Мы все плохо плаваем в море законов. А когда сталкиваемся с какой-то ситуацией, начинаем и вовсе тонуть. Газета «НКК», получая читательские письма, готова бросить спасательный круг в виде консультаций квалифицированного юриста Елены Радзюкевич.
Наняла несколько человек сделать ремонт в кухне. Установить саму кухню, провести новую электрику, кафель положить, перенести мойку к окну. Даже заключили договор со знакомым строителем, все как полагается. Срок оговорили в три недели. Строитель со своими товарищами возился почти два месяца. Сделали в целом хорошо, но из-за такого долгого ремонта у меня сорвалась деловая поездка. Правильно ли я понимаю, что согласно закону «О защите прав потребителей» в случае просрочки установленных сроков (я категорически отказалась подписывать) мне должны выплатить по проценту в день за просрочку? Могу я удержать эти деньги при расчете с ремонтниками?
Алла Д., г. Красноярск
Нет, судя по всему, ничего у вас не выйдет. Упомянутый вами закон «О защите прав потребителей» будет действовать, только если вы заключили договор не просто с человеком, а с фирмой или индивидуальным предпринимателем, которые работают на рынке ремонтных услуг профессионально, занимаются предпринимательской деятельностью, а не подрабатывают в свободное время.
Хотя в том, чтобы доверить делать ремонт гражданам (одному или нескольким), нет ничего криминального или неправильного, многие никаких договоров и не думают заключать, но закон «О защите прав потребителей» в данном случае не действует. Ваши взаимоотношения с ремонтниками регулирует Гражданский кодекс, глава 37 – нормы о договорах подряда и договор, который вы заключили. В нем и должна быть установлена ответственность за просрочку работ. Если ее в договоре нет, то в любом случае за нарушение договорных обязательств вы вправе требовать возмещения причиненных убытков, но их нужно доказывать.
Я заказала сшить юбку в ателье. Материал был мой, сама покупала, как сшили – понравилось, но носить ее оказалось нельзя, так как ткань цепляется за любую поверхность, и юбка постоянно вся в затяжках. Должны ли были меня предупредить, что материал, который я принесла, некачественный?
Л. Ф., г. Дивногорск
Да, должны. Закон исходит из того, что именно подрядчик является профессионалом в своей области, может и должен оценить качество материала. И уж если он взялся за работу, то должен в итоге сделать вещь, которой можно пользоваться.
Отметим также, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи.
В вашем случае, возможно, потребуется проведение экспертизы, чтобы установить – причина в материале или в шитье? Может быть, требовались какие-то особенные способы обработки ткани, подшив подкладки и т. п.
Если выяснится, что недостатки носили скрытый характер и не могли быть выявлены при приемке материала от заказчика, то подрядчик сохраняет право на получение оплаты за свою работу.
Я заказывала мастеру сшить шубу из шкурок, которые ей отдала. Мы подписали договор, там и количество шкурок, и модель, и сколько стоит. Но мастера обокрали. Теперь она мне заявляет, что пока полиция воров не найдет, ничего я не получу. Как же так? Может быть, она должна была страховать свое имущество от кражи?
Д. Д., г. Дивногорск
Может, и должна была. А может, и нет. Это к делу не относится. Подрядчик несет полную и безусловную ответственность за сохранность полученного материала. Это без вариантов предусмотрено статьей 714 ГК РФ. Что теперь делать? Вам – требовать исполнения договора, возмещения убытков, мастеру – очевидно, брать кредит на покрытие этих самых убытков. Конечно, можно войти в положение человека, пострадавшего от преступления, и согласиться на отсрочку, дать время найти шкурки и деньги, поскольку в противном случае взыскать что-то можно только через решение суда и судебных приставов, а дело это не быстрое.
Заказали в фирме построить баню на даче. В апреле ее нам поставили, печка топилась вроде бы хорошо. Подписали акт о выполнении работ и отсутствии претензий, рассчитались. Реально пользоваться баней начали летом. Обнаружили, что пар очень быстро исчезает из парилки. Оказывается, строители не сделали толком теплоизоляцию. Можно ли заставить их доделать баню?
Д. Б., Березовский район
Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика. То есть в письменном виде пишем претензию, где подробно указываем, что не так с вашей баней. Претензию вручаем строителям под роспись или отправляем почтой заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае спора делается экспертиза за счет подрядчика. Если она покажет, что подрядчик все сделал хорошо, расходы по экспертизе лягут на вас. Если в работе обнаружились недостатки, то вы вправе по своему выбору потребовать от подрядчика:
безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
возмещения своих расходов на устранение недостатков (если право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда).
Вам подходит первый вариант, поэтому так и пишем в претензии – требую устранить недостатки в течение двух (к примеру) недель с момента получения претензии. Сроки на вашей стороне. Закон предусматривает, что предельный срок обнаружения ненадлежащего качества строительных работ составляет пять лет (статья 756 ГК РФ), это если не установлен гарантийный срок. Отметим, что речь идет именно о скрытых недостатках. Все, что вы обнаружили явного, вы должны были зафиксировать при приемке работы в акте и договориться о сроках устранения недоделок.