Непредсказуемый сервис

Лотерея под названием такси

Непредсказуемый сервис Лотерея под названием такси
Фото Олега Кузьмина

На днях я опоздал на важную встречу: такси не приехало вовремя, хотя заказал его заранее, на конкретное время. С одной стороны, сам виноват, надо было подстраховаться, заказать сразу в трех приложениях-агрегаторах, все они у меня на смартфоне есть. Но с другой… Заказ вам сделан, вы его приняли, будьте добры приехать вовремя.

Вот только кто они, эти «вы»?

Спросить не с кого

Когда начинаешь выяснять нюансы договорных отношений в паре «такси – клиент», оказывается, спросить не с кого.

«Мы операторы, только принимаем заказы. А за то, чтобы машина приехала вовремя, ответственности не несем», – говорит диспетчер на телефоне.

Мы только посредники, а перевозками занимаются перевозчики, – отвечают по телефонам такси-агрегаторов. – Если вам что-то не понравилось, напишите нам, мы примем меры.

Что толку с этих мер, когда мне уже оказали некачественную услугу?

Водитель – тот вообще как будто не при делах. Он не подписывал с вами договор о том, что приедет к назначенному времени. Он может взять ваш заказ, а может проигнорировать.

Перевозчик, на которого работает водитель, – фигура тем более загадочная. Какое-нибудь ООО «Пупкин и сыновья». Вам даже в голову не придет, вызывая такси через популярное приложение, что вы имеете дело с ним.

Раньше, когда деревья были большими, все было более-менее понятно: в городе есть пара государственных таксопарков, у них «Волги» с шашечками, водители в штате. Диспетчер, начальник смены, выпускающий механик, плановый отдел. Хоть с кого-то можно было спросить.

Сегодня таксомоторным бизнесом занимаются и жук, и жаба. Таксистом может стать любой, у кого есть водительские права и ведро на колесах.

Есть агрегаторы такси – в сущности роботы, компьютерные программы, к которым подключается водитель и которым он (или перевозчик) платит деньги за услуги.

Есть перевозчики – юридические лица (те самые ООО-шки), имеющие свои таксопарки с реальными автомобилями в собственности – их они сдают в аренду водителям. Бывают перевозчики без парка машин – они нанимают на работу водителей с личными автомобилями, формально беря у них авто в аренду. Причем водитель может иметь статус индивидуального предпринимателя или самозанятого лица, а может и не иметь.

Есть таксисты-индивидуалы, которые работают с несколькими агрегаторами и отстегивают им за услуги. Имеется у них разрешение на такую деятельность или нет – вопрос интересный.

Возможно, я что-то неверно излагаю, потому что весь этот клубок физических и юридических таксомоторных лиц находится в сложных финансово-правовых отношениях, в тонкостях которых пассажир не обязан разбираться. Ему надо сесть в такси и уехать. Без проблем. И чтобы, в случае чего, было кому предъявить претензии. Но на деле… Смотрите комментарии красноярцев на этой странице.

А если я маньяк?

В краевом министерстве транспорта нам объяснили, что «деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Красноярского края осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения» – его это министерство и выдает.

Стоит оно 1 200 рублей, действует 5 лет.

Требование, предъявляемое к водителю легкового такси: наличие общего водительского стажа не менее трех лет. Права могут быть выданы в любой стране, лишь бы они признавались в России – например, киргизские или казахские признаются.

Обратите внимание на такой нюанс: разрешение, полученное юридическим лицом («перевозчиком»), является коллективным, и он может взять на работу любого водителя, соответствующего формальным требованиям. С машиной или без. Что касается знания им языка, моральных качеств, судимостей… Про это закон ничего не говорит.

Готовя этот материал, я попытался устроиться на работу таксистом, оставив свой телефон на паре сайтов и заполнив простую анкету. Замучили звонками. Спрос на водителей огромный. Приезжай с паспортом и правами, подписывай договор, бери автомобиль и выходи на линию. А если я маньяк? Да кого это волнует?

Водитель-индивидуал, не желающий делиться своими доходами с перевозчиком, разрешение в минтрансе должен получить сам на себя. Хотя бы чтоб подключиться к агрегатору – иначе где ты возьмешь заказы? И агрегаторы не имеют права сотрудничать с водителями без разрешений. В теории. Но на практике – сотрудничают, деньги-то всем нужны. И водителю выгодно: налоги платить не надо.

Конечно, таких выявляют, наказывают, но штраф за работу без лицензии пять тысяч. Может, тебя два раза в год поймают, может, ни разу…

Нужен закон

Нельзя сказать, что в этом бизнесе сплошь царят хамство, необязательность и анархия. Нет. Рынок и конкуренция все же делают свое дело – с каждым годом качество услуг такси растет, замечаний от пассажиров, особенно в крупных городах, все меньше. Перевозчиков и водителей регулярно проверяет Роспотребнадзор, полиция, Минтранс… Но проблем в этой сфере пока много.

Очевидно, что нужен как воздух серьезный федеральный закон, регулирующий работу такси. И такой законопроект за номером 481004-7 существует. Он находится в Госдуме с июня 2018 года. Его приняли в первом чтении. К слову, тогда еще никаких самозанятых в России не было.

А вот со вторым чтением быстро не получилось. В конце прошлого года комитет Госдумы по транспорту и строительству разработал уже пятый вариант законопроекта о регулировании работы такси. Теперь там фигурируют самозанятые физлица.

Проект подвергся критике экспертов, в том числе от ОНФ, и его опять отправили на доработку. Эксперты назвали основные поправки, которые могут привести к уходу с рынка большого количества самозанятых. Это установление государственного регулирования тарифов в городах федерального значения. Требования к наличию желтых номеров, цвету кузова автомобиля. Запрет на работу без посредничества агрегаторов.

Те, кто подрабатывает извозом в свободное время, не потянут эти расходы и не смогут выполнить все требования, что лишит их семьи дополнительного заработка, а цены на услуги такси неизбежно вырастут, считают в ОНФ. По оценкам участников рынка, до 50–60 % таксистов являются самозанятыми – они занимаются извозом нерегулярно на собственных автомобилях. Согласно документу, агрегатор обязан контролировать самозанятых как штатных сотрудников, также вводится обязанность агрегаторов контролировать режим работы всех водителей такси, а не только самозанятых. В общем, по законопроекту много замечаний, и его опять отправили в долгий ящик.

Но мы тему пока не закрываем. И ждем от всех заинтересованных лиц, от пассажиров и перевозчиков, замечаний и предложений: что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы пользоваться такси было комфортно, надежно и безопасно?

«А это какой берег?»

Мы расспросили красноярцев, что их не устраивает в работе такси.

Вот несколько характерных ответов.

– Однажды ко мне на вызов приехала девушка на автомобиле со знаком «Начинающий водитель»! Пока ехали, она раз пять серьезно нарушила правила. Думал, убьемся. Кто дал ей разрешение на работу в такси?

– Водители не знают города. Едем однажды с таким, а он меня спрашивает: а мы на каком сейчас берегу – на левом или на правом?

– Грязные машины! Внутри и снаружи. Пожаловалась агрегатору, поставила водителю низкую оценку. Но это ничего не меняет. В следующий раз приедет снова грязная машина, но с другим водителем.

– Не нравится, когда водители громко музыку включают. Делаешь замечание – обижаются, хамят. Не все, конечно, но бывает.

– Непредсказуемость! Наше такси – как лотерея. То ли повезет, то ли нет. Есть у него право ехать по выделенной полосе или нет? Но ведь я для того и вызываю такси, чтобы доехать быстро по выделенке, а не плестись в пробках в основном потоке.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности