В ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» состоялось выездное заседание комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения.
В преддверии полувекового юбилея предприятия о судьбе завода, его истоках и современных буднях депутатам рассказал управляющий директор завода Леонид Рагозин. Предваряя его выступление, председатель комитета Анатолий Матюшенко тоже не мог обойти стороной историю. Он напомнил, что строительство Красноярского алюминиевого завода началось в 1960 году. Завод был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В Красноярск на строительство КрАЗа прибыли отряды пограничников, которые создали и заселили новый городской район – Зеленую Рощу.
Самый мощный цех
30 апреля 1964 года на КрАЗе произошла выливка первого металла, а 9 июля 1964 года первую очередь завода приняли в эксплуатацию. Но строительство предприятия на этом не завершилось. В 1970 году выдал первую продукцию самый мощный в стране цех анодной массы. Практически ежегодно вводились в эксплуатацию корпуса электролиза. Сегодня их 24, включая корпус, где производится алюминий высокой чистоты, востребованный в космической отрасли. Решающими в становлении КрАЗа стали годы 10-й пятилетки (1976–1980), когда объем производства алюминия по сравнению с предыдущим пятилетием вырос на 53,4%. За успешное выполнение заданий 10-й пятилетки КрАЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени. С 2000 года предприятие работает в составе компании РУСАЛ.
Презентуя завод, его управляющий директор Леонид Рагозин доложил депутатам о том, что Красноярский алюминиевый является вторым по объему производства алюминиевым заводом в мире. Годовой объем выпуска продукции – 1 млн тонн. КрАЗ производит первичный алюминий, алюминий высокой чистоты, сплавы в виде слитков. Покупателями красноярского алюминия являются крупнейшие потребители Германии, США, Японии, Южной Кореи, Великобритании, Франции, Италии и других стран мира.
Как отметил управляющий директор, КрАЗ – одно из системообразующих предприятий края. Завод обеспечивает работой около 4 300 красноярцев. Кроме того, на промплощадке завода трудятся 5 500 сотрудников подрядных организаций. КрАЗ работает от энергии Красноярской ГЭС и потребляет около 70 % производимой ею электроэнергии. Завод является крупнейшим грузоперевозчиком. Ежегодно объем железнодорожных перевозок по заказу КрАЗа составляет более 5 млн тонн.
Рекордный уровень
Подводя итоги прошлого года, Леонид Рагозин с гордостью заявил, что выпуск алюминия высокого качества в этот период достиг рекордного за последнее десятилетие уровня – 90 %. В литейном производстве в 2013 году нарастили выпуск продукции с добавленной стоимостью. КрАЗ стал выпускать семь новых спецификаций сплавов и два новых типоразмера плоских слитков. На 8,4 % увеличилось производство сплавов, в том числе на 42,6 % вырос объем заказа баночного сплава для крупнейшего европейского потребителя Соnstеllium Rhеnаlu. По итогам года завод впервые вошел в рейтинг качества этой компании, заняв в нем третье место.
Тема алюминиевых банок на совещании заинтересовала депутата Артема Черных. К этой теме он подошел с экологической стороны и поинтересовался, будет ли завод принимать алюминиевые банки для переработки.
– Будем обязательно. Если не сам завод, но наши подразделения, – заверил депутата управляющий директор. – Несите…
В продолжение экологической тематики депутаты были проинформированы о том, что комплекс мер по улучшению экологической обстановки включает в себя внедрение на КрАЗе ключевого проекта усовершенствования классической технологии производства алюминия – «Экологичный Содерберг». Программа природоохранных мероприятий позволила заводу сократить выбросы в атмосферу города более чем на три тысячи тонн.
Украина не помешает
На площадке КрАЗа инженерно-технологическим центром сегодня ведется разработка инновационной технологии производства алюминия. Например, с использованием инертных – несгораемых – анодов, что практически полностью исключит вредные выбросы. Специалисты уже завершили лабораторный этап и выходят на промышленные испытания. В 2012 году в рамках Киотского соглашения, которое подразумевает сокращение выбросов парниковых газов, КрАЗ получил более 3 млн долларов на модернизацию природоохранных объектов предприятия, строительство газоочистного оборудования в производстве анодной массы.
Председатель комитета Анатолий Матюшенко, говоря о поддержке новых инициатив и технологий, вспомнил, что, когда он работал в свое время на металлургическом заводе, который находится по соседству с КрАЗом, из-за задымленности рабочие не могли видеть своих соседей. Такова была экологическая ситуация в то время…
Депутаты задавали много вопросов. Услышав, что Красноярский алюминиевый завод получает из Николаева, который находится на Украине, 30 % глинозема и 70 % – из Ачинска, председатель комитета поинтересовался:
– Украина сейчас запрещает ввозить в Крым даже воду, а не получится ли такая же история с глиноземом?
В ответ он услышал, что у РУСАЛа есть запасные варианты, которые не отразятся на производстве и компенсируют возможный дефицит сырья.
Принимая решение относительно презентации предприятия, депутаты ее одобрили и приняли к сведению. Они рекомендовали министерству промышленности и торговли к 15 июня в рамках социально-партнерских отношений с Красноярским алюминиевым заводом разработать конкретные положения по производственным отношениям, новаторским подходам, социальным программам в сфере сотрудничества власти и бизнеса.
Комментирий
Анатолий МАТЮШЕНКО, председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения
– На выездном заседании комитета стояла задача увидеть реальное состояние дел в технологическом, производственном плане, а также послушать, как реально выполняется соглашение о социально-экономическом партнерстве между правительством Красноярского края и компанией РУСАЛ. По результатам нашей поездки и исходя из докладов, которые мы услышали, можно сказать, что в последние годы сделан хороший прорыв в части технологического переоснащения завода, улучшения экологического состояния работы газоочистных сооружений.
Также отмечено реальное участие Красноярского алюминиевого завода в наших совместных проектах. Вот, например, в строительстве детского сада в рамках программы, актуальной для всей России и, в частности, для Красноярского края. Мы также услышали, что Красноярский алюминиевый завод работает со своим будущим персоналом начиная со школы, с учебных заведений. Готовит школьников для поступления в университет, проводит подготовку и переподготовку для работы на предприятии. А для того чтобы люди могли закрепиться на заводе, существует льготная программа, по которой 200 сотрудников уже получили новое жилье. 50 % его оплаты идет из заводской казны.
Это хорошие примеры работы, и мы считаем, что надо поддерживать, развивать такие социальные отношения между правительством края, администрацией города Красноярска, руководством РУСАЛа, Красноярским алюминиевым заводом. По лицам коллег я видел, что ответы были объемные, полновесные, информационно насыщенные и депутаты были ими удовлетворены.