Василий Иванович Суриков – художник, которого называют «золотое имя Красноярского края». И действительно, живописец большую часть жизни отдал нашему региону – жил здесь, учился, изучал традиции и культуру, а еще способствовал развитию художественного творчества. Многие живописцы Красноярска утверждают: именно Суриков повлиял на их изобразительную манеру.
Открытие и эксперименты
Зимний Суриковский фестиваль искусств – традиция, которая давно уже полюбилась красноярцам. После новогодних праздников музеи готовят выставки, концертные залы обновляют программу, а экскурсоводы стремятся откопать новинки, которые удивили бы и коренных красноярцев, и гостей краевого центра.
2025 год не стал исключением из правил. Зимний Суриковский фестиваль проходил уже в 19-й раз. И каждый его день принес открытия и творческое удивление почитателям классического искусства.
В этом году изюминкой фестиваля стал юбилей Петра Чайковского – ему исполняется 185 лет. Фигура великая, и мы решили соединить два направления искусства, объединить Сурикова и Чайковского, – рассказала руководитель главного управления культуры администрации Красноярска Любовь Сахарова.
Таким творческим экспериментом и открылся фестиваль. Но Чайковский звучал не только со сцены Малого концертного зала краевой филармонии. В фойе открылась выставка, рассказывающая об общем деле художника Сурикова и композитора Чайковского. Суриков, например, расписывал храм Христа Спасителя, а Петру Ильичу предложили написать музыку к его открытию. Тогда-то и появилась знаменитая торжественная увертюра, посвященная 70-летию победы над Наполеоном.
А еще музыку Петра Чайковского можно было услышать… в автобусе. Все фестивальные дни (с 12 по 24 января) по улицам Красноярска курсировал общественный транспорт, украшенный фестивальной символикой. И пассажиры, пройдя по QR-коду, могли в пути послушать композицию «Серенада» в исполнении Красноярского камерного оркестра.

Фото: Руслан Рыбаков
Звучал Чайковский и в традиционном уже проекте «Музыкальное путешествие по железнодорожным вокзалам». Это уникальное событие доступно только жителям и гостям краевого центра. В январские дни музыку можно слушать бесплатно. Стоит только прийти на один из железнодорожных вокзалов города – и наслаждайся творчеством Красноярского камерного оркестра, Красноярского камерного хора или Красноярского духового оркестра.
Впервые в мире
Одним из открытий фестиваля стала мировая премьера концерта для саксофона и струнного оркестра «Потерянный витраж» в исполнении камерного оркестра. Автором музыки стал молодой красноярский композитор – студент Российской академии музыки имени Гнесиных Борис Карякин. Свое произведение он посвятил судьбе витражей готического храма Сен-Маклу, разрушенных во время Второй мировой войны. Интересно, что Борис Карякин планировал присутствовать на мировой премьере своего произведения, но не смог – отправился на службу в армию.
Главным гостем Суриковского фестиваля был саксофонист Никита Зимин – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных и Парижской национальной консерватории, победитель самых престижных конкурсов и президент Всероссийской ассоциации саксофонистов. Он активно гастролирует за рубежом, но выбрал несколько дней специально, чтобы приехать в Красноярск на Суриковский фестиваль. Никита буквально заворожил красноярцев своим мастерством.
Что скрывали работы художника?
Художественные выставки в эти дни работали и в музее Бориса Ряузова – сюда из Шушенского привезли предметы старинного сибирского быта и русские народные наряды времен Василия Сурикова. Здесь выступала фольклорная студия «Буколье» и проводили мастер-класс по созданию старинных головных уборов из платков.

Фото: Руслан Рыбаков
Искусствовед Елена Безызвестных прямо в холле Малого концертного зала презентовала вернисаж работ современных сибирских художников из коллекции картинной галереи Красноярского краевого института развития образования. Это учреждение уже несколько лет собирает уникальную коллекцию. А начиналось все… с книги Натальи Кончаловской о своем знаменитом деде.
– Она написала о Василии Ивановиче Сурикове как о сыне земли сибирской, – рассказывает Елена Безызвестных. – И мы поняли, что наша земля невероятно богата талантами. Суриков свое творческое зерно, энергию получил в Красноярске. Потому и стал художником высочайшего уровня. И эту эманацию передал он своим потомкам – художникам, работавшим на Красноярской земле. Их работы мы и демонстрируем на выставке.

Фото: Руслан Рыбаков
Но главные события происходили в музее-усадьбе Сурикова.
На выставке «Реверс» взгляду красноярцев открылись оборотные стороны акварельных работ из коллекции музея. Василий Суриков, оказывается, зарисовки к своим полотнам делал на обратной стороне картин. До сих пор они были скрыты от глаз посетителей, а сейчас открылись.
– Когда мы перевернули работы, поняли, что это настоящий творческий процесс Сурикова. Теперь можно понять, как он работал, какие мысли у него возникали, чем он дышал, – рассказывает главный хранитель фонда музея-усадьбы Сурикова Наталья Мурашова. – Ему периодически не хватало бумаги, а надо было постоянно зарисовывать то, что видит. Так и получалось, что на одной стороне зарисовки к одной работе, а на другой изображено совершенно иное.

Фото: