Неудовлетворенные

Неудовлетворенные

На минувшей неделе если что заметного и происходило, то либо в Москве, либо в столице регионального значения Красноярске (движение по центральным улицам восстановили, паркоматы запустили и так далее). Разве что некоторые страховые компании по всему краю перешли на усиленный режим работы в связи с ажиотажным спросом на полисы ОСАГО, которые с 12 апреля подорожают сразу на 40 %. Зато в публицистической сфере, да и в эпистолярной форме в обществе, заметно некоторое возбуждение. Возможно, связанное с приходом весны.

Охота на блох

Почему убийство Бориса Немцова не вызвало широкого общественного резонанса? Потому что Немцов к моменту своей смерти оказался абсолютно девальвированным персонажем. Когда-то он был едва ли не преемником Ельцина, но, вытесненный из элиты, принимающей решения в стране, быстро утратил прежний ореол. И если другие такие же вытесненные, экс-премьер Михаил Касьянов, например, по крайней мере публично, визуально и поведенчески, стремились к сохранению своего статус-кво, то Борис Ефимович превратился в уличного забияку, которого после нескольких эпизодов, в том числе произошедших в Красноярске, всерьез воспринимать довольно сложно.

Гиперактивность, эпатажность зачастую – единственное, что остается человеку, выведенному (или вышедшему самостоятельно) за скобки политического процесса, чтобы хоть как-то оставаться на плаву. В Красноярске таких персонажей тоже немало. Имен называть не будем, чтобы не наносить удара ни по чьему самолюбию, но парочку говорящих фактов приведем.

Не так давно в агентство печати и массовых коммуникаций пришло письмо, подписанное известным в узких кругах персонажем. Автор на нескольких страницах рассказал о том, каким идеологическим бездействием, если не вредительством, занимаются нынешние власти. Речь губернатора на торжественном собрании по поводу 80-летия края покритиковал – с исторических позиций, мол, там шероховатости были. Ничего не скажу, может, и были, и, возможно, стоило об этом губернатору написать. Но дальше – совсем уж не по существу: мол, край не заботится о собственной истории – не привлекает историков к просветительской работе, не издает краеведческих книг.

Первые, кто должен бы выразить недоумение, – министерство образования, которое сверх федерального компонента школьной программы как минимум системное обучение в рамках дисциплины «История Красноярского края» в школах организовало. Вторые – красноярские издатели, а также экспертный совет грантовой программы «Книжное Красноярье». Один только перечень книг краеведческой тематики, профинансированных из краевого бюджета, к изданию которых привлекались именно красноярские историки, занимает несколько страниц буклета. Но – нет: власти бездействуют и плюют на наследие!

А намедни вышла публикация, в которой сказано буквально следующее: «Толоконский установил в крае монополию на власть, легко и просто, без единого выстрела». Допустим. А что, надо было «пострелять»? «Местная политическая элита заняла то место, на которое ей указали». Это что значит? Не устроила новому губернатору «теплую встречу»? Надо было непременно организовать противостояние, как при Александре Лебеде, когда элиты только и делали, что изощрялись в способах взаимного давления? О чем, кстати, сказано в этой же публикации выше. Или «местной элите» следует всякий раз устраивать демарши в ответ на вполне разумные предложения, которые, к примеру, системно прозвучали на расширенном аппаратном 14 января, просто чтобы «контрпозицию» обозначить? Почему же этот двухчасовой доклад никто не критикует по существу, а вся политическая борьба «несогласных» сводится только к ловле блох? Больше ловить нечего? Не за что уцепиться?

Еще некоторые политологи считают: выборы глав муниципальных образований должны остаться прямыми. Уверен, они замечательные теоретики. Но, может быть, политологи вспомнят, как они же совсем недавно сокрушались по поводу крайне низкой явки избирателей на эти самые прямые выборы? Если они готовы биться за прямое голосование – то во имя чего? То есть – кого? Во имя большинства, которое эти выборы игнорирует? Или во имя ее величества политэкономической теории? Я уж не говорю о других вполне разумных аргументах в пользу введения на данном историческом этапе конкурсной процедуры выборов местных глав.

