Землетрясения, которые совсем недавно смог ощутить на себе практически каждый красноярец, взбудоражили наше сознание. И если взрослые более-менее представляют, как вести себя в случае угрозы, то дети оказываются незащищенными. Корреспондент «Нашего Красноярского края» побывал на уроках обеспечения безопасности жизнедеятельности.
– Землетрясения – это подземные толчки, которые возникают в результате разрыва земной коры, – рассказывает домашнее задание ученица восьмого класса Маша.
– А что необходимо предпринять, если вы находитесь дома и почувствовали первые толчки? – спрашивает у всего класса учитель ОБЖ. Первой поднимает руку Аня:
– Прежде всего – встать в дверной проем. Еще нужно держаться подальше от окон, выключить газ и электричество.
После того как ученики хорошо усвоили теоретическую часть, учитель вызывает ученика и показывает, как правильно наложить повязку пострадавшему. По статистике, к наиболее частым травмам, которые можно получить при землетрясении, да и других ЧС, относится перелом.
Как изменилась подготовка школьников к стихийным бедствиям после недавних землетрясений, нам рассказал директор Красноярской общеобразовательной школы № 4 Валерий Сачков:
– После каждого землетрясения со школьниками проводится повторный инструктаж по правилам поведения, также МЧС нам присылает методические разработки. Если посчитать все мероприятия, которые проводятся в течение года, то я даже затрудняюсь назвать их точную цифру – их действительно немало. По регламенту, например, раз в четверть мы должны провести пожарную эвакуацию.
При этом очевидно: с какой бы регулярностью сегодня в школах ни проводились инструктажи, главным остается вопрос, как среагируют дети во время реального чрезвычайного происшествия, потому что поведение ребят непредсказуемо и зависит от ряда факторов.
– На любую экстремальную ситуацию нужно выработать определенный стереотип поведения, – поясняет учитель ОБЖ школы № 4 Вячеслав Шолохов. – Самая главная проблема – так называемое стадное чувство. Дело в том, что по отдельности дети идеально все выполняют. Стоит школьнику, которого считают в классе лидером, начать делать что-либо – вне зависимости от того, правильно это или нет, – как большая часть коллектива безропотно следует за ним. Любопытный факт: в Японии, например, при соотносимых масштабах землетрясений жертв меньше, чем в других странах. Дело в том, что эти стихийные бедствия на островах довольно часты, и обучению населения властями уделяется большое внимание. В итоге стихийные бедствия у японцев паники не вызывают, просто срабатывает сложившийся стереотип поведения: они спокойно встают и выходят. Россияне же испытывают панический страх и совершают ошибочные действия.
Специалист главного управления по ГО и ЧС администрации Красноярска Татьяна Мейнгот рассказала, что школьники сегодня намного ответственнее взрослых:
– Практика показывает, что именно дети оказываются более подготовленными и более правильно реагируют на стихийные ситуации.
А что сегодня из себя представляет ОБЖ как школьная дисциплина? Как учат безопасности на этих уроках? В наших школах этот предмет начинается с пятого класса. Смотрим учебную программу по ОБЖ и видим разделы по здоровому образу жизни, о том, как готовиться к турпоходу. Есть отдельный параграф, посвященный правилам дорожного движения. С 5-го по 7-й класс дети изучают правила пожарной безопасности, им рассказывают, какие бывают аварии: химические, радиационные, на гидротехнических сооружениях. С 9-го класса начинается усиленная подготовка к военной службе – около 70 % учебного времени посвящено этому. В 10-м классе дети изучают основы медицины, есть параграф, посвященный теме «Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека». Далее, в 11-м классе, рассказывается о личной гигиене, об инфекциях, передающихся половым путем. Все эти знания, безусловно, важны.
Но многого в программе нет. Разве для ребенка не важно знать о мобильных мошенниках, об опасностях в Интернете, о педофилии? Как вести себя с представителями разных социальных групп? Ведь безопасность жизнедеятельности не ограничивается правилами поведения при стихийных бедствиях.
Каждую весну из новостных сводок мы можем слышать о том, как подростки оказались на оторванной льдине и уплыли от берега… На мой вопрос, как в школе детям объясняют, что делать, чтобы таких ситуаций не возникало, учитель ОБЖ средней образовательной школы № 32 Александр Чижиков только пожал плечами:
– Дети и лед… Такого нет в программе. Мы, конечно, объясняем на уроке, как вести себя при наводнениях, при прорыве плотины…
Большое внимание уделяется теме терроризма. Как рассказали нам учителя, для этого прямо на уроке устраиваются ролевые игры: класс разделяется на заложников и террористов – так дети быстрее усваивают эту тему.
Вместе с тем сегодня в общеобразовательных учреждениях нет предметов по психологической культуре. У нас не готовят детей к стрессовым ситуациям, не учат управлять своими эмоциями, внутренним миром. Теория теорией, но как при ЧС победить состояние паники и быстро приступить к действиям?
Учителя этого предмета нам рассказали, что если бы уроки ОБЖ проходили хотя бы два раза в неделю, эффекта было бы больше. Жертв в ночном клубе «Хромая лошадь», вероятно, было бы меньше, если бы людям сказали еще в школе, что самое опасное при пожаре – угарный газ… Выходит, пока урок ОБЖ несколько оторван от жизни. А этот предмет – один из самых значимых, ведь он закладывает поведенческую основу ребенка в сложных ситуациях, а значит, может однажды сохранить его здоровье и жизнь.