Николай Трикман: «У меня нет неприемных дней»

Депутат уверен, что системе всегда нужны конструктивная оппозиция и честные политики

Николай Трикман: «У меня нет неприемных дней» Депутат уверен, что системе всегда нужны конструктивная оппозиция и честные политики

В прошлом году в состав Законодательного собрания Красноярского края вошел депутат Николай ТРИКМАН. Коллеги сразу оценили его «вес и фигуру»: в региональный парламент пришел человек с большим жизненным и политическим опытом, руководитель ачинского отделения «Справедливой России». До этого Трикман возглавлял Ачинский городской Совет депутатов. Николай Трикман избирался в Законодательное собрание по списку «Справедливой России» в 2007 году. В 2009-м место для справоросса в красноярском парламенте стало вакантным после того, как в октябре этого года сложил депутатские полномочия глава фракции Владимир Абрамов. Николай Трикман работает в двух комитетах – по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества, а также по вопросам законности и защите прав граждан.

Биография депутата, с одной стороны, похожа на тысячи «советских» жизнеописаний. Но, с другой стороны, путь от простого водителя до народного избранника Николай Трикман прошел особенный, часто оказываясь в самой гуще исторических событий. Например, служба в армии для обычного призывника оказалась участием в военных действиях. Николай Трикман служил на Дальнем Востоке как раз в период событий на Даманском, когда китайские войска решили перейти нашу границу, что обернулось серией вооруженных столкновений между СССР и КНР.
О первых ступенях к политическому олимпу, о службе в милиции и буднях председателя городского Совета депутатов Ачинска читайте в нашем интервью.

– Николай Васильевич, почему вы решили пойти длинной дорогой школа – армия – институт?

– Нужно сказать, что я еще до армии закончил школу ДОСААФ, получил специальность. И сразу после службы в вооруженных силах начал трудовую деятельность. Устроился на молзавод водителем. Все мои друзья начинали карьеру с рабочих профессий, это было нормально. Как говорится, познать все тягости и лишения трудового народа. Кстати, я возил еще и почту, был фельдъегерем. Затем решил учиться. Поступил в Ленинградский кинотехникум. По окончании два года работал директором Большеулуйской районной киносети.

– Мечтали о кино?

– Нет, все более прозаично. Просто мне предложили такую работу, что называется заметили. Считаю, что не зря, я оправдал доверие. В районе построили большой кинотеатр «Колос», там и набивал руку. Думаю, у меня неплохо получалось.

– Сейчас рассматривается законопроект «О полиции», идет реформа МВД. На ваш взгляд, какой положительный опыт нужно сохранить, ведь вы застали систему в период стабильности?

– Конечно, я застал другую милицию, в отличие от современной. Сотрудники были более дисциплинированными, люди меньше жаловались на действия людей в форме. Возможно, причина в том, что воспитанию личного состава уделялось больше времени: проводились обучающие семинары, подробно изучались приказы. Помню приказ № 269 МВД «О бережном и внимательном отношении к гражданам». Мы не просто его читали, а изучали, затем принимали зачет у милиционеров: как слушать гражданина, как обращаться к нему, почему важно соблюдать безупречный внешний вид. Я не хочу бросить тень на милицию, ведь это мои коллеги, я сам оттуда, но сегодня есть определенные моменты, которые настораживают. Возможно, времена меняются, и нельзя застыть в прошлом. Что касается закона «О полиции», пока я не могу «переключить» сознание. На мой взгляд, у нашего народа «полиция» ассоциируется с Великой Отечественной войной. Сразу вспоминаются фашистские полицаи, а также предатели, вставшие на сторону немцев в захваченных территориях… Я всегда говорил, что сотрудник милиции
– это зеркало советского народа, по его поступкам судят о всей власти. Уверен, что направление воспитательного характера необходимо развивать и укреплять.

– У вас в милиции все гладко сложилось?

– Да так не бывает. Меня и в должности понижали, и курьезы случались. Однажды раздался звонок: задержали двоих парней на мотоцикле. Тогда только строился Ачинский НПЗ, в качестве рабочей силы использовали заключенных. Я приезжаю на место, вижу двух ребят без документов. Спрашиваю, откуда, что случилось? Они жалобно: «Да вот мы к маме едем, за хлебушком, денег нету». И все в таком духе. Взяли они меня на жалость. Оказалось, это не просто парни, а заключенные, которые угнали мотоцикл и «очистили» пару магазинов. А я по простоте душевной отпустил преступников. Конечно, потом правосудие восторжествовало.
Милицейский опыт пригодился, когда я охранял Ачинский глиноземный комбинат. Это было очень интересное время. Конец 90-х. Банкротство предприятий. Скупка заводов за копейки. Мы не просто охраняли, а вели настоящие войны. Одна ФПГ воевала против другой. События развивались бурно. Возводили на территории баррикады, защищали имущество, не пускали «чужих». Сутками там жили. Благо, что все закончилось без кровопролития. На комбинат постоянно приезжали депутаты, власти, прокуратура. А в 2001 году РУСАЛ зашел. Пришла другая команда, и я уволился. Не переживал по этому поводу – «в кармане» было интересное предложение. Предприятие до сих считаю родным.

