Незаменимое звено Его прочность влияет на стабильность жизни и деятельность большого Красноярского края

Незаменимое звено Его прочность влияет на стабильность жизни и деятельность большого Красноярского края

Товары, оборудование, уголь, нефть, руда, лес должны прийти вовремя к тем, кто их ждет. Мало кто из нас задумывается, какой ценой это дается. Путейцы, машинисты, стропальщики, крановщики и другие специалисты компании «В-Сибпромтранс» выходят на смену в любую погоду. Они работают на самом непростом участке – обеспечивают доставку груза от железнодорожной магистрали до получателя.

Всерьез и надолго

Начальник участка пути Красноярского узла Александр Поморцев на дороге уже 38 лет. В далеком 1977 году начинал простым монтером пути. Столь долгие карьеры среди путейцев не редкость. К примеру, брат Поморцева пришел в компанию на два года позже и с тех пор даже не задумывался о смене работы. Здесь же трудятся два племянника. Общий стаж династии – целый век!

– У нас по-другому нельзя. Специфика работы такая – основательность нужна. Если уж взялся, то всерьез и надолго. А если кто год поработал и ушел в поисках лучшей доли, ну бог им судья. А вообще-то текучка у нас небольшая. Наша династия, кстати, не самая старая, – рассказывает Александр Владимирович.

Его коллега – оператор вагоноопрокидывателя Сергей Поляков – вот уже 11 лет подряд каждую смену разгружает десятки вагонов угля, прибывающего на Красноярскую ТЭЦ-1. Вроде бы все просто – пара рычагов в операторской кабине, загнали вагон, огромный механизм перевернул 90-тонную махину. Но ответственность огромная – сюда поступает уголь, который затем превращается в тепло и электричество в квартирах красноярцев. Поломка – дефицит топлива – простой ТЭЦ – холод в квартирах… Это недопустимо. До этого два десятка лет Поляков был составителем поездов. И тоже ни разу мысли уйти не мелькнуло.

На вопрос, чем же привлекает такая работа, практически все отвечают одинаково: нравится коллектив. Коллектив – ключевое слово. Ядро компании оставалось стабильным на протяжении десятков лет. Даже в лихие 90-е, когда трудностей всем хватало, отсюда не сбежал никто.

– Мы знали – у нас есть перспектива. Потому остались в компании. И не прогадали. Мне вот даже в начале нулевых квартиру предприятие выделило. Где вы такое еще видели, – восхищается Поляков.

Таких примеров на самом деле десятки. Так что когда железнодорожников называют одной большой семьей, это вовсе не преувеличение. При том что их работа – не сахар. Путеец должен быть готовым заниматься ремонтом колеи, несмотря на капризы погоды. За почти 40 лет работы у А. В. Поморцева случались разные истории – приходилось и пути восстанавливать после схода вагонов, практически дневать и ночевать на дороге, и обедать на рельсах. Кстати, из-за одной аварии под угрозой остановки оказался один из крупнейших металлургических заводов Красноярска. И именно путейцы спасли заводчан от очень неприятных последствий.

– Нас это всегда сплачивало. Ведь мы знали, что работаем не только на себя. Если подъездные пути, отгрузка, разгрузка не будут работать как часы – целые отрасли остановиться могут. Ведь когда нам говорят, что мы сердце экономики региона, – не льстят. Поверьте, с этой «нагрузкой» мы все живем – от генерального директора до простого монтера пути, – говорит Поморцев.

У Александра Владимировича и сегодня, несмотря на то что он теперь начальник, среди ручек, сотовых телефонов и бумаг лежат непременные рабочие спутники любого путейца – двусторонний фонарь и путеизмерительный шаблон. На всякий пожарный.

Вчера и сегодня

Впрочем, лихие 90-е – это еще не самое сложное время. Когда только начинали, было еще тяжелее. Никакой «навороченной» техники 40 лет назад и в помине не было – кран на всю компанию один да шанцевый инструмент на каждого. А ведь в то время большая часть путейских бригад состояла из женщин – уж как они выдерживали этот действительно тяжелый труд… Поворочайте-ка шпалы на морозе! Работать приходилось много – хозяйство было откровенно запущенным и оттого чрезмерно хлопотным.

