Товары, оборудование, уголь, нефть, руда, лес должны прийти вовремя к тем, кто их ждет. Мало кто из нас задумывается, какой ценой это дается. Путейцы, машинисты, стропальщики, крановщики и другие специалисты компании «В-Сибпромтранс» выходят на смену в любую погоду. Они работают на самом непростом участке – обеспечивают доставку груза от железнодорожной магистрали до получателя.
Всерьез и надолго
Начальник участка пути Красноярского узла Александр Поморцев на дороге уже 38 лет. В далеком 1977 году начинал простым монтером пути. Столь долгие карьеры среди путейцев не редкость. К примеру, брат Поморцева пришел в компанию на два года позже и с тех пор даже не задумывался о смене работы. Здесь же трудятся два племянника. Общий стаж династии – целый век!
– У нас по-другому нельзя. Специфика работы такая – основательность нужна. Если уж взялся, то всерьез и надолго. А если кто год поработал и ушел в поисках лучшей доли, ну бог им судья. А вообще-то текучка у нас небольшая. Наша династия, кстати, не самая старая, – рассказывает Александр Владимирович.
Его коллега – оператор вагоноопрокидывателя Сергей Поляков – вот уже 11 лет подряд каждую смену разгружает десятки вагонов угля, прибывающего на Красноярскую ТЭЦ-1. Вроде бы все просто – пара рычагов в операторской кабине, загнали вагон, огромный механизм перевернул 90-тонную махину. Но ответственность огромная – сюда поступает уголь, который затем превращается в тепло и электричество в квартирах красноярцев. Поломка – дефицит топлива – простой ТЭЦ – холод в квартирах… Это недопустимо. До этого два десятка лет Поляков был составителем поездов. И тоже ни разу мысли уйти не мелькнуло.
На вопрос, чем же привлекает такая работа, практически все отвечают одинаково: нравится коллектив. Коллектив – ключевое слово. Ядро компании оставалось стабильным на протяжении десятков лет. Даже в лихие 90-е, когда трудностей всем хватало, отсюда не сбежал никто.
– Мы знали – у нас есть перспектива. Потому остались в компании. И не прогадали. Мне вот даже в начале нулевых квартиру предприятие выделило. Где вы такое еще видели, – восхищается Поляков.
Таких примеров на самом деле десятки. Так что когда железнодорожников называют одной большой семьей, это вовсе не преувеличение. При том что их работа – не сахар. Путеец должен быть готовым заниматься ремонтом колеи, несмотря на капризы погоды. За почти 40 лет работы у А. В. Поморцева случались разные истории – приходилось и пути восстанавливать после схода вагонов, практически дневать и ночевать на дороге, и обедать на рельсах. Кстати, из-за одной аварии под угрозой остановки оказался один из крупнейших металлургических заводов Красноярска. И именно путейцы спасли заводчан от очень неприятных последствий.
– Нас это всегда сплачивало. Ведь мы знали, что работаем не только на себя. Если подъездные пути, отгрузка, разгрузка не будут работать как часы – целые отрасли остановиться могут. Ведь когда нам говорят, что мы сердце экономики региона, – не льстят. Поверьте, с этой «нагрузкой» мы все живем – от генерального директора до простого монтера пути, – говорит Поморцев.
У Александра Владимировича и сегодня, несмотря на то что он теперь начальник, среди ручек, сотовых телефонов и бумаг лежат непременные рабочие спутники любого путейца – двусторонний фонарь и путеизмерительный шаблон. На всякий пожарный.
Вчера и сегодня
Впрочем, лихие 90-е – это еще не самое сложное время. Когда только начинали, было еще тяжелее. Никакой «навороченной» техники 40 лет назад и в помине не было – кран на всю компанию один да шанцевый инструмент на каждого. А ведь в то время большая часть путейских бригад состояла из женщин – уж как они выдерживали этот действительно тяжелый труд… Поворочайте-ка шпалы на морозе! Работать приходилось много – хозяйство было откровенно запущенным и оттого чрезмерно хлопотным.
