Нестареющая сатира позапрошлого века В Красноярске реанимировали забытую оперу

Нестареющая сатира позапрошлого века В Красноярске реанимировали забытую оперу

В Красноярске поставили оперу Бородина, которую дважды изгоняли со сцены. Впервые ее сняли с показов в XIX веке по указанию Александра II, а затем в 1930-х годах по требованию председателя Совета народных комиссаров СССР Молотова. Каждый усмотрел в этой сатирической вещи угрозу существующему строю.

Дважды запрещенная

Импровизированная сцена в лофте «Квадрат» ограничена металлическими решетками. Именно за ними происходит все действие оперы «Богатыри», написанной в 1860-х годах известным композитором Александром Бородиным. Это произведение считалось утерянным и незаслуженно забытым. И все потому, что дважды оказывалось под запретом цензуры.

– В 1862 году эту постановку делал поэт Виктор Крылов, а в 1936 году – Демьян Бедный в театре Таирова, – рассказывает художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского Сергей Бобров. – И в нашей постановке авторы присутствуют как герои. Поэты разного времени, которые писали либретто к опере, спорят между собой, говорят о лжебогатырстве, лжерусской правде, о наносном западном, которое было в разные времена. А в наше особенно.

У истоков создания постановки «Богатыри» на музыку Александра Бородина стояли члены Балакиревского кружка, Новой русской музыкальной школы или композиторы «Могучей кучки», к которой относился Бородин и очень тесно сотрудничал автор либретто поэт Крылов. «Богатыри» стали первой русской опереттой и пародией.

Музыковеды считают, что в ней композитор Александр Бородин раскрыл всю силу и блеск своего мастерства пародиста, высмеивая оперную рутину, «лженародность» и «лжебогатырство».

По большому счету, первая постановка – это добродушный юмористический спектакль, в котором известные нам русские богатыри предстают в не совсем привычном виде. Они трусливы, алчны, вороваты и ленивы. Герои рядятся в псевдорусские наряды и живут в псевдорусских теремах. А в либретто Демьяна Бедного богатыри и их приближенные еще и «влипли в грязное дело»: спьяну приняли крещение, а протрезвев, ищут выход из неприятного положения.

Русский дух

В современной опере Красноярского оперного театра все герои сохранены, но сюжет отчасти изменился. Богатырей перенесли в 1990-е годы, за решетку исправительной колонии. Перед зрителем разворачивается театр в театре – заключенные ставят пьесу «Богатыри» в Театре исправительных культур. И делают это на свой лад: в ариях тюремный жаргон, костюмы изготовлены из доступных зекам материалов – телогреек, мешковины, алюминиевых ложек, булавок и пряжек солдатских ремней. Но разговор о лжебогатырстве, начатый Бородиным два века назад, продолжается и сегодня.

– Красной нитью через постановку проходит личность Соловья. Он – американец, который занимается навязыванием всего американского, включая культуру, – отмечает Бобров. – Три поэта являются богатырями русской культуры, которые восстают против чуждых восприятию русского человека вещей. И вообще мы за русский дух, за атмосферу, за русское искусство, которое должно возрождаться, а не уничтожаться силами таких Соловьев.

Как говорят в театре, эта постановка – попытка осмыслить изменения, которые произошли в стране, показать темное время. Это размышление о смене ценностей, об истинной и ложной народности, стараниях отнять у народа русскую культуру и Родину.

«Золотая маска» за оригинальность

Постановка оперы Бородина в новой трактовке – смелый эксперимент. Идею Красноярского оперного театра одобрила общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры», выделив на реализацию проекта грантовые средства в рамках Всероссийского конкурса по поддержке современной драматургии. Конкурс поддерживает театры в формировании нового репертуара и призван представить публике молодых талантливых деятелей искусства. Что, по сути, и происходит в Красноярском крае.

Впрочем, нашему театру оперы и балета не в новинку ломать стереотипы. По итогам позапрошлого сезона коллектив стал обладателем спецприза премии «Золотая маска» за новаторскую работу с современной оперой – «Груди Терезия» Франсиса Пуленка. А по итогам прошлого сезона сразу три современные оперы попали в лонглист премии – «Марево», «Пир во время чумы», «Ночь в музее». Все эти постановки проходят в новом экспериментальном пространстве – лофте «Квадрат».

Современную оперу в красноярском театре начали развивать в 2019 году.

– Когда я был в жюри «Золотой маски», присутствовал на разных постановках, но ни разу не видел полнометражного оперного спектакля, который проходил бы в таком необычном месте, – рассказывает Сергей Бобров. – И я решил попробовать. Это выстрелило.

Лофт «Квадрат» оборудован в цехе бывшего завода «Квант». Это было полуразрушенное, заброшенное помещение, заваленное мусором. Красноярский театр оперы и балета специально его отремонтировал и буквально реанимировал, чтобы еще раз удивить зрителей. Как говорит Сергей Бобров, это сработало. На современные постановки – новаторские, шокирующие и экспериментальные, да еще и проходящие в столь нетеатральных условиях – приходят люди, которые прежде не посещали оперу.

Открыв направление новой оперы «Искусство в Квадрате», театр получил не только новых зрителей, но и новых авторов – композиторов, постановщиков и либреттистов. В Красноярск со всей страны приезжает талантливая молодежь, чтобы попробовать свои силы в творчестве. На такие эксперименты не каждый государственный театр согласится. Им недоступно то богатство идей и интерпретаций, которым обладает Красноярский край.

Фото Олега КУЗЬМИНА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег
Без рубрики
24 апреля 2024
Не забывайте смотреть в небо
В реабилитационном центре для людей с ограниченными возможностями «Радуга» уже десять лет работает театральная студия. За это время инклюзивный театр
Без рубрики
24 апреля 2024
Маленький интернационал большой семьи
Национальные традиции как корни для дерева. Обруби корни, и ствол засохнет. Только зная свой национальный язык и культуру, уважая традиции