В Красноярске поставили оперу Бородина, которую дважды изгоняли со сцены. Впервые ее сняли с показов в XIX веке по указанию Александра II, а затем в 1930-х годах по требованию председателя Совета народных комиссаров СССР Молотова. Каждый усмотрел в этой сатирической вещи угрозу существующему строю.
Дважды запрещенная
Импровизированная сцена в лофте «Квадрат» ограничена металлическими решетками. Именно за ними происходит все действие оперы «Богатыри», написанной в 1860-х годах известным композитором Александром Бородиным. Это произведение считалось утерянным и незаслуженно забытым. И все потому, что дважды оказывалось под запретом цензуры.
– В 1862 году эту постановку делал поэт Виктор Крылов, а в 1936 году – Демьян Бедный в театре Таирова, – рассказывает художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского Сергей Бобров. – И в нашей постановке авторы присутствуют как герои. Поэты разного времени, которые писали либретто к опере, спорят между собой, говорят о лжебогатырстве, лжерусской правде, о наносном западном, которое было в разные времена. А в наше особенно.
У истоков создания постановки «Богатыри» на музыку Александра Бородина стояли члены Балакиревского кружка, Новой русской музыкальной школы или композиторы «Могучей кучки», к которой относился Бородин и очень тесно сотрудничал автор либретто поэт Крылов. «Богатыри» стали первой русской опереттой и пародией.
Музыковеды считают, что в ней композитор Александр Бородин раскрыл всю силу и блеск своего мастерства пародиста, высмеивая оперную рутину, «лженародность» и «лжебогатырство».
По большому счету, первая постановка – это добродушный юмористический спектакль, в котором известные нам русские богатыри предстают в не совсем привычном виде. Они трусливы, алчны, вороваты и ленивы. Герои рядятся в псевдорусские наряды и живут в псевдорусских теремах. А в либретто Демьяна Бедного богатыри и их приближенные еще и «влипли в грязное дело»: спьяну приняли крещение, а протрезвев, ищут выход из неприятного положения.
Русский дух
В современной опере Красноярского оперного театра все герои сохранены, но сюжет отчасти изменился. Богатырей перенесли в 1990-е годы, за решетку исправительной колонии. Перед зрителем разворачивается театр в театре – заключенные ставят пьесу «Богатыри» в Театре исправительных культур. И делают это на свой лад: в ариях тюремный жаргон, костюмы изготовлены из доступных зекам материалов – телогреек, мешковины, алюминиевых ложек, булавок и пряжек солдатских ремней. Но разговор о лжебогатырстве, начатый Бородиным два века назад, продолжается и сегодня.
– Красной нитью через постановку проходит личность Соловья. Он – американец, который занимается навязыванием всего американского, включая культуру, – отмечает Бобров. – Три поэта являются богатырями русской культуры, которые восстают против чуждых восприятию русского человека вещей. И вообще мы за русский дух, за атмосферу, за русское искусство, которое должно возрождаться, а не уничтожаться силами таких Соловьев.
Как говорят в театре, эта постановка – попытка осмыслить изменения, которые произошли в стране, показать темное время. Это размышление о смене ценностей, об истинной и ложной народности, стараниях отнять у народа русскую культуру и Родину.
«Золотая маска» за оригинальность
Постановка оперы Бородина в новой трактовке – смелый эксперимент. Идею Красноярского оперного театра одобрила общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры», выделив на реализацию проекта грантовые средства в рамках Всероссийского конкурса по поддержке современной драматургии. Конкурс поддерживает театры в формировании нового репертуара и призван представить публике молодых талантливых деятелей искусства. Что, по сути, и происходит в Красноярском крае.
Впрочем, нашему театру оперы и балета не в новинку ломать стереотипы. По итогам позапрошлого сезона коллектив стал обладателем спецприза премии «Золотая маска» за новаторскую работу с современной оперой – «Груди Терезия» Франсиса Пуленка. А по итогам прошлого сезона сразу три современные оперы попали в лонглист премии – «Марево», «Пир во время чумы», «Ночь в музее». Все эти постановки проходят в новом экспериментальном пространстве – лофте «Квадрат».
Современную оперу в красноярском театре начали развивать в 2019 году.
– Когда я был в жюри «Золотой маски», присутствовал на разных постановках, но ни разу не видел полнометражного оперного спектакля, который проходил бы в таком необычном месте, – рассказывает Сергей Бобров. – И я решил попробовать. Это выстрелило.
Лофт «Квадрат» оборудован в цехе бывшего завода «Квант». Это было полуразрушенное, заброшенное помещение, заваленное мусором. Красноярский театр оперы и балета специально его отремонтировал и буквально реанимировал, чтобы еще раз удивить зрителей. Как говорит Сергей Бобров, это сработало. На современные постановки – новаторские, шокирующие и экспериментальные, да еще и проходящие в столь нетеатральных условиях – приходят люди, которые прежде не посещали оперу.
Открыв направление новой оперы «Искусство в Квадрате», театр получил не только новых зрителей, но и новых авторов – композиторов, постановщиков и либреттистов. В Красноярск со всей страны приезжает талантливая молодежь, чтобы попробовать свои силы в творчестве. На такие эксперименты не каждый государственный театр согласится. Им недоступно то богатство идей и интерпретаций, которым обладает Красноярский край.
Фото Олега КУЗЬМИНА