В месяц в Красноярске эвакуируют на штрафстоянки около 1200 неправильно припаркованных машин. Кому-то достаточно один раз проехаться по маршруту «полк ДПС – переулок Тихий, 1», чтобы больше не нарушать правила, а кто-то, вернувшись со штрафстоянки, вновь ставит машину под знак. Парковаться-то негде, разводят руками злостные нарушители…
– Вы знаете, у меня такое ощущение, что эвакуация – это не способ решения транспортной проблемы, а лишь вид бизнеса, – грустно рассуждает владелица Honda Stream, наблюдая за тем, как ее авто качается на стропах эвакуатора. – Городским властям эвакуация обходится бесплатно, а новые парковки стоят миллиарды. Конечно, пусть коммерсанты наживаются на несчастных водителях, которым негде машину приткнуть.
Чтобы лично убедиться в том, помогают ли эвакуаторы налаживать дорожное движение в Красноярске, мы вышли в рейд вместе с сотрудниками автоинспекции.
Не шутки, а штрафы
– Эвакуацией неправильно припаркованных автомобилей занимаются в городе три фирмы, в специализированном автопарке которых по 10 машин, – рассказывает командир полка ДПС ГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» Владимир Евсеенко. – Теоретически в день в городе может работать 30 эвакуаторов, но на практике меньше. Каждой фирме выделяется по два инспектора. Обнаружив нарушителя, они вызывают эвакуатор. Эвакуируют из самых проблемных точек – это Центральный и Советский районы, улицы Ленина, Марка, Партизана Железняка, проспект Мира. Кроме того, выезжают по звонкам от жителей, если где-то машина перекрыла подъезд или мешает проезду «скорой», например.
…На улице Ленина, возле здания краевого правительства грузятся два эвакуатора. Один убирает машину с пешеходного перехода. Тяжелый седан, как игрушечный, взмывает в небо. Спецмашины могут поднимать авто весом до трех тонн, но даже джипы, как правило, весят не больше 2,5 тонн. Исключение – определенные модели Toyota Tundra и Hummer. По словам руководителя одной из фирм-эвакуаторщиков Андрея Прищепова, водители знают марки и модели машин, которые эвакуации не подлежат.
Весь процесс погрузки и оформления протокола занимает не более 20 минут.
Меж тем появляется хозяйка седана.
– Ой, вы что это делаете? Вы шутите? Какая эвакуация?! Да я к министру на совещание приехала всего на час! Какой пешеходный переход? А куда мне ее девать? Верните сейчас же на место машину!
Водитель эвакуатора нажимает рычаги, и авто плавно приземляется на дорогу.
– В законе нет такого правила, но мы идем навстречу автовладельцу и снимаем машину с эвакуатора, – комментирует инспектор ДПС Анатолий Поздняков.
Экзальтированной барышне выписывают штраф: тысяча рублей за парковку на пешеходном переходе.
– Ой, ну это же не в евро? – шутит автовладелица и просит побыстрее оформить бумаги.
Очевидно, и в следующий раз она предпочтет припарковаться на тротуаре, чем пройти лишние 100 метров пешком.
Кто в ответе за бахрому?
Следующий пункт нашего рейда – улица Перенсона, напротив Театра оперы и балета. Плотным рядом, не обращая внимание на знаки и зебру, водители ставят здесь машины всех видов и моделей. Инспектор ДПС Анатолий Поздняков выбирает ту, что перекрывает пешеходный переход. На фотоаппарат фиксирует нарушение правил и составляет протокол. Водитель эвакуатора тоже фотографирует, но для него важно заснять все повреждения на кузове машины, чтобы автовладелец не предъявил потом претензий фирме. На штрафстоянке машину будут фотографировать еще раз, чтобы доказать, что при транспортировке не было повреждений.
Стропы прицеплены, машина готова к погрузке. Замечаем потертости и бахрому на стропах, но водитель уверяет – все в порядке, проверка была недавно.
– На каждую стропу у нас есть свой паспорт, согласно которому гарантийный срок ее службы три месяца, – пояснил потом Андрей Прищепов. – Но мы меняем их каждый месяц, не дожидаясь полного износа. Кроме того, раз в два дня мы проводим осмотр строп и фиксируем результаты в журнале. А вот регистрация крановой установки в Ростехнадзоре для физических лиц не предусмотрена законом. Но поймите, в наших интересах выпускать на линию исправную технику.