– После ухода с комбината вы опять оказались в эпицентре событий – начале партстроительства в стране.

– Мы создали в Ачинске ячейку «Единства», переименованное позже в «Единство и Отечество». Сейчас – «Единая Россия». Когда мы создали партию, пошли на выборы в горсовет. Я стал депутатом. Уже на первой сессии меня избрали председателем. Я добросовестно исполнял обязанности. Мы плотно работали с экс-мэром Михаилом Ачкасовым. Приняли ряд решений, которыми можно по праву гордиться. Например, предоставление жилья на льготных условиях малообеспеченным семьям и работникам бюджетной сферы, бесплатный проезд школьников из малообеспеченных семей на городском транспорте. Город освободил участниц войны от оплаты жилищно-коммунальных услуг, многодетные и малообеспеченные семьи от платы за детские сады. У нас действовала ежемесячная доплата по 600 рублей почетным гражданам города. Активно работали по ветхому жилью. Люди переезжали в новые квартиры, результат был налицо.

– Сейчас скучаете по Ачинску?

– Не скучаю, потому что часто бываю там. У меня дочь в Ачинске, в Большом Улуе – сын и мама. Приезжаю, встречаюсь с знакомыми. Кто-то спешит поплакаться, попросить помощи. Так сложилось, что ни дня без добрых дел у меня не проходит. Всегда помогаю, чем могу. Путевки, квартиры, личные связи.

– Будучи председателем горсовета, вы могли с утра до вечера принимать людей…

– Я активно работал. Занимался не просто политикой. Двери моего кабинета были всегда открыты. Я не позволял себе сказать человеку: «Приходите завтра». Прием граждан по личным вопросам у меня занимал большую часть времени работы в горсовете. Когда я проводил прямые линии, звонков было очень много. Я отчитывался о делах. И делал это регулярно. Приглашал прессу.

– Благодарности? Гневные звонки?

– Вот случай могу рассказать. Однажды ко мне обратилась мама, сын которой, Глеб, нуждался в дорогостоящем лечении. Стоимость лекарств не мог оплатить ни я, ни горсовет из своего кармана. На прием женщина пришла вечером, без официальных записей или звонка секретарю. Простая жительница Ачинска. У ее сына хронический лейкоз. Как помочь мальчику? Что сказать матери? «У нас нет денег, приходите завтра?» Об этом я даже не думал. Поэтому сразу принял решение искать средства всеми способами. Обратился через ачинскую прессу с призывом о помощи, опубликовали номер расчетного счета в банке. Этим сложным делом занимался несколько недель. Помогли депутаты Госдумы Александр Клюкин и Раиса Кармазина. В итоге директор НИИ детской гематологии профессор Александр Румянцев вызывает Глеба и его родителей для консультации о возможности трансплантации костного мозга. После операции с Глебом мы созванивались, общались. Даже в гости ходил к этой семье. В общем, были моменты, которые до сих пор приятно вспомнить. Но быстро нашлись те, кто обвинил меня в популизме, в пиаре. Мол, не просто помогаете, а рекламируете себя. Что ж, их право так считать.
В другой раз пришла ко мне женщина пожилая, ветеран ВОВ. Со слезами на глазах стала рассказывать, что на улице жара, продукты портятся, в общем, сил нет, выхода тоже. А вся проблема в том, что холодильника у нее нет. Отдал ей из своего кабинета небольшой холодильник, практически новый, который недавно приобрели.

– Но ведь каждому так не поможешь. Холодильник можно подарить, но квартиру не подаришь. Хотя, если так думать, вообще ничего можно не делать, правда?

– Точно. Но я никогда не скажу человеку: «Извините, вопрос не ко мне, поэтому помочь не могу». Всегда есть выход из положения, главное – начать его искать. Люди обращаются с очень трудными вопросами – поиск работы, жилья и так далее. Бывает, что приходят не совсем благополучные люди. Пьющие, проще говоря. И таким тоже поможешь, не выгонишь. Не миллион же отдаешь, а несколько рублей. Наверно, в характере это. Хочу отметить, что у меня уже сложилась своя «система поддержки». Например, прямые контакты с представителями бизнес-сообщества. Очень многие предприниматели готовы помогать людям, не афишируя своей благотворительности и не требуя за это каких-то льгот, поблажек со стороны власти. Я не считаю за труд сделать необходимый звонок. И предприниматель не считает за великую услугу купить бабушке, например, телефон. А в результате получается благое дело. Есть поговорка: «Не хочешь иметь врагов – не делай добра людям». Но не помогать невозможно. Я вырос в большой, многодетной семье. Шестой ребенок после пятерых сестер. Жилось тяжело. Я знаю цену помощи. И никогда не путаю свой карман с государственным.

– Чувствовали, что обратно к вам добро возвращается? Чем больше отдаешь, тем больше получаешь?

