Еще месяц, и начнется сезон массовых отпусков. Многие уже прикидывают, куда поехать. Заграница кусается, курс доллара антигуманный, острова в океане позволят себе далеко не все. Народ поглядывает в сторону российских курортов: Сочи, Крым, Алтай, Байкал, Азов. Или прикидывает маршруты в ближнее зарубежье: Абхазия, Киргизия, Каспий…
При этом мы точно знаем: сезон отпусков будет, а давок у билетных касс, нервотрепки по поводу того, что в дороге негде поесть, унижений перед администраторами гостиниц – нет! Не то нынче время. За наши деньги любые капризы. Авиабилет можно купить не выходя из дому. Отельеры сами тебя будут за руку хватать, лишь бы поселился.
Я почти не вздыхаю по «тем» временам. Когда «справедливости было больше», а девушки – моложе. И вам не советую. Не все тогда было безоблачно, не все и сейчас. Сами видите…
Но как бы мы ни ругали наш дикий капитализм с его кризисами и ростом цен, согласитесь, жить мы стали не только богаче, но и комфортней, удобней. Сервис становится все лучше, возможностей – все больше.
Впрочем, есть одно приятное воспоминание из «тех» времен. Билеты на самолет, а особенно на поезд, были дешевле, если мерять их пропорционально зарплатам. Например, из Красноярска в Одессу можно было улететь за 86 рублей. Причем был прямой рейс. И я летал по два раза в год. Весной отвозил детей на юг к бабушке, осенью забирал.
На этом плюсы советского отпуска, пожалуй, заканчиваются. Достать эти «дешевые» билеты надо было суметь. Их не продавали, как сейчас, хоть за полгода вперед. Не придешь к открытию кассы, не отстоишь очередь – не достанутся. Разойдутся по блатным и по спекулянтам. Да-да, если кто не знает, билетами на поезда и самолеты тогда спекулировали в горячий сезон. Были такие «жучки», которые шныряли по вокзалам и предлагали билеты из-под полы. С переплатой, разумеется. Могли и фальшак подсунуть.
Помню, в начале 90-х надо было мне улететь в Одессу с дочерьми. Одной семь было, другой шесть. Приехал в Емельяново на «подсадочку». Давка, потные нервные люди с баулами, у кассы ругань… Хорошо, какая-то знакомая в аэропорту работала. Я ей говорю: «Хоть куда! Только бы поближе к югу, а дальше мы поездом». – «Жди». Ждем два часа. Смотрю, рукой машет: «В Симферополь есть два билета. Пойдет?» Ладно, черт с ним. Давай хоть в Симферополь, хотя оттуда до Одессы еще пилить и пилить.
То же было и осенью на обратном пути. В Домодедово народу – не протолкнуться. Все злые, всем быстрей домой надо, конец августа, дети хнычут, в буфете какие-то черствые бутерброды и едва теплый чай, и то в очередь, тетка за стойкой орет. Весь день там с детьми просидели на сумках. Нет билетов до Красноярска! Плюнули и поехали на Казанский вокзал. С боем добыли плацкарт до Новосибирска, оттуда опять на перекладных.
Те, кому сегодня 15, 18 и даже 25, не поймут: о чем ты, дядя? Аэропорты – как дворцы. Лифты, эскалаторы. Сервис – пожалуйста, да будьте любезны, да чего изволите за ваши деньги? Кафешек полно, Интернет, бутики, регистрация и выбор места в салоне – прямо со смартфона… Они думают, что так всегда было и по-другому быть не может. Авиакомпанию сам выбираешь, билеты подешевле, хоть за полгода до отпуска. Кино в самолете показывают. Счастливые. Горы барахла тащить не надо, все везде можно купить.
25-летняя племянница в прошлую субботу улетела в Сочи. Легко и спонтанно. Утром в пятницу еще была на работе, доделывала какие-то дела перед отпуском, который начинался в понедельник. И еще не знала, когда лететь – то ли завтра, то ли через неделю. А потом думает: чего тянуть кота за хвост? Села за комп и за пять минут купила билет в Сочи на утренний рейс, через Москву. Уже загорает на пляже.
Приедет, расскажу ей еще, как мы на переговоры с другим городом телеграммой друг друга вызывали. А потом тащились на телеграф, чтобы 10 минут по межгороду поговорить. Сидишь там и ждешь, пока тебе скажут: «Сыктывкар, пройдите в пятую кабину!» Зайдешь, а ни фига не слышно. Алекаешь во всю глотку, чтобы докричаться.
В Красноярске, смотрю, Ленин на баннерах появился. Коммунисты развесили. Вождь мирового пролетариата спрашивает: «Ну что, россияне, как вам живется при капитализме?»
Да в целом нормально, Владимир Ильич.