Свою историю знать необходимо хотя бы для того, чтобы учиться на ошибках наших предков. Пятого февраля красноярцы смогут прокрутить «свое» колесо истории и, возможно, сделать новые выводы. Две премьерные оперы – «Суриковъ» и «Самозванка», – посвященные событиям и персонам отечественной истории, покажут на сцене театра оперы и балета.
Оперу «Суриковъ» создали красноярцы – автор либретто Сергей Вавилов и композитор Петр Казимир. По словам Вавилова, задача авторов была в том, чтобы «показать Сурикова внутри его полотен, увидеть художника таким, каким его еще не видел никто: в творческом замысле, в душевных терзаниях, в его магических снах».
– Нам очень хотелось приоткрыть перед зрителем двери мастерской Творца, – подчеркнул автор либретто.
О другой премьерной постановке, «Самозванке», рассказала ее автор – московский композитор, заслуженная артистка России Валерия Беседина:
– Мы продолжаем традиции русской оперы – Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского. За весь XX век композиторы не обращались к этим традициям. Впервые за это время в отечественной классической опере звучит «русский народный голос». Речь идет о народной манере исполнения. При этом хор не стоит на сцене с нотами, а активно вовлечен в общее действие. Мы обратились к реальным историческим событиям, когда в Европе объявилась самозванка, и рассказали о том, как она была «обезврежена».
Опера повествует о двух женщинах: Екатерине II и княжне Таракановой (лже-Елизавете). Тридцать четыре года Екатерина II правила Россией не по-женски твердой рукой. В постановке показана вся мощь этой личности и ноша женщины на троне, которой ради блага отечества приходилось жертвовать многим. Между ней и лже-Елизаветой встает фигура Алехана Орлова, русского офицера и фаворита Екатерины, который должен похитить Тараканову и доставить ее в Россию. На весы истории становятся долг и любовь: каждый из главных героев должен чем-то пожертвовать, совершить судьбоносный выбор.