Последние три столетия Сибирь для России была своеобразной Америкой. Сюда стекались те, кто бежал от прошлой жизни в поисках лучшей доли. За Уралом они находили совершенно иной, новый мир. Наверное, поэтому некоторым и кажется, что история нашего региона насчитывает три-четыре сотни лет, не больше. Однако археологические находки, которых так много особенно на юге края, убеждают: нашей истории не одна тысяча лет. Как подтверждение тому – древние объекты, обнаруженные в Красноярье, например писаницы. Корреспондент «НКК» побывал в селе, где находится одна из самых больших в Сибири – Шалоболинская.
Наша дорога к древнему памятнику наскальной живописи с самого начала обещала нечто удивительное. Вместе с коллегами по пресс-туру «Енисей-РФ» (он проходил по самым интересным местам Красноярского края в начале июня) мы несколько часов добирались до Шалоболино.
Дверь в другой мир
Неподалеку от маленькой деревушки, в окрестностях которой находится Шалоболинская писаница, предчувствие чуда становится почти невыносимым. На горе, с которой видно село Ильинка, фотограф нашей газеты не выдерживает – просит остановить машину. Делает подряд несколько десятков кадров. Остальные замирают в изумлении: настолько живописный вид открывается сверху. Деревья, трава, цветы, даже растения на грядках – все здесь яркое, пышное, в изобилии. Коллеги-журналисты удивляются: «Мы в своем районе только-только картофель посадили, а здесь его уже окучивают». Водитель из местных довольно кивает: «Здесь такая земля – палку воткни, она через полчаса зацветет».
Рана в земле
К археологическому памятнику нас провожает Артем Айземан. Потомок знаменитого в тех местах художника XIX века – настолько одаренного, что его отправили обучаться живописи не куда-нибудь, а в Венецию! После этого Айземан создавал иконы и расписал дивной красоты фресками шалоболинскую церковь. В советские времена храм пытались разрушить, но безуспешно: строили тогда на века.
Направляемся вверх по холму, к одному из участков писаницы. На нашем пути – огромная, поросшая травой воронка. Наш гид Артем Айземан поясняет: когда-то большевики пытались снести под корень не только церкви. Глубокая рана в земле – остатки взрыва, которым местные власти во времена Советского Союза решили уничтожить наскальные рисунки. Это стремление стереть в порошок все прошлое, отказаться от своих корней сейчас кажется дикостью. Ведь Шалоболинская писаница по-своему уникальна не только в масштабах Сибири, но и мира.
В полном объеме посмотреть писаницу не удалось. Часть рисунков находится в гроте, подобраться к нему было невозможно из-за разлившейся реки Тубы. Однако разочарования не осталось: есть повод вернуться в это удивительное место. Кроме того, и те рисунки, что мы увидели на скалах на вершине холма, стоили самой длинной и утомительной дороги.
Петроглифы датируются примерно 800 годом нашей эры, – объясняет смотритель Шалоболинской писаницы Артем Айземан. – Это изображения копытных животных, выполнены в скелетном ангарском стиле. Такие рисунки свойственны скифской культуре. У скифов на этой земле была сфера интересов – примерно такая же, как у американцев в Сирии или Ираке. А местное население было их кыштымами (данниками).
Голубоглазые скифы
Обычно со словом «скифы» ассоциируются блоковские строчки – «азиаты с раскосыми и жадными глазами». На самом деле скифы были европеоидами со светлыми волосами и голубыми глазами. В Шалоболино – множество изображений тотемных животных этого народа. Значит, это место для скифов было значимым, культовым. Впрочем, оно притягивало к себе людей начиная с самых древних времен и на протяжении тысячелетий. Самым древним петроглифам – 12 тысяч лет (то есть они древнее египетских пирамид!). Есть изображения и с 9-тысячелетней историей, и те, что были нанесены в XIX веке. Это предмет изучения ученых нашего региона, Кемерово, Новосибирска.
– К сожалению, наследие Шалоболинской писаницы понемногу исчезает, – рассказывает Артем Айземан. – Здесь можно наблюдать плоскости с фрагментарно сохранившимися петроглифами. При подсвечивании ультрафиолетом или после работы трасологов ясно – раньше рисунков было намного больше. Поэтому сейчас необходимо приложить максимум усилий по сохранению этого ценнейшего памятника истории.
…Рядом с изображениями вполне реальных лосей и оленей мы видим «портрет» фантастического хищника. Рисунок нетипичен, уникален, поэтому ясно, что это – плод воображения наших предков. Огромные когти, пасть, особенности телосложения говорят – перед нами не мирная зверушка, а опасное чудовище. Впрочем, сколько бы ученые ни расшифровывали сюжеты петроглифов, сколько бы ни строили гипотез – до конца смысл древних рисунков познать невозможно. А значит, на нашей земле будет место, где чувствуется присутствие настоящей тайны.
Фото Олега Кузьмина