За пять месяцев текущего года власти выдали почти на семь процентов меньше разрешений на работу в крае для граждан из дальнего зарубежья, чем за тот же период прошлого года. Плохо это или хорошо для региона и смогут ли местные в случае чего закрыть недостающие вакансии? Или, напротив, наплыв иностранцев может лишить местных законной работы? Наш корреспондент искал ответы на эти вопросы вместе с экспертами.
По данным краевой полиции, за первые пять месяцев в нашем регионе и соседней Туве выдано 1,3 тысячи разрешений на работу приехавшим из дальнего зарубежья. Большая часть – это граждане Северной Кореи – почти 70 %. Вторая по численности группа – китайцы, которых почти треть. По одному разрешению выдано сербу и американцу.
Более 70 % гастарбайтеров занимают вакансии в отрасли строительства, 15 % – в торговле, 6,9 % – в производстве и чуть менее 2 % – на транспорте и в связи.
Едут к нам и из стран бывшего Союза. За пять месяцев выдано 7,5 тысячи патентов на работу: таджикам – 54,6 %, узбекам – 36,9 %, украинцам – 6,4 %, азербайджанцам – 2 %, молдаванам – 0,1 %. Расклад по отраслям здесь примерно такой же.
Как видим, не так уж и много. В некоторых регионах проживает гораздо больше иностранцев, и ничего – хватает работы и местным, и приезжим. К примеру, по данным аппарата полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе, на конец прошлого года там насчитывалось не менее 200 тысяч китайцев. Массовая миграция из Поднебесной началась здесь еще в 90-х годах. Многие оседают, другие пытаются перебраться в европейскую часть России или страны Старого Света.
По словам красноярского предпринимателя Сергея Хохлова, проблема наплыва или недостатка иностранной рабочей силы надумана:
– Учитывайте, что приток-отток рабочей силы регулируется властями с учетом потребностей бизнеса и производства. Чиновники никогда не выдадут столько патентов или разрешений, чтобы это ущемило интересы местных работников. На Дальнем Востоке вообще недостаток людских ресурсов, потому там так много иностранцев, которые, кстати, оттуда мечтают уехать в ту же Европу. Тут еще необходимо учитывать, что гастарбайтеры в основном трудятся на местах, где не требуется высокой квалификации, то есть россияне там не стремятся работать. Так что ни о каком столкновении интересов речи быть не может.
На самом деле можно вспомнить конфликт, когда с полей в крае выдворяли некоторых китайских овощеводов – применяемые ими препараты были опасны, да и теплицы располагались на небезопасных почвах. Предприниматели тогда кричали о том, что не смогут найти таких же прекрасных овощеводов и рынок томатов рухнет, объемы снизятся. Ничего подобного не произошло – помидоры с полок магазинов не исчезли, а на полях вместо китайцев работают местные трудяги.
К тому же в сегодняшнем Китае стоимость труда не такая уж и низкая, как еще лет пять назад. Сегодня среднестатистический рабочий получает на родине больше, чем у нас. А потому работа в России теперь не так уж и востребована иностранцами.
Юрист Дмитрий Провоторов считает, что привлечение рабочей силы из-за рубежа или из других регионов является нормальным и неизбежным процессом.
– Весь вопрос в том, кого и как мы призываем. Необходимо привлекать квалифицированные кадры. Однако для этого нужны условия – инфраструктура, удобные города, другие зарплаты. Вот тогда к нам потянутся. И еще вопрос в том, как будут ассимилироваться приезжие. Станут ли они своими. Если станут, то никаких проблем и деления на твое-мое рабочее место не будет. Главное, чтобы все происходило постепенно.
Что нарушают
На самом деле серьезными, общественно опасными правонарушениями мигранты не отличаются. Дело в том, что нелегалы в основном ведут себя тихо, что называется, не высовываются. В основном провинности иностранцев касаются как раз нарушений миграционного законодательства. По данным краевой полиции, за пять месяцев этого года в крае и соседней Туве выявлено чуть более 3,6 тысячи правонарушений в сфере миграционного законодательства среди иностранцев. Самые частые проступки – нарушение режима пребывания на территории России и незаконное осуществление трудовой деятельности. С начала года было выдворено 612 иностранцев, что меньше на 21 %, чем за аналогичный период прошлого года.