– И такое замечал. Вообще, жизнь интересно складывается. То взлеты, то падения, черно-белые полосы. Победы следуют за поражениями. Видимо, и хорошее к тебе возвращается, и за плохое тоже отвечаешь. Но я делаю добрые дела не для «галочки», не потому, что «надо». Мне действительно это нравится. Уверен, что хороших людей больше, чем плохих.

– Трудно, будучи публичным человеком, сохранять морально-нравственное здоровье?

– Вы про политику? Очень тонкая штука, в ней есть место и лукавству, и хитрости. Но, на мой взгляд, они во благо. Важно ставить цель и достигать ее. Если ты представляешь партию, то прилагаешь усилия, чтобы она прошла во власть и выполняла свои функции. Если человек идет на выборы, он должен понимать, что его будут «просвечивать», ушат грязи выльют. Я участвовал во многих избирательных кампаниях, начинал с уровня сельского совета, затем районный, городской совет, теперь – Законодательное собрание Красноярского края. Бывало многое, что тут говорить. Но раз выбрал такую стезю, нужно трудиться, не стоит о минусах и плюсах рассуждать.

– Вам комфортно работать в ЗС?

– Краевой парламент на порядок выше, чем у многих соседей. И смотрят наши депутаты всегда на шаг вперед. Мне комфортно среди людей грамотных и с большим опытом, которых в парламенте большинство. Я считаю себя «молодым» среди них в плане деятельности. Активно работаю в комитетах, изучаю законопроекты, общаюсь с избирателями в своей приемной, пишу запросы в различные инстанции. Во многих случаях есть «две правды»: проблема не всегда решается быстро, но это не означает, что она не решается. Есть система, «аппарат», бюрократия. В общем, ежедневный труд, который называется «процесс идет».

– Николай Васильевич, с чем был связан ваш уход из «Единой России» и переход в «Справедливую»?

– Вопрос серьезный, и ответ, возможно, вам покажется слишком простым: сиюминутное решение. Возникло ощущение, что нужно менять ситуацию, она меня не устраивала. На тот момент люди просто ринулись в «партию власти», как ее называют. Наверное, так часто происходит в период партийного строительства: есть этап бума. Вначале, когда мы в Ачинске только создавали ячейку «ЕР», люди спрашивали: «А что это такое?» Так что я застал и период становления, и расцвета популярности «Единой России».

– Получается, что вы собирали единомышленников «по кирпичику», а потом люди «пачками» в партию вступали?

– Да, прошло совсем немного времени, и сложилась ситуация, когда все начальники оказались только определенной партийной ориентации. Когда 70 % электората голосуют за одну партию, думаю, что это не совсем правильно. И когда-то пузырь лопнет. Получается, что мы возвращаемся к статье 6 Конституции СССР 1977 года, которая закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы страны. Мы уже прошли опыт однопартийной системы. Без оппозиции всегда болото, застой получается.

– Без конструктивной оппозиции?

– Той, которая не кричит: «Мы против!», а предлагает свой вариант. Депутаты «Справедливой России» разрабатывают законы, экономические программы. Правда, бывает, что закон наш принимают, но с другим названием. Момент ревности между партиями есть, но главное все-таки результат. Четыре года бьемся над одним социальным законопроектом, касающимся решения квартирного вопроса и демографии, а его отвергают. Предлагаем изменить пенсионное законодательство в пользу наших стариков, но пока наши идеи не принимаются. Мы можем строить доступное жилье, платить людям достойную пенсию. Важно правильно расставить приоритеты.

– Вы никогда не хотели заработать много денег?

– Не думал об этом. Особенно когда работал в милиции, где зарплата была не самая большая. А когда пришел на комбинат, за год заработал столько, сколько за все годы в милиции не получил. В горсовете жалованье было вполне среднее. Квартиру купил, машину, дачу, сыну помог. Что еще – яхты, вилла? Милиция хорошо научила: даже кожаную куртку, автомобиль и другие вещи дорогостоящие нельзя было купить без уведомления начальника. Может быть, это в каком-то плане перегиб, но он свою положительную роль в моем формировании как личности сыграл. Могу точно сказать, что я не смог бы стать бизнесменом, менталитет не тот. И вообще я не выбирал специально путь, не искал карьеры, должностей. Но все пришло в свое время.

Досье

Николай ТРИКМАН

Родился 1 февраля 1951 года в с. Нижний Суэтук Ермаковского района Красноярского края. Окончил Красноярский инженерно-строительный институт.

Трудовая деятельность: 1973–1975 гг. – директор Большеулуйской кинодирекции краевого управления кинофикации

1977–1982 гг. – инструктор организационного отдела Большеулуйского райкома КПСС

1982–1999 гг. – служба в Управлении внутренних дел, Ачинск

2001–2007 гг. – председатель Ачинского городского Совета депутатов второго созыва

2007–2008 гг. – руководитель аппарата бюро совета Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» в Красноярском крае, секретарь бюро совета Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» в Красноярском крае

С 2009 г. по настоящее время – депутат Законодательного собрания края.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня
Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание