Сама биография Николая Михайловича МАРТЬЯНОВА, основателя первого музея в Сибири, является подтверждением той огромной роли, которую мог сыграть скромный неродовитый интеллигент в развитии страны.
Хотел быть первооткрывателем
Именно люди примерно того же ранга – учителя, мелкие чиновники, медики – создали большинство музеев в русской провинции; в самых дальних уголках империи они поднимали образование на новый уровень, основывали будущие «очаги культуры» и науки. И не только потому, что больше некому было этим заняться…
В те времена существовало вполне явственное представление о долге образованного человека, выходящем далеко за пределы прямых служебных обязанностей. Мартьянов как раз и был живым воплощением этого долга.
Сын лесного объездчика из Виленской губернии (территория нынешних Белоруссии и Литвы), он выбрал профессию провизора.
В 1865 году окончил курсы помощников провизоров при медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, затем курсы при Московском университете. Работал в столичных аптеках. В 1872 году, получив диплом, уехал в Казань, где вскоре стал членом университетского кружка естествоиспытателей, выступал с научными докладами, публиковал статьи.
Однако через два года получил предложение поработать в Минусинске – городе, о существовании которого наверняка знали не все его коллеги по университету. И молодой провизор согласился, как сообщают, без долгих раздумий.
Человек, обладавший, по отзывам современников, редкостной работоспособностью, коммуникабельностью, и, как бы сейчас сказали, креативностью, имел все исходные данные для того, чтобы «пробиться в столицы», отправился в сторону явно противоположную – в Сибирь.
Мартьянова влекло поле исследований, еще нехоженое, он хотел быть первооткрывателем.
Искусство и труд
С 1874 года Николай Михайлович живет в Минусинске, куда его пригласил местный врач А. В. Малинин, инициатор открытия первой частной аптеки в городе. Мартьянов стал ее первым заведующим.
Он много путешествует, изучает флору Минусинской котловины, но не только по аптекарской надобности. Его научные интересы намного шире – география, археология, история, этнография…
Тридцатилетний провизор организует краеведческий кружок, деятельность которого оказалась настолько кипучей, что уже в 1877 году, т. е. через три года после прибытия в Минусинск, он подает в городскую думу прошение об учреждении музея. По замыслу основателя, это должен быть именно музей, с уставом, необходимым научным аппаратом, а не просто выставка местных диковин.
Городские власти дали добро. Первые коллекции разместились в нескольких помещениях местной школы. Уже через три года собрание Минусинского музея насчитывало более шести тысяч экспонатов и свыше трех тысяч томов библиотеки, классифицированных по шести разделам – естественная история, этнография, археология, сельское хозяйство, промышленность, учебные пособия.
По сибирским меркам это был неслыханный размах. В 1886 году американский путешественник, журналист и литератор Джордж Кеннан посетил Минусинск специально для того, чтобы увидеть мартьяновский музей, слава о котором уже широко разнеслась в научном мире.
Минусинский музей, которым гордятся все образованные сибиряки, – прекрасная иллюстрация результатов, которых можно добиться великой привязанностью к одной цели и упорным, настойчивым трудом для ее достижения…
Это, в полном смысле слова, создание г-на Мартьянова и представляет, почти исключительно, его личное искусство и труд…
Он не был ни богатым, ни свободным для этих занятий человеком. Наоборот, он всецело зависел от своей маленькой аптеки и был ограничен во времени, проводя в аптеке большую часть дня.
Отказывая себе в сне, поднимаясь рано утром, он мог несколько часов ежедневно уделять науке, и в эти небольшие часы он каждый день собирал коллекции растений и минералов, которые мог найти в часе ходьбы от города.
На самом деле американец был не совсем прав, представляя Мартьянова энтузиастом-одиночкой. Причина столь скорого и громкого успеха музея заключалась не только в личном подвижничестве основателя, но и его исключительных организаторских способностях. Один из близких знакомых Николая Михайловича Д. А. Клеменц так описывал его стиль работы:
«Первое правило Мартьянова – «пользоваться всяким человеком, обнаруживающим склонность быть полезным музею»; второе – «пользуясь всеми, быть полезным всем»; и третье – «не спать со своими коллекциями», а посылать их специалистам для определения, и, наконец, четвертое – «брать и составлять всякие коллекции, какие можно».
Сибирь стала родиной
В том же 1886 году в истории мартьяновского детища открывается новая страница – в Минусинске создан комитет по строительству отдельного здания для музея. Через год был отслужен молебен при закладке первого камня, а в 1890-м музей обрел собственный дом, в котором пребывает до сих пор.
Однако «дом» можно считать символом другой, куда более значимой перемены, которая произошла с создателем музея.
Уроженец самой западной окраины Российской империи не просто переехал в Сибирь, имевшую в массовом сознании жителей «материка» устойчивый образ некоего «преддверия ада», но стал сибиряком в самом глубоком смысле этого понятия. Здесь он обрел семью и главное дело своей жизни.
Летом 1883 года в письме известному географу Григорию Потанину Мартьянов описывает эту перемену:
Теперь Сибирь моя дорогая родина. Я стремился в нее еще тогда, когда только сознательно начал применять свою страсть к собиранию естественно-исторических коллекций.
В Сибири с самого моего приезда, даже по дороге в Минусинск, я нашел искренних друзей, в Сибири мне дали возможность осуществить идею о местном музее и устроить идею мою в таком виде, о каком я мечтал чуть ли не с детства.
Для Сибири я посвящу все свое свободное время, остающееся от трудов для насущного хлеба, и вполне буду вознагражден, если собранные мною материалы послужат на пользу этой прекрасной стране хотя бы и в далеком будущем.
Николай Михайлович МАРТЬЯНОВ
Основатель краеведческого музея в Минусинске – нынешний Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова.
Член 16 российских и зарубежных научных обществ – Российской академии наук, Императорского археологического общества, Императорского общества сельского хозяйства, Российского фармацевтического общества, Общества врачей Енисейской губернии, офицер Министерства просвещения и изящных искусств Франции, почетный мировой судья Красноярского окружного суда, первый почетный гражданин города Минусинска, автор научных трудов по ботанике. Кавалер орденов Святого Станислава II и III степени, ордена Святой Анны III степени, награжден золотой медалью Общества естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, золотой медалью «За услуги, оказанные народному образованию», серебряной медалью Русского археологического общества. Организовал целый ряд ботанических и этнографических научных экспедиций, исследовал южные районы Енисейской губернии, Кузнецкий Алатау, Саяны, Урянхайский край. Помимо музея, имя Мартьянова носят река в Кузнецком Алатау, пик в Западном Саяне, улица в Минусинске.
При подготовке статьи использованы публикации газеты «Власть труда» (Минусинск)