На днях я опоздал на важную встречу: такси не приехало вовремя, хотя заказал его заранее, на конкретное время. С одной стороны, сам виноват, надо было подстраховаться, заказать сразу в трех приложениях-агрегаторах, все они у меня на смартфоне есть. Но с другой… Заказ вам сделан, вы его приняли, будьте добры приехать вовремя.
Вот только кто они, эти «вы»?
Спросить не с кого
Когда начинаешь выяснять нюансы договорных отношений в паре «такси – клиент», оказывается, спросить не с кого.
«Мы операторы, только принимаем заказы. А за то, чтобы машина приехала вовремя, ответственности не несем», – говорит диспетчер на телефоне.
Мы только посредники, а перевозками занимаются перевозчики, – отвечают по телефонам такси-агрегаторов. – Если вам что-то не понравилось, напишите нам, мы примем меры.
Что толку с этих мер, когда мне уже оказали некачественную услугу?
Водитель – тот вообще как будто не при делах. Он не подписывал с вами договор о том, что приедет к назначенному времени. Он может взять ваш заказ, а может проигнорировать.
Перевозчик, на которого работает водитель, – фигура тем более загадочная. Какое-нибудь ООО «Пупкин и сыновья». Вам даже в голову не придет, вызывая такси через популярное приложение, что вы имеете дело с ним.
Раньше, когда деревья были большими, все было более-менее понятно: в городе есть пара государственных таксопарков, у них «Волги» с шашечками, водители в штате. Диспетчер, начальник смены, выпускающий механик, плановый отдел. Хоть с кого-то можно было спросить.
Сегодня таксомоторным бизнесом занимаются и жук, и жаба. Таксистом может стать любой, у кого есть водительские права и ведро на колесах.
Есть агрегаторы такси – в сущности роботы, компьютерные программы, к которым подключается водитель и которым он (или перевозчик) платит деньги за услуги.
Есть перевозчики – юридические лица (те самые ООО-шки), имеющие свои таксопарки с реальными автомобилями в собственности – их они сдают в аренду водителям. Бывают перевозчики без парка машин – они нанимают на работу водителей с личными автомобилями, формально беря у них авто в аренду. Причем водитель может иметь статус индивидуального предпринимателя или самозанятого лица, а может и не иметь.
Есть таксисты-индивидуалы, которые работают с несколькими агрегаторами и отстегивают им за услуги. Имеется у них разрешение на такую деятельность или нет – вопрос интересный.
Возможно, я что-то неверно излагаю, потому что весь этот клубок физических и юридических таксомоторных лиц находится в сложных финансово-правовых отношениях, в тонкостях которых пассажир не обязан разбираться. Ему надо сесть в такси и уехать. Без проблем. И чтобы, в случае чего, было кому предъявить претензии. Но на деле… Смотрите комментарии красноярцев на этой странице.
А если я маньяк?
В краевом министерстве транспорта нам объяснили, что «деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Красноярского края осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения» – его это министерство и выдает.
Стоит оно 1 200 рублей, действует 5 лет.
Требование, предъявляемое к водителю легкового такси: наличие общего водительского стажа не менее трех лет. Права могут быть выданы в любой стране, лишь бы они признавались в России – например, киргизские или казахские признаются.
Обратите внимание на такой нюанс: разрешение, полученное юридическим лицом («перевозчиком»), является коллективным, и он может взять на работу любого водителя, соответствующего формальным требованиям. С машиной или без. Что касается знания им языка, моральных качеств, судимостей… Про это закон ничего не говорит.
Готовя этот материал, я попытался устроиться на работу таксистом, оставив свой телефон на паре сайтов и заполнив простую анкету. Замучили звонками. Спрос на водителей огромный. Приезжай с паспортом и правами, подписывай договор, бери автомобиль и выходи на линию. А если я маньяк? Да кого это волнует?
Водитель-индивидуал, не желающий делиться своими доходами с перевозчиком, разрешение в минтрансе должен получить сам на себя. Хотя бы чтоб подключиться к агрегатору – иначе где ты возьмешь заказы? И агрегаторы не имеют права сотрудничать с водителями без разрешений. В теории. Но на практике – сотрудничают, деньги-то всем нужны. И водителю выгодно: налоги платить не надо.
Конечно, таких выявляют, наказывают, но штраф за работу без лицензии пять тысяч. Может, тебя два раза в год поймают, может, ни разу…
Нужен закон
Нельзя сказать, что в этом бизнесе сплошь царят хамство, необязательность и анархия. Нет. Рынок и конкуренция все же делают свое дело – с каждым годом качество услуг такси растет, замечаний от пассажиров, особенно в крупных городах, все меньше. Перевозчиков и водителей регулярно проверяет Роспотребнадзор, полиция, Минтранс… Но проблем в этой сфере пока много.
Очевидно, что нужен как воздух серьезный федеральный закон, регулирующий работу такси. И такой законопроект за номером 481004-7 существует. Он находится в Госдуме с июня 2018 года. Его приняли в первом чтении. К слову, тогда еще никаких самозанятых в России не было.
А вот со вторым чтением быстро не получилось. В конце прошлого года комитет Госдумы по транспорту и строительству разработал уже пятый вариант законопроекта о регулировании работы такси. Теперь там фигурируют самозанятые физлица.
Проект подвергся критике экспертов, в том числе от ОНФ, и его опять отправили на доработку. Эксперты назвали основные поправки, которые могут привести к уходу с рынка большого количества самозанятых. Это установление государственного регулирования тарифов в городах федерального значения. Требования к наличию желтых номеров, цвету кузова автомобиля. Запрет на работу без посредничества агрегаторов.
Те, кто подрабатывает извозом в свободное время, не потянут эти расходы и не смогут выполнить все требования, что лишит их семьи дополнительного заработка, а цены на услуги такси неизбежно вырастут, считают в ОНФ. По оценкам участников рынка, до 50–60 % таксистов являются самозанятыми – они занимаются извозом нерегулярно на собственных автомобилях. Согласно документу, агрегатор обязан контролировать самозанятых как штатных сотрудников, также вводится обязанность агрегаторов контролировать режим работы всех водителей такси, а не только самозанятых. В общем, по законопроекту много замечаний, и его опять отправили в долгий ящик.
Но мы тему пока не закрываем. И ждем от всех заинтересованных лиц, от пассажиров и перевозчиков, замечаний и предложений: что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы пользоваться такси было комфортно, надежно и безопасно?
«А это какой берег?»
Мы расспросили красноярцев, что их не устраивает в работе такси.
Вот несколько характерных ответов.
– Однажды ко мне на вызов приехала девушка на автомобиле со знаком «Начинающий водитель»! Пока ехали, она раз пять серьезно нарушила правила. Думал, убьемся. Кто дал ей разрешение на работу в такси?
– Водители не знают города. Едем однажды с таким, а он меня спрашивает: а мы на каком сейчас берегу – на левом или на правом?
– Грязные машины! Внутри и снаружи. Пожаловалась агрегатору, поставила водителю низкую оценку. Но это ничего не меняет. В следующий раз приедет снова грязная машина, но с другим водителем.
– Не нравится, когда водители громко музыку включают. Делаешь замечание – обижаются, хамят. Не все, конечно, но бывает.
– Непредсказуемость! Наше такси – как лотерея. То ли повезет, то ли нет. Есть у него право ехать по выделенной полосе или нет? Но ведь я для того и вызываю такси, чтобы доехать быстро по выделенке, а не плестись в пробках в основном потоке.