С 2017 года в Красноярске замещено 34 котельных, еще три прекратят работу в этом году. Закрытие малых теплоисточников – одно из мероприятий проекта «Чистый воздух» в краевой столице. Однако подобные объекты закрывались и до начала федеральной программы, главной причиной этому была их неэффективность. Как на городской карте возникли теплоисточники, без которых, как оказалось, можно обойтись, рассказываем в нашем материале.
Своя ноша не тянет
Появление в Красноярске большого количества заводов тесно связано с Великой Отечественной войной. В самом ее начале в город эвакуировали производства со всей страны. В Сибири на базе местных цехов они налаживали выпуск необходимой фронту продукции. С войной связано и появление первой красноярской ТЭЦ – производство нуждалось в энергии. Первая турбина была совсем небольшой по современным меркам, всего-то 25 МВт. К примеру, строящийся сегодня второй энергоблок Красноярской ТЭЦ-3 запланирован уже на 185 МВт электрической энергии.
Тепловую энергию в советское время заводы получали от собственных котельных. И хотя зачастую содержание таких котельных было делом затратным, смысл в этих затратах был. Системы теплоснабжения городов не были развиты как сегодня, а для постоянного производства энергия необходима непрерывно. К тому же собственный теплоисточник – это не только отопление, но и промышленный пар в нужном объеме. Да, и принято было иметь «все свое», сколько бы ни стоило его содержание, своя ноша не тянет.
Собственная генерация тепла была в Красноярске у машиностроительного, комбайностроительного, телевизорного, электровагоноремонтного заводов, «Кванта», завода химволокна. И даже завод медпрепаратов, который был основан в 1959 году, сразу обзавелся котельной. Аксакалы энергетики рассказывают, что, еще будучи студентами, наблюдали сизый дым над мегаполисом, когда спускались из Академгородка по дороге домой. В городе дымили сотни таких объектов.
Закрытие первых котельных
Серьезный разворот в теме энергоснабжения произошел с перестройкой 1990-х годов и переходом экономики на рыночные рельсы. Ряд предприятий в Красноярске перестали существовать или сократили производство. Оставшиеся не у дел котельные продолжали обеспечивать теплом жилые кварталы, в которых жили бывшие работники заводов. Однако основная часть нагрузки ушла, и как объекты энергетики эти малые предприятия стали неэффективны.
Так, к началу нулевых в городе оказалось множество объектов генерации тепла, часть из которых были серьезно недогружены. Оплачивалось содержание всех мощностей из тарифа на тепловую энергию. При этом для малых котельных он был выше, чем для ТЭЦ. Объясняется это просто – у ТЭЦ все расходы делятся на два вида энергии, а у котельной закладываются в один – тепло. И если большая генерация, встраиваясь в крупные федеральные проекты электроэнергетики, строила и модернизировала мощности, то у котельных такой возможности попросту не было. Оборудование изнашивалось и старело.
В итоге уже в первые постперестроечные годы в Красноярске были закрыты больше 40 малых котельных, находившихся на балансе муниципалитета. Это решение администрации города было подкреплено объективными обстоятельствами – такое количество теплоисточников, каждый из которых недогружен, городу стало не нужно. Их исчезновения горожане даже не заметили.
Тройная эффективность
Развитие энергетики принесло и новые правила работы, большая часть которых касалась экологии. Удовлетворить современные экологические требования для малых теплоисточников было невозможно. В условиях, когда и котлы давно не видели обновления, строить новые природоохранные установки не стали.
С 2018 года закрытие котельных началось уже по федеральной программе «Чистый воздух». В нее был включен список из 35 объектов, большая часть которых – те самые, бывшие заводские котельные. Еще часть – муниципальные и небольшие ведомственные теплоисточники. К примеру, котельная пожарной части № 19, расположенная прямо в центре города. Отапливала она всего один объект, но отравляла жизнь многим. Вокруг теплоисточника выстроили новый микрорайон, жильцы которого были не рады соседству с трубой, дымящей в окна. В 2020 году она была остановлена.
Потребителей закрывающихся котельных в соответствии со схемой теплоснабжения переводили на обеспечение ресурсами от ТЭЦ. Для этого СГК построила в Красноярске более двухсот километров тепловых сетей. Так система теплоснабжения получила тройную эффективность – обновление коммуникаций, вывод неэффективных источников и сокращение выбросов. А список из 35 котельных СГК инициативно пополнила еще двумя.
До сих пор некоторые эксперты утверждают, что «на своем объекте можно самому регулировать цену, снижая затраты», однако факты говорят против этого. Красноярский машиностроительный завод, тот самый, который был эвакуирован в годы войны, посчитав экономику, принял решение о закрытии котельной и переходе на теплоснабжение от ТЭЦ-1. Кроме экономики, сработал еще и технический фактор. Условия работы энергетики становятся строже, поэтому для содержания оборудования нужны специалисты высокого уровня. Сложную работу лучше доверить профессионалам.
За прошедшую зиму крупных аварий и порывов при теплоснабжении города практически не было, что ярче всего говорит о правильности принятых подходов. А в следующем году энергетики зафиксируют и общий результат закрытия котельных по программе «Чистый воздух» – снижение вредных выбросов на 10 тысяч тонн, что практически равно среднему заводу.
Для справки
ТЭЦ (теплоэлектроцентраль) – предприятие, производящее одновременно тепловую и электрическую энергию, объект системы централизованного теплоснабжения.
Котельная – предприятие, производящее только тепловую энергию, объект системы централизованного теплоснабжения.