Представляя документ, министр инвестиций и инноваций Андрей Вольф, в частности, отметил, что основа развития Красноярского края в последние годы – крупные инвестиционные проекты, реализуемые за счет государственных и частных инвестиций.
Важнейшей предпосылкой дальнейшего экономического роста является инвестирование не только в строительство производственных объектов, но и в развитие инфраструктуры. Инфраструктурные проекты позволяют стимулировать целые отрасли экономики, но ввиду большой стоимости таких проектов зачастую бюджетных средств недостаточно для их реализации. Эффективным инструментом распределения проектных затрат, а также распределения рисков между государством и частным бизнесом является механизм государственно-частного партнерства.
В самом общем виде государственно-частное партнерство представляет собой совместное государственно-частное финансирование проектов, имеющих важное общественное и государственное значение. Такое финансирование построено на определенной системе распределения рисков. Государственно-частное партнерство используется в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг. Наиболее перспективными в Российской Федерации для государственно-частного партнерства являются сферы государственных и естественных монополий, социальной инфраструктуры и инноваций.
В настоящее время в Российской Федерации нет специального федерального закона о государственно-частном партнерстве. Отношения государственно-частного партнерства в основном регулируются Гражданским кодексом РФ, законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и другими.
Несмотря на обширную законодательную базу, отсутствие на федеральном уровне единого законодательного акта, закрепляющего сущность и механизмы государственно-частного партнерства, создает сложности в управлении механизмами такого партнерства. Нет четкого определения форм, перечня объектов, вовлекаемых в эти отношения, а также не определены инструменты согласования и контроля за ходом реализации соглашений о государственно-частном партнерстве. Определение данных положений по умолчанию передано на законотворчество регионов. В связи с этим многие субъекты РФ вынуждены принимать нормативно-правовые акты регионального уровня, которые регламентируют отношения государственно-частного партнерства. В помощь регионам экспертным советом по законодательству о государственно-частном партнерстве комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству был разработан и одобрен проект модельного регионального закона «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства». В настоящее время в 44 субъектах РФ приняты региональные законы, регулирующие данные отношения.
В Красноярском крае, который является одним из наиболее привлекательных с инвестиционной точки зрения субъектов Российской Федерации, созданы предпосылки для активного использования механизмов государственно-частного партнерства, но отсутствие регулятивного акта, закрепляющего четкое понимание самого термина «государственно-частное партнерство», полномочия органов государственной власти в отношениях государственно-частного партнерства, а также механизмы управления данными отношениями, создает сложности для широкого применения инструментов государственно-частного партнерства. Учитывая назревшую необходимость создания нормативно-правового поля государственно-частного партнерства как особого элемента государственного управления, базируясь на модельном законе и опыте других субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей Красноярского края, и разработан проект закона «Об участии Красноярского края в государственно-частном партнерстве». Он закрепляет цели и задачи, принципы взаимодействия Красноярского края и частного бизнеса, формы и условия участия Красноярского края в государственно-частном партнерстве, полномочия органов государственной власти при заключении и исполнении соглашений, а также определяет порядок заключения соглашений государственно-частного партнерства и механизм контроля за ходом реализации данных соглашений.
Подытоживая обсуждение документа, председатель комитета по экономической политике Михаил Васильев резюмировал:
– Закон необходим и своевременен. Он носит не столько регулирующий характер, сколько иллюстрирующий потенциальным инвесторам уровень законодательной базы, определяющей правила игры.
Депутаты приняли решение рекомендовать законопроект для принятия в первом чтении на ближайшей сессии Законодательного собрания края.
Разработали? Поддержим
Этот законопроект определяет основные задачи и направления научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории региона, обозначает краевую инновационную инфраструктуру и предусматривает меры государственной поддержки субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности. Также документом предусмотрена разработка стратегии инновационного развития Красноярского края.
Председатель комитета Василий Нечаев отметил положительную динамику в развитии данного направления с появлением нового института власти, координирующего деятельность всех учреждений, занятых в этой сфере. По словам Василия Нечаева, министерство инвестиций и инноваций проявляет профессионализм не только в части законотворческой деятельности, но и в разработке стратегических инициатив.
Качественное наблюдение
Целью деятельности создаваемого центра является обеспечение органов исполнительной власти края информацией о процессах, протекающих на территории края в различных сферах экономики и социальной жизни, на основе наблюдения, оценки и прогноза по утвержденным индикаторам и показателям с использованием современных методов и моделей. Планируется осуществлять научно-исследовательские работы в области анализа и моделирования социально-экономического развития края, также проводить прикладные экономические исследования в направлении перспективного развития видов экономической деятельности и др. В центре должны осуществляться работы по совершенствованию системы предоставления государственных и муниципальных услуг. Численность штатных сотрудников предполагается в количестве 13 человек.