Для понимания масштаба – компания имеет сеть филиалов на территории Красноярского края, Кемеровской и Иркутской областей, Республики Хакасии. Сегодня только на Красноярском узле около 120 километров путей. В общей сложности компания обслуживает более тысячи километров, принимая и отправляя каждые сутки по 120 составов для нескольких сотен промышленных предприятий в сегментах региональной экономики – в энергетике, металлургии, строительной, лесо- и нефтеперерабатывающей, а также добывающих отраслях, авиации, магистральном железнодорожном и речном транспорте. На всех направлениях деятельности ОАО «В-Сибпромтранс» руководствуется принципом партнерства.
Это сегодняшний день, а когда все начиналось, то о порядке на подъездных путях особенно никто и не задумывался. В системе управления, мягко говоря, царила неразбериха. Диспетчерские службы различных ведомств друг о друге не беспокоились. Каждый тянул одеяло на себя. Вагоны постоянно где-то застревали, «исчезали», «собирались толпой». Все это осложняло процесс погрузочно-разгрузочных работ, ломало графики главной железнодорожной магистрали. В итоге от нехватки вагонов страдали другие предприятия. Ведь просто доставить груз из города в город – это лишь полдела. Нужно еще обеспечить понятную и доступную логистику на месте – оперативно разгрузить вагоны, разместить груз, отправить получателю…
Именно в это время, в 1975 году, появился «Промжелдортранс», у истоков которого стоял Геннадий Семенович Лапунов. Наращивался экономический потенциал края – создавались крупные предприятия в сферах металлургии, добычи полезных ископаемых, энергетики. А в Красноярском крае создавался плацдарм для дальнейшего освоения востока страны. Естественно, и транспортная инфраструктура требовала кардинальных изменений.
Главный диспетчер компании Людмила Ошарова на посту 35 лет. Именно главный диспетчер регулирует вагонопотоки на всей тысяче километров трасс «В-Сибпромтранса», взаимодействует с диспетчерскими центрами железных дорог. Куда отправить вагоны, где придержать, а где ускорить, где разгрузить, загрузить… Диспетчер знает все.
– Работа была проделана огромная уже тогда. Но по-настоящему эффективной она стала, когда предприятие из разрозненных цехов объединилось в одно целое, обрело одного хозяина, – рассказывает Людмила Николаевна. – Все, как говорится, сразу пошло на лад. Наш генеральный директор был одержим разбалансированный механизм сделать «швейцарскими часами». Ведь у нас огромные расстояния, десять филиалов по всей Сибири. Чтобы координировать их работу, нужны четкость, единый взгляд на процесс, понимание приоритетов и решение первоочередных задач.
– Конечно, сейчас работать легче. У нас появились современные средства связи и коммуникаций, программные продукты. Да и технические средства стали более современными, высокопроизводительными, – добавляет Людмила Николаевна.
Изменилось все, даже облик рядового рабочего. Сегодня большинство сотрудников – смежники, владеющие сразу несколькими профессиями. Зимой, к примеру, работает на снегоуборочной машине, а летом машинистом железнодорожного крана. Да и оснащение на порядки выше.
Сегодня в распоряжении современные механизмы, высокотехнологичное оборудование, совсем недавно приобретено европейское чудо техники HUDDIG – машина с универсальным ходом для замены шпал, всех земляных работ, удаления растительности и очистки от снега. Компания всегда понимала роль модернизации и занималась этим планомерно. Генеральный добился своего – «швейцарские часы» работают без сбоев. При этом Геннадий Семенович никогда не забывал, что механизмом управляют люди, а потому о них – главная забота.
Ну а в том, что такая работа всегда будет востребована, не сомневается никто. Ведь сегодня Красноярский край испытывает очередной подъем – появляются новые предприятия, а значит, будут новые задачи и вызовы.
Факт
С момента основания «В-Сибпромтранс» перевез почти три миллиарда тонн грузов. Это 40 миллионов вагонов. Если сложить их все вместе, получится состав, которым можно опоясать земной шар 14 раз.