Инспектор по пропаганде красноярского полка ДПС Юлия Глушкова отмечает: к сожалению, у ГИБДД нет никаких полномочий проверять техническое состояние эвакуаторов, поэтому все остается на совести индивидуальных предпринимателей.
За два года работы эвакуаторов три машины были повреждены по вине водителей спецтехники – упали с высоты. Но у ИП ответственность застрахована, ущерб автовладельцам был компенсирован.
Эвакуация пробки
Перемещаемся на многострадальную улицу Партизана Железняка. Полоса для автобусов превращена водителями в автостоянку, кое-кто умудряется бросить машину и вторым рядом.
– Место здесь очень проблемное, – говорит Юлия Глушкова. – Краевая больница, люди приезжают к больным, на лечение, на осмотр. Кто в гипсе, кто без ноги, кто просто идти не в силах, а парковки-то возле краевой нет! Вот и ставят на дороге. И не потому, что лень откуда-то идти – не могут. Инспекторы стараются входить в положение таких людей, предупреждают, просят освободить проезжую часть, дают возможность высадить пассажиров, но без эвакуатора здесь просто никак. Когда однажды эвакуаторы не вышли на этот участок, улица оказалась заставлена машинами настолько, что в сторону Советского района оставалась только одна полоса для движения, а пробка тянулась из самого центра города.
В день нашего рейда Партизана Железняка «чистили» сразу три эвакуатора: две машины уехали, а третью вновь пришлось снимать со спецтехники. Девушка чуть не плачет: на 15 минут зашла в больницу сдать кровь, а тут такое…
– Я же не специально, просто там негде больше парковаться. Не от «Июня» же идти. Да и не дойду я, плохо себя чувствую.
Тема обустройства парковки возле краевой больницы сейчас активно обсуждается городскими властями. Какими конкретными проектами кончится дело, пока неизвестно, но с тем, что ситуацию эвакуаторами не исправить, согласны абсолютно все. Впрочем, так можно сказать и обо всех остальных проблемных точках города.
– Эвакуация неправильно припаркованных машин – это капля в море, – говорит Юлия Глушкова. – Во-первых, на освобожденное место тут же встает другая машина, во-вторых, многие не платят штрафы (это уже к вопросу несовершенства нашей исполнительной системы), в-третьих, нам не хватает инспекторов, чтобы обеспечить массовую эвакуацию нарушителей. Проблема эта комплексная: браться за нее нужно с разных сторон. И дело не только в организации дополнительных парковок, но и в развитии системы общественного транспорта, уменьшении количества личного автотранспорта.
Вот только кто и когда будет внедрять в жизнь этот комплексный подход, не совсем понятно. Пока что городские власти решили начать с самых простых, наименее затратных и, соответственно, слабо эффективных методов – эвакуации и платных парковок.
Мнение
Андрей Прищепов, индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по эвакуации неправильно припаркованных машин:
– Мы не получаем сверхприбылей, работая по контракту с администрацией. Держимся на плаву за счет того, что помимо эвакуации неправильно припаркованных машин оказываем и другие услуги, грузоперевозки например. Сейчас стоимость эвакуации составляет 95 рублей за километр пути. Мы анализировали, проводили расчеты и пришли к выводу, что для рентабельной работы нужно увеличить ее на 30 %.
Вопросы от красноярцев
1. Почему штрафстоянки расположены в таких труднодоступных местах (ул. Промысловая, 45 и пер. Тихий, 1)?
В полку ДПС объяснили, что к выделению земельных участков под штрафстоянки не имеют никакого отношения. В администрации города ничего внятного ответить не смогли.
2. Почему нет информационных щитов, указателей, разъясняющих автовладельцу, как добраться до штрафстоянок?
В полку ДПС ответили, что денег на такие указатели городской бюджет не выделяет, но инспектор всегда подробно разъясняет и показывает на карте автовладельцам, как проехать до штрафстоянки. В администрации города не удалось найти людей, которые отвечали бы за этот вопрос. Из уст чиновников прозвучала фраза: поскольку стоянки и эвакуаторы – это частный бизнес, значит, и отвечать за указатели должен он. Частному бизнесу денежные траты, понятно, ни к чему.
3. Можно ли на месте эвакуации оставлять информирующие таблички о том, что работала спецтехника? Многие пугаются, думают, машину угнали…
– Если припарковался с нарушением правил, будь готов к тому, что машину увезут, – говорит Юлия Глушкова. – В законе не прописано, что мы обязаны информировать нарушителей о факте эвакуации.