Для понимания масштаба – компания имеет сеть филиалов на территории Красноярского края, Кемеровской и Иркутской областей, Республики Хакасии. Сегодня только на Красноярском узле около 120 километров путей. В общей сложности компания обслуживает более тысячи километров, принимая и отправляя каждые сутки по 120 составов для нескольких сотен промышленных предприятий в сегментах региональной экономики – в энергетике, металлургии, строительной, лесо- и нефтеперерабатывающей, а также добывающих отраслях, авиации, магистральном железнодорожном и речном транспорте. На всех направлениях деятельности ОАО «В-Сибпромтранс» руководствуется принципом партнерства.

Это сегодняшний день, а когда все начиналось, то о порядке на подъездных путях особенно никто и не задумывался. В системе управления, мягко говоря, царила неразбериха. Диспетчерские службы различных ведомств друг о друге не беспокоились. Каждый тянул одеяло на себя. Вагоны постоянно где-то застревали, «исчезали», «собирались толпой». Все это осложняло процесс погрузочно-разгрузочных работ, ломало графики главной железнодорожной магистрали. В итоге от нехватки вагонов страдали другие предприятия. Ведь просто доставить груз из города в город – это лишь полдела. Нужно еще обеспечить понятную и доступную логистику на месте – оперативно разгрузить вагоны, разместить груз, отправить получателю…

Именно в это время, в 1975 году, появился «Промжелдортранс», у истоков которого стоял Геннадий Семенович Лапунов. Наращивался экономический потенциал края – создавались крупные предприятия в сферах металлургии, добычи полезных ископаемых, энергетики. А в Красноярском крае создавался плацдарм для дальнейшего освоения востока страны. Естественно, и транспортная инфраструктура требовала кардинальных изменений.

Главный диспетчер компании Людмила Ошарова на посту 35 лет. Именно главный диспетчер регулирует вагонопотоки на всей тысяче километров трасс «В-Сибпромтранса», взаимодействует с диспетчерскими центрами железных дорог. Куда отправить вагоны, где придержать, а где ускорить, где разгрузить, загрузить… Диспетчер знает все.

– Работа была проделана огромная уже тогда. Но по-настоящему эффективной она стала, когда предприятие из разрозненных цехов объединилось в одно целое, обрело одного хозяина, – рассказывает Людмила Николаевна. – Все, как говорится, сразу пошло на лад. Наш генеральный директор был одержим разбалансированный механизм сделать «швейцарскими часами». Ведь у нас огромные расстояния, десять филиалов по всей Сибири. Чтобы координировать их работу, нужны четкость, единый взгляд на процесс, понимание приоритетов и решение первоочередных задач.

– Конечно, сейчас работать легче. У нас появились современные средства связи и коммуникаций, программные продукты. Да и технические средства стали более современными, высокопроизводительными, – добавляет Людмила Николаевна.

Изменилось все, даже облик рядового рабочего. Сегодня большинство сотрудников – смежники, владеющие сразу несколькими профессиями. Зимой, к примеру, работает на снегоуборочной машине, а летом машинистом железнодорожного крана. Да и оснащение на порядки выше.

Сегодня в распоряжении современные механизмы, высокотехнологичное оборудование, совсем недавно приобретено европейское чудо техники HUDDIG – машина с универсальным ходом для замены шпал, всех земляных работ, удаления растительности и очистки от снега. Компания всегда понимала роль модернизации и занималась этим планомерно. Генеральный добился своего – «швейцарские часы» работают без сбоев. При этом Геннадий Семенович никогда не забывал, что механизмом управляют люди, а потому о них – главная забота.

Ну а в том, что такая работа всегда будет востребована, не сомневается никто. Ведь сегодня Красноярский край испытывает очередной подъем – появляются новые предприятия, а значит, будут новые задачи и вызовы.

Факт

С момента основания «В-Сибпромтранс» перевез почти три миллиарда тонн грузов. Это 40 миллионов вагонов. Если сложить их все вместе, получится состав, которым можно опоясать земной шар 14 раз.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

21 января 2022
Проверено: мин нет. Но мы начеку
Вторую неделю Красноярск нервничает: город накрыла очередная волна ложных сообщений о минировании учебных и дошкольных учреждений. Школы в январе эвакуировали
В рабочем ритме
Заканчивается январь, а вместе с ним и череда самых разнообразных праздников, на которые так богат первый месяц года: официальных и
21 января 2022
Проблемы и формы мусорной реформы
Депутаты Законодательного собрания без раскачки приступили к работе в новом году. В центре внимания – решение приоритетных задач, которые определены