Фото: ladavesta.su
Губернатор на первой планерке года был абсолютно прав: если предыдущий год мы встречали с ощущением неопределенности, то в нынешнем нам все более или менее ясно.
Уважение к себе
Легко – не будет. Холодный душ, пролившийся на нашу перегретую экономику, завязанную на сырьевой экспорт, всех наконец отрезвил. Жаль, далось это отрезвление довольно высокой ценой (ценой доллара, следовательно, покупательской способностью рубля и наших с вами реальных доходов), но когда-то это должно было случиться. При нынешней 30-долларовой цене на нефть добывающим компаниям России еще далеко до грани рентабельности (в среднем она у нас на уровне 18 долларов за баррель), но то, что сложившийся за последние 15 лет образ жизни среднего россиянина нефть обеспечить уже не может, – факт. Путей восстановления баланса тут, понятно, два: поумерить свои запросы и активно модернизировать экономику, то есть пройти через своего рода потребительско-экономический катарсис.
В части потребления мы перестали обновлять машины и бытовую технику каждые три года, массово ездить за границу и день через день ужинать в заведениях общественного питания. Призывы чиновников обратить внимание на внутренние туристические предложения, отечественные продукты питания и прочее впервые за многие годы были восприняты всерьез – для многих другого выхода просто не осталось. И вдруг мы с удивлением обнаружили, что Россия – прекрасная в туристическом отношении страна, что местное пиво не такое уж плохое, что местное мясо – свежее привозного, молоко – полезнее. Мы очень быстро, в считаные годы, научились уважать свою одежду, свою мебель, своих дизайнеров, деятелей культуры, мы даже новую вазовскую «Весту» начали сравнивать с аналогичными по классу предложениями «Тойоты» и «Хендэ». Как это понимать? Мы посмотрели на свои возможности реально и поумерили амбиции? И да, и нет.
Разумеется, новая «Тойота» многим стала не по карману, а поездку в «Ла Скала» и даже МХАТ и до сих пор могли себе позволить единицы. Но покупать «Ладу-Калину» и ходить в местный ТЮЗ, например, еще несколько лет назад многие считали ниже своего достоинства. Что изменилось? Только ли доходы? Конечно, нет. Предложения АвтоВАЗа выглядят сегодня многообещающими, постановки ТЮЗа вызывают даже федеральный интерес, мяса никакого, кроме местного, просто не едим, молока чужого не покупаем. Кухню мне дома недавно установили – все говорят, «итальянскую», на самом деле лесосибирскую, исключительно качественную, и по лесосибирской же цене – тоже не даром, но несопоставимо дешевле импортных аналогов.
Краю, надо сказать, удалось здесь больше, чем большинству других регионов России. При общем снижении макроэкономических показателей по стране в крае рост по многим направлениям. Цель, поставленная губернатором ровно год назад, 14 января, – нарастить объем доходов бюджета на 20 млрд рублей – казалась, мягко говоря, наивной. Но нет – ровно с таким ростом край пришел к концу 2015-го. Универсиада, которая несколько лет назад казалась большинству из нас красивым, но бесполезным проектом, в 2016–2017 годах станет, похоже, одним из стимулов роста – и строительства, и занятости, и качества жизни.
Нескучный год
Испытания, через которые проходят общемировая экономика и международная политика, во многих странах мира ставят вопрос ребром: не падут ли вот-вот сверхпопулярные режимы Европы? Кризис, вызванный беженцами, и резкое падение доходов вполне могут привести к смене власти и в Германии, и во Франции. А в России, где проблем никак не меньше, вся поддержка населения сосредоточилась вокруг президента, поскольку ему, в отличие от европейских лидеров, удалось доказать своим гражданам, что наше дело – правое. Поэтому вряд ли грядущие выборы, которые в периоды кризисов резко обостряют политическую борьбу, приведут к радикальным переменам в расстановке сил в нашей стране и, как следствие, в крае.
Но в том, что грядущая политическая кампания по выборам в Законодательное собрание и Государственную думу будет красочной, интересной, как в старые добрые времена, – сомневаться не приходится. Единороссы проведут праймериз – но теперь уже полноценные, с избирательными участками и подсчетом голосов. Коммунисты добавят в кампанию ироничности («ну и как вам живется при капитализме?»), что вполне может принести им ограниченный успех (хотя показателей, достигнутых на прошлых выборах, вряд ли добьются). Краевые либерал-демократы, которые серьезно прибавили на выборах в ОМСУ, попытаются взять новую высоту, «патриоты» наверняка ударятся в еще более жесткий протест. Отдельным фактором, который наверняка добавит кампании красок (но не конструктива), станет эшелон депутатов Красноярского городского совета, которые тоже массово ринутся на краевой теперь уже уровень.
Словом, и экономически, и политически год точно не будет скучным.
В СЕТИ
Досады никакой
Само собой, доминирующим мотивом каникулярного периода в Интернете стали собственно праздники. Тренд изменился круто, и все в том же ключе. Если два года назад удивлять своих френдов было принято с помощью фотографий из новогодних Таиланда, Вьетнама или, на худой конец, Праги, то нынче все не так. Почти все посты отмечены спутником как внутрироссийские, но досады на лицах никакой не усматривается. Вынужденно, но вместе с тем искренне мы заново научились извлекать меру счастья из русской новогодней традиции. Редкие фото из-за рубежа комментировались примерно так: «Ты что, не дома? Слабак!» Видеозарисовки с беготней по 30-градусному морозу и обливаниями глубокой ночью в перерывах между заходами в баню, бесконечные гости и родня – вот лейтмотив нашего нынешнего Нового года. Да, экзотики мало. Но переживающих из-за того, что пришлось остаться на праздник в Сибири, еще меньше.