

 

Речь идет о строительстве 600-километрового трубопровода от Ванкорской группы нефтяных месторождений до побережья Таймыра. Дальше нефть будет грузиться на танкеры ледового класса и по Северному морскому пути (СМП) отправляться потребителям.

Этот проект, кроме всего прочего, должен помочь другой нефтяной компании – «Нефтегазхолдинг» – начать освоение находящейся севернее Ванкора группы Пайяхских месторождений.

До недавнего времени такой вариант развития событий не рассматривался. Нефть полярных месторождений должна была перекачиваться по суше, через трубопроводы компании «Транснефть».

Однако нефтяники неожиданно совершили крутой разворот в сторону Севморпути. При этом одни эксперты утверждают, что причины сугубо меркантильные – транспортировка нефти по СМП якобы обойдется вдвое дешевле, чем по трубам «Транснефти». Другие считают, что, напротив, по земле перекачивать нефть дешевле, чем возить по морю.

Но есть мнения, что дело здесь не только и не столько в интересах нефтяников, хотя они, конечно, имеют место быть. Так, если законопроект об Арктике, за который так ратует Сечин, будет принят, то, строя заполярный газопровод, «Роснефть» может рассчитывать на налоговые льготы в размере около 2,6 триллиона рублей. Но какой смысл вкладываться в это государству? Самый прямой.

Несколько лет назад на Красноярском экономическом форуме выступал представитель Владивостокского морского порта, который рассказал, что во Владивостоке создан и действует мощный транспортный хаб, обслуживающий значительную долю морских перевозок между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой. А это колоссальные грузовые потоки. Но, продолжил свою мысль дальневосточник, Россия могла бы стать транспортной супердержавой, если бы «повернула» эти потоки в направлении Северного морского пути. Выгода для международных грузоперевозчиков колоссальна – при движении по СМП время в пути от Азии до Европы сократится на 20–40 процентов. Это означает, что доставка грузов станет и быстрее, и дешевле. Для России же здесь выгоды не только экономические, но и политические – СМП на всем протяжении контролируется нашим государством.

Превратить наши недостатки – огромную и суровую арктическую зону – в источник развития страны – идея крайне соблазнительная. Но проблема в том, что международные транспортные компании не будут рисковать, осваивая новые маршруты. Они могут прийти на Севморпуть, только если там уже будет существовать развитое судоходство. Однако никто, кроме России, в этом сегодня не заинтересован – приходится, как обычно, все делать собственными силами. И в этом ключе абсолютно логичным выглядит поручение президента РФ увеличить к 2024 году объем грузоперевозок по СМП до 80 миллионов тонн в год.

Но расчеты показывают – поручение может оказаться под угрозой срыва. До заветных 80 миллионов не хватает как минимум двадцати. Откуда их взять? И вот тут-то выходят нефтяники и предлагают свою помощь. Ванкорское и Пайяхское месторождения как раз и дадут недостающие объемы. И, наверное, за свое участие в решении национальной задачи бизнес вправе рассчитывать на определенные преференции. Но это его расчеты. А вот решить, насколько это выгодно государству, – задача Правительства РФ. Сочтет ли оно аппетиты нефтяников приемлемыми или чрезмерными, мы узнаем достаточно скоро. Ведь 2024 год не за горами, и решения надо принимать уже сейчас.

Стоит добавить, что в случае положительной реакции на предложения «Роснефти» в Красноярском крае начнется реализация очередного мегапроекта, вклад которого в ВВП России составит 2 процента в год на период до 2050 года.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи