По сигналам наших читателей мы часто выезжаем в территории края. Но на этот раз письмо из Эвенкии позвало в дорогу не только журналиста газеты «Наш Красноярский край», но и руководителя агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края Сергея Берунова. Слишком уж много фактов самоуправства главы местного поссовета перечислялось в послании, подписанном двумя словами «жители п. Нидым».
Разобраться лично!
«Просим независимую комиссию отследить расходование бюджетных средств поселка Нидым главой администрации Коваленко Марией Николаевной. В связи с тем, что практически весь депутатский корпус состоит из ее родственников, все, что творится в поселке, либо замалчивается, либо нагло поддерживается депутатами», – говорилось в письме. В вину главе поселка Нидым ставились захламленность населенного пункта, плохая обеспеченность местного магазина, капитальный ремонт поселковой администрации, неработающие Дом культуры и библиотека, нечищеные дороги и даже опекунство над двумя племянниками.
Письмо, пришедшее в редакцию, можно было бы расценить как анонимку – фамилия значилась только на конверте в графе «отправитель», но прилагался к нему и другой документ – обращение на имя губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, подписанное 26 нидымцами. Люди жаловались на некорректный график освещения эвенкийского поселка (свет включают поздно, дети вынуждены гулять в темноте, а к поселку нередко подходят волки и медведи). Сергей Берунов констатировал: губернатор поручил ему лично разобраться в сложившейся в Эвенкии ситуации.
В конце ледяной дороги
Поселок Нидым находится в 25 км от столицы Эвенкии Туры. Зимой попасть в него можно по льду Нижней Тунгуски. Полчаса ледового пути – и мы в населенном пункте. От реки дорога резко поднимается в гору и заворачивает к домикам. Снега в этом году много, говорят жители Эвенкии, метет, но дороги чистят. Иначе жизнь на Севере остановится. В Нидыме обслуживает проселки предприятие из Туры. Наравне с ледяной трассой проходят и поселковые. Так что дорога в поселке ровная и чистая.
Вечер, но на улице никого: детей уже увели из детского сада, а гулять в 40-градусный мороз некомфортно. Две местные жительницы, возвращаясь из магазина, останавливаются с нами поговорить. С охотой объясняют: жить в Нидыме им нравится – природа замечательная, вот только с работой сложно. Занятость в поселке обеспечивают бюджетные организации – школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, а молодежи податься некуда. Потому и бездельничают, пьют. В советские времена здесь работала звероферма, функционировали оленеводческие бригады, сейчас этого нет.
– Если бы в Нидыме открыли заготовительное или перерабатывающее предприятие – мяса оленя, рыбы, – наша молодежь была бы у дела, – замечает одна из жительниц. – Может, и водка была бы не так востребована.
В местном магазинчике, открытом Эвенкийской базой снабжения, выбор небогат, но есть все необходимое – молоко, курица, хлеб, фрукты. Спиртное занимает несколько полок. Продавщица поясняет: зимой водку берут мало – стоит дорого (380 рублей за бутылку), местным любителям выпить проще по льду до Туры сгонять, там спиртное в два раза дешевле. Но продукты в это время года доставляют регулярно. Как только поступают заявки, продавец, она же заведующая магазином, собирается в путь. Зимой на машине, летом на лодке.
Подписывали не глядя
Весть о заинтересованности краевой власти в решении проблем, указанных в письме, быстро облетела поселок. Живет здесь 278 человек, коренных малочисленных из них 144. Подписавшие обращение к губернатору – в основном эвенки – с опаской приходили на личный прием к руководителю агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов, с недоумением отмечали: подписывали письмо в «Илимпийские электросети» (которые и ведают рубильником освещения), а дошло аж до Красноярска. Одна из жительниц Нидыма откровенно призналась: попросили подписать – подмахнула не глядя, даже не знает, что там написано.
После таких откровений сход граждан в Нидыме можно было и не проводить, но люди собрались, говорили о наболевшем. О маленьких «северных» зарплатах, несправедливо приватизированных охотничьих участках, отсутствии в домах центрального отопления и некачественном ремонте муниципального жилья. Интересно, что автор письма, чья фамилия значилась на конверте, так и не пришла ни на личный прием, ни на сход жителей Нидыма. Ее односельчане пояснили: она игнорирует общественные мероприятия, не желает решать поселковые проблемы сообща. Предпочитает писать – в газету, губернатору, а то и президенту. Через голову районной власти.
Проблем в Нидыме достаточно. Например, вывоз бытового мусора. Полигона рядом. Со времен совхоза в Нидыме существует место для несанкционированного размещения мусора, свои отходы люди везут туда самостоятельно. Но главная проблема – жилищная. Большинство домов в Нидыме ветхие.
– В очереди нуждающихся в жилье у нас 10 человек, – рассказывает глава поселка Мария Коваленко. – Двигается она медленно. Свои квартиры отдают муниципалитету только те, кто выезжает из Эвенкии по программе переселения «Север на юг». В 2013 году из Нидыма уехали две семьи, а в 2014-м в очередь прибыли четыре семьи погорельцев. Спасибо, в позапрошлом году построили два дома по краевой программе поддержки КМНС.
Анонимке спасибо
И действительно, в 2013 году в Нидыме в рамках долгосрочной целевой программы «Коренные малочисленные народы Красноярского края» появились два дома, в них сразу же заселились нуждающиеся семьи. Но прошло чуть больше года, и эти дома начали приходить в негодность. На потолке образовались трещины, краска облупилась, а несуразно поставленной посреди кухни печью невозможно протопить весь дом. Аналогичные претензии предъявляются и к качеству ремонта муниципального жилья. Двухквартирный дом был отремонтирован летом 2014 года, а жители уже жалуются: в углах намерзает лед, обои отваливаются, двери не закрываются.
– И все же жить в поселке с каждым годом все лучше, – отметил на сходе житель Нидыма Евгений Соколов. – И детская площадка поставлена, и спортивная работает, и в магазине продукты первой необходимости, даже дороги отсыпают, и дома строят. И глава молодая – получила образование, вернулась в Нидым, она хочет здесь жить. А это очень важно. Просто есть люди завистливые…
Хотя в адрес автора анонимного послания на сходе прозвучало «спасибо»: благодаря ей в далекий эвенкийский поселок приехала делегация из правительства края, взяла на карандаш проблемы маленького населенного пункта. По тому же некачественному строительству и ремонту жилья создадут комиссию и предъявят подрядчикам претензии. Правда, решать их придется районной власти, которая почему-то никак не могла доехать до соседнего Нидыма.
Сергей БЕРУНОВ, руководитель агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края
В июле 2014 года Счетная палата проводила проверку целевого использования средств, выделенных на ремонт и благоустройство поселка Нидым в 2012–2013 годах. Недостатки есть, но минимальные, которые касались оформления документов или наличия сертификатов. Нецелевого расходования средств выявлено не было.
Мне понравилась сегодняшняя власть в поселке Нидым. У главы есть настойчивость, оптимизм. Но и в этом населенном пункте существует оппозиция власти. И это нормально. Когда я работал полномочным представителем губернатора Красноярского края по западным территориям, не существовало ни одного муниципалитета, где не было бы оппозиции. Я считаю, это не дает расслабляться существующей власти.
Плохо то, что жители поселка предпочитают обращаться к губернатору или президенту через голову местной власти. Это говорит о том, что люди не верят, что районная власть разберется в их проблемах, поможет. В Эвенкии я увидел очень слабое участие местных чиновников в жизни территории, отсутствие управления. Моя попытка поговорить об этом с главой Эвенкийского муниципального района наткнулась на стену непонимания. Но мы продолжим работать по жалобам нидымцев, будем контролировать выполнение районной администрацией поручений агентства и губернатора.