Праведный гнев

Еще одна публикация – без имен и наименований, а потому сомнительная по достоверности, но тем не менее обнародованная. В ней рассказывается о буквально конспирологических вещах, про которые все «говорят», все «слышали», все «знают», но никто не открывает при этом лица. Логика такова: вести бизнес в России по-честному практически невозможно. И правила такие «кривые» придумала власть. В итоге, мол, бизнесмены российские только и думают о том, как бы им построить тут бизнес, продать его подороже и уехать на ПМЖ за границу. Или так: бизнес построить, но не продавать, а нанять менеджера, чтобы он тут всем управлял, а самому – все равно за границу на ПМЖ. Я своим примером дополню, если можно. Человек построил бизнес, оставил на хозяйстве сына, сам уехал на ПМЖ в Испанию. И живет в Испании на средства, которые приносит ему бизнес в Красноярске.

У меня один только вопрос и к автору, и к бизнесменам. Если в России все так плохо, то почему логика такая странная: построить бизнес здесь, продать и только после этого – уезжать? Почему не уехать сразу, сейчас же, и не строить бизнес в странах, где все «по-честному»? Не потому ли, что на самом деле не так уж все плохо в России с бизнесом? Не потому ли, что за границей организовать бизнес еще труднее? Этот самый бизнесмен, который оставил в Красноярске сына, в частных беседах признается, что в Испании подобной бизнес-империи не создать, а истинная причина переезда – теплый климат, море за окном и культура Старого Света в ближайшем околотке. А вовсе не нечеловеческие условия ведения бизнеса. И с этим спорить действительно сложно – в Красноярске теплого моря нет.

Меня почему эти безымянные накаты на власть раздражают? Потому что я немало читательских писем, обращений граждан пролистываю, на многие отвечаю лично. Так вот 2/3 из них – абсолютный треш. Наезды то на мэра, то на губернатора, то на господа бога настолько не по существу, что диву даешься. Пишет товарищ из Козульки 1958 года рождения (даже не пенсионер еще): то ли трактор чей-то, то ли корова соседская, он не видел, забор палисадный ему завалила (из штакетника, по пояс, символический такой заборчик), так вот местные власти «каждый день мимо дома моего на работу ездят – и до сих пор не удосужились забор на место поставить!» Еще один, из Минусинска: почему подписка на газету районную такая дорогая? Власть должна «бесплатно газеты раздавать, когда население нищает!»

Чего еще «должна» власть? Заборы построить? Окна заменить? Газеты бесплатно раздавать? Власть – это кто вообще? Она что, деньги от руки в кабинетах рисует? Власть распоряжается налогами и сборами. Нашими с вами, моими в том числе, деньгами, которыми мы «скидываемся» на общественные нужды. На дороги, больницы, школы, полицию, армию и так далее. Но когда такой же житель края, как я, настаивает, чтобы я заплатил за его забор, или за его газету, или зубы ему поменял (не просто избавил от 13-процентного налога по факту оказания медицинской услуги, а полностью за свой счет протезы бы ему, 46-летнему мужику, поставил), ничего, кроме недоумения, у меня это не вызывает.

Разбираясь с большинством претензий, звучащих в адрес власти, приходится констатировать: они либо попросту придуманы, чтобы придать значимости собственной «борьбе с режимом», либо продиктованы страшнейшим патернализмом, проще говоря – нахлебничеством. Поэтому извини, Дмитрий (это я к автору публикации об ужасах русского бизнеса обращаюсь), негодования твоего не разделяю. По крайней мере до тех пор, пока «ущемленные» бизнесмены не снимут маски.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
23 апреля 2024
Министр, смените тон
На недавней встрече в Минске министров иностранных дел стран СНГ глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сделал замечание российским правоохранительным органам
Без рубрики
23 апреля 2024
Сибирский форпост православия
В 2024 году двухсотлетие отмечает храм в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Ужуре. В начале XIX века
Без рубрики
22 апреля 2024
Михаил Котюков: «Работаем на результат и для людей»
Год назад край возглавил человек, хорошо знакомый всем красноярцам, – наш земляк Михаил КОТЮКОВ. Мы пригласили руководителя региона в редакцию,