Незаменимые Кто приходит к нам на помощь

Незаменимые Кто приходит к нам на помощь


За праздничным столом они поднимут бокалы за службу, а гражданским, как водится, пожелают: «Чтобы наша помощь вам никогда не понадобилась». В этих словах нет ни капли позерства и лукавства. Просто им, как никому другому, очень хочется видеть мир без природных и техногенных катастроф, без сгоревших домов и затопленных деревень. Мир без крови, трагедий и слез. Но, увы, наша жизнь далека от идеала. Беда всегда вторгается внезапно, быстро, жестоко, без приглашения. И тогда на выручку спешат они – спасатели.

История МЧС России по Красноярскому краю уходит своими корнями в октябрь 1932 года. Именно тогда по всей стране начали создаваться подразделения гражданской обороны. Они были нужны для решения исключительно военных задач – в основном для защиты населения от атак с воздуха. Потому и назывались поначалу местной противовоздушной обороной.

Практически все многоквартирные дома в Красноярске были оборудованы бомбоубежищами. Людей обучали действиям в условиях возможного нападения противника, начиная со школьной скамьи. То, как это происходило, ярко описали Илья Ильф и Евгений Петров в «Золотом теленке»:

«Над городом пронесся воющий звук сирены. Прохожие вдруг заторопились, будто бы их погнал ливень. Корейко не было. Вместо него на великого комбинатора смотрела потрясающая харя со стеклянными водолазными очами и резиновым хоботом, в конце которого болтался жестяной цилиндр цвета хаки». Потрясенному Бендеру сообщили, что он «отравлен» газом, да еще и «ранен» осколком в руку…

К весне 1942 года, когда уже шла война, такие курсы прошел каждый второй (!) трудоспособный житель края. Со временем слово «противовоздушная» из названия убрали, заменив на «гражданскую», попутно расширив спектр решаемых ею задач. Население уже нужно было защищать от ядерного, химического и бактериологического оружия, готовиться к проведению спасательных и восстановительных работ в очагах возможного массового поражения. Попутно система ГО даже обзавелась собственными войсками.

В 1971 году ГО передали в ведение Министерства обороны, а в 1991 году – Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, преобразованного в 1994 году в МЧС. В крае начала выстраиваться принципиально новая система защиты населения.

МЧСК этому времени в стране было завершено формирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее подсистемы были созданы во всех республиках, краях и областях России – в том числе и в нашем регионе. Предстояло решать весь комплекс задач: от предупреждения и ликвидации ЧС до организации всеобщего обязательного обучения населения гражданской обороне.

Весна 1999-го – создана служба спасения Красноярского края, в которую вошел отряд экстренного реагирования. Начальником ОЭР стал профессиональный военный Сергей Рымарь. Он начинал службу командиром водолазного взвода и закончил командиром части, принимал участие в ликвидации ЧС на острове Шикотан и в Нефтегорске. Возглавив отряд службы спасения, он как опытный руководитель приложил немало усилий для создания и организации работы группы разминирования. Основу подразделения составляли аттестованные спасатели-взрывники, оснащенные специальной техникой и оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. 1 апреля 2001 года группа спасателей-взрывников из 16 человек заступила на круглосуточное дежурство.

В 2003 году управление государственной противопожарной службы края вошло в состав главного управления по делам ГО и ЧС при администрации региона. Объединение позволило нарастить силы, повысить статус работников всех спасательных служб края. Теперь пожарные обучаются дополнительной профессии – пожарный-спасатель – по специальной программе. А Красноярский край стал одним из первых регионов России, где введен единый номер службы спасения – 01.

Одновременно в крае начала создаваться система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера. Например, именно сюда поступает информация с сейсмодатчиков, установленных в природном парке «Ергаки», Ермаковском районе, Красноярске, Кызыле и Абакане. Перестроена система оповещения населения, которая раньше была «заточена» под военные цели. Вместо сирены на весь город – рассылка СМС-сообщений, перехват радио- и телевизионных каналов с заставкой и уточнением, что именно произошло – ураган, землетрясение, наводнение – и что в таких случаях нам всем делать.

Удар стихии

В России, да и во всем мире, не найдешь, наверное, человека, который бы не слышал об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшей 17 августа 2009 года. Она стала одной из самых страшных аварий последнего времени, унеся жизни 75 энергетиков. К работе по разбору завалов были привлечены сотрудники почти всех спасательных служб страны – Сибири, Приволжского, Уральского и Центрального регионов.

Когда произошла трагедия, наши спасатели собрались в два раза быстрее положенного норматива. Четыре подразделения вылетели из Красноярска вертолетом и на Саяно-Шушенской были спустя три часа после аварии. Потоком воды здесь была разрушена стена машинного отделения, в итоге рядом с ГЭС даже негде было разбить лагерь. Только через три дня встал палаточный городок. Но главное – в первые же часы после прилета парни пошли под завалы, чтобы расчистить путь и найти пострадавших. Первые сутки пришлось работать без сна и отдыха.

Из-за трансформаторного масла действовать приходилось, как в газовой камере, – стоял едкий запах ГСМ. Все затопленное пространство почти на полметра было покрыто маслом. Особенно тяжело пришлось водолазам – они ныряли на ощупь, чтобы вручную перекрыть задвижки и прекратить доступ воды. Когда потоп был остановлен, ядовитую жидкость стали откачивать. Работали ускоренными темпами, к концу недели на ГЭС уже зашли энергетики. Начались восстановительные работы. И только после этого красноярцы ушли со станции – последними.

Нагрузка была огромная, признают сотрудники МЧС, причем не только физическая, но и эмоциональная. Пятерых водолазов даже положили в больницу.

– Таких аварий я еще не встречал. У меня было много спасательных работ, но особенно запомнились две: Нефтегорск и техногенная авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Сначала нам сказали, что один реактор вышел из строя, то есть турбина. Когда мы туда вошли – таких разрушений я просто не мог себе представить, – рассказывает заместитель начальника по поисково-спасательным работам Сибирского регионального отряда Валерий Коханов.

Возглавлявший в то время Правительство России Владимир Путин лично наградил красноярцев. Почетные правительственные грамоты получили четверо спасателей: Александр Барковский, Сергей Черкасов, Дмитрий Иващенко, Вадим Дьяков, а также судмедэксперт клинической больницы № 42 ФМБА России Егор Вахромеев – за мужество, отвагу и самоотверженность.

Большая вода

Очередное суровое испытание не заставило себя долго ждать: летом 2013 года практически ушел под воду Дальний Восток. В борьбе со стихией нашим дальневосточным соседям помогли красноярские спасатели: задолго до приемки первых бортов с «гуманитаркой» в Хабаровском крае высадились наши, красноярские бойцы МЧС.

– В Хабаровск мы прилетели глубокой ночью. Темно. Мало что удалось разглядеть. Однако заметили, что дороги отсыпаны, стоят какие-то дамбы. А вот когда выдвинулись в Троицкое, ехали по таежной дороге, по тракту… Реки, ручьи вышли из берегов. Тайга затоплена. Она была похожа на одно большое озеро, из которого растут деревья. Мрачноватая картина. Везде насыпи, чтобы вода не размывала дорогу, – вспоминает начальник службы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ специализированной пожарно-спасательной части Сергей Потупчик. – Были у нас связисты, медики. Мы плотно сотрудничали с нашим Сибирским клиническим центром ФМБА России. Врачи делали нам прививки от дизентерии и гепатита, помогали лекарствами, перевязочным материалом. Два раза в неделю вместе с нашими штатными специалистами проводили медицинский осмотр. Обстановка была сложной в эпидемиологическом смысле – затопленными оказались кладбища, свалки, захоронения. Вода и даже рыба шли с неприятным запахом. Поэтому централизованно, с администрацией района, наладили водоснабжение.

В сжатые сроки красноярцы развернули в селе Троицкое передвижной пункт временного размещения для пострадавших с расчетом на 400 человек. Большой лагерь – он занял площадь около одного гектара. Стоял у всех на виду, и к спасателям часто приходили местные жители. Просили совета – как поступить в той или иной ситуации, просили помочь вытащить вещи, перенести их на чердаки.

– Мы объезжали дома на лодках, смотрели, где и кому нужна помощь, – говорит Сергей Потупчик. – Если жители решались покинуть дома, их переправляли на «большую землю», в пункт временного размещения. Из Троицкого в него перебрались человек 20. Троих красноярских бойцов глава Троицкого наградил медалью за заслуги перед селом.

На Дальнем Востоке наши спасатели пробыли 34 дня. Когда необходимость в передвижном пункте отпала, передислоцировались в Комсомольск-на-Амуре. Оттуда и вернулись домой – вода пошла на спад.

Пожарная гвардия

МЧСНе самая лучшая особенность лесных пожаров в нашем крае заключается в том, что большинство из них случается в труднодоступных местах, в так называемой авиазоне. Настоящим стихийным бичом становятся сухие летние грозы, подносящие «спичку» аккурат туда, куда по земле не подобраться. Тогда на помощь приходит крылатая пожарная гвардия края, которая давно зарекомендовала себя одной из лучших в России. Не раз наши десантники приходили на помощь коллегам из других регионов страны. Забайкальский край, республики Саха (Якутия), Тыва, Бурятия, Коми, Кировская, Свердловская области…

Пожарных парашютистов у нас более 400 человек. Все – прекрасно экипированные, обученные ребята. В зоне ответственности десантников – почти 30 млн га тайги. Именно такую площадь охватывает авиационный мониторинг. К «бою» постоянно готовы 30 воздушных судов.

Группировка пожарной охраны по линии МЧС тоже собрана нешуточная – более 26 тысяч человек и почти две тысячи единиц техники. Ее взаимосвязь с другими структурами приобретает особую важность еще и потому, что ликвидация собственно таежных очагов возложена на другое, сугубо гражданское ведомство – краевое министерство природных ресурсов. В нем создан лесопожарный центр. В его арсенале – около 500 единиц специализированной лесопожарной техники и около 4 200 единиц пожарного оборудования. Общая группировка сил – более 7 600 человек.

Второй дом

Наших спасателей Украина не впускает. С огромными трудностями туда буквально продираются колонны с российским гуманитарным грузом, но о людях речи не идет. И все же сотрудники краевого управления МЧС помогают украинцам – тем, кто под обстрелом был вынужден сняться с родных мест. Делают все возможное, чтобы Сибирь стала для них вторым домом.

В августе этого года на перроне красноярского железнодорожного вокзала бойцы встречали 205 переселенцев из Украины. Курсанты красноярского учебного центра ФПС МЧС, пожарные Красноярска оказали помощь беженцам в разгрузке мешков и тюков с вещами, помогли инвалидам выйти из вагонов и сопроводили всех до автобусов. Психологи главного управления особое внимание уделяли детям и людям преклонного возраста. Давали людям первоочередную необходимую информацию по оформлению документов и обустройству на новом месте. Граждан Украины разместили в оздоровительном лагере «Достоинство», расположенном в 14 км от Назарово, и в реабилитационном центре «Красмаш» Красноярска. Сейчас им придется начинать жизнь практически с нуля: решать вопросы с работой, гражданством, постоянным жильем, оформлять детей в школы и детские сады. Украинцы уверены, что у них все получится: уже на перроне они почувствовали тепло и отзывчивость сибиряков.

Поверь в мечту

Как становятся спасателями? Многие мечтают об этом с раннего детства. Привлекают, конечно же, ладно сидящая форма, этакий флер героизма и романтики, безусловное уважение окружающих. С годами юношеский запал у многих проходит. Нередко побеждают чисто меркантильные интересы: миллионером в МЧС точно не станешь. Но есть нечто другое, что не отпускает вчерашних мальчишек и девчонок, твердо решивших связать свою жизнь с непростой профессией спасателя. Красноярцам в этом плане очень повезло: в Железногорске действует Сибирская пожарно-спасательная академия – филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. В этом году вузу исполнилось шесть лет.

Академия – единственное высшее учебное заведение МЧС России в СФО, которое выполняет кадровый заказ по подготовке высококвалифицированных специалистов для регионов Сибири в области обеспечения пожарной безопасности с уровнем подготовки, соответствующим государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям. Обучение в академии проводится по специальности «пожарная безопасность».

В июне здесь состоялось торжественное вручение дипломов и нагрудных знаков слушателям факультета инженеров пожарной безопасности. Это был первый выпуск, который навсегда вошел в историю молодого вуза. По словам преподавателей, все эти годы академия крепла, мужала вместе с ее выпускниками первого набора.

Прощание со знаменем, преклонив колено, прохождение торжественным маршем, денежный дождь на удачу… Но жизнь вуза продолжается: в этом году 104 человека со всего Сибирского федерального округа пополнили ряды курсантов академии. Как и прежде, к абитуриентам выдвигались очень серьезные требования для поступления. Они отбирались по результатам медицинской комиссии, профессионального отбора и дополнительных испытаний. Приняли только лучших из лучших. Иначе нельзя – профессия обязывает. Для ребят начался новый жизненный этап, впереди их ждет обучение и служба – стране, краю и каждому из нас.

Чернобылем по судьбам красноярцев

Взорвавшийся в апреле 1986 года атомный реактор стал самой большой техногенной катастрофой, которая когда-либо случалась в мире. Взрыв на Чернобыльской АЭС по мощности превзошел взрывы в Хиросиме и Нагасаки в 75 раз.

чернобыльПоследствия аварии устраняли несколько лет, но их масштабы могли быть неизмеримо большими, если бы не мужество и самоотверженность людей, вставших на пути радиации. Среди героев-ликвидаторов были и наши земляки, ценой собственного здоровья и жизни противостоявшие страшной беде. Более двух с половиной тысяч красноярцев принимали участие в ликвидации аварии: военнослужащие, строители, специалисты по атомной энергетике, работники краевых предприятий.

– Впервые в 30-километровую зону вокруг АЭС я попал 28 октября 1986 года, вел там дозиметрический контроль, – вспоминает бывший начальник ПЧ-29 Дивногорска, подполковник Вадим Кикоть. – Необходимо было фиксировать, кто и где находился, сколько времени и какую дозу облучения получил. Для этого ежедневно приходилось выезжать на атомную электростанцию. И все же, как и всегда, основной нашей задачей было тушение пожаров. Страшны были даже не они сами, а их последствия. В мои обязанности входило выезжать на все пожары, которые происходили в зоне. Я проводил расстановку личного состава в местах с наименьшим радиоактивным фоном. Приходилось и самому работать со стволом и садиться за руль пожарного автомобиля.

Однажды, объезжая на БРДМ станцию, заметили на кровле здания с отходами ядерного топлива черный дым. Вызвав по рации дежурный караул, мы поднялись на кровлю и увидели, что горит электрический кабель, а от него загорелся битум. До прибытия караула мы сдерживали огонь огнетушителями. Было тяжело, но основные трудности начались после, когда нас перестали пропускать через санпропускники, так как в поры кожи на руках и лице въелась радиоактивная пыль, и дозиметрические аппараты это фиксировали. Отмыться можно было только за несколько дней, а строгий контроль запрещал «грязным» появляться в столовых и других общественных местах.

Мне пришлось уехать из зоны 27 сентября 1987 года в связи с получением облучения сверх санитарной нормы. Кто-то остался служить там дальше, но уже через год мы все начали встречаться на похоронах то одного, то другого нашего товарища. Гласности это не предавалось, и в историях болезни не было сказано, что умирают они от полученного радиоактивного облучения…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
23 апреля 2024
Министр, смените тон
На недавней встрече в Минске министров иностранных дел стран СНГ глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сделал замечание российским правоохранительным органам
Без рубрики
23 апреля 2024
Сибирский форпост православия
В 2024 году двухсотлетие отмечает храм в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Ужуре. В начале XIX века
Без рубрики
22 апреля 2024
Михаил Котюков: «Работаем на результат и для людей»
Год назад край возглавил человек, хорошо знакомый всем красноярцам, – наш земляк Михаил КОТЮКОВ. Мы пригласили руководителя региона в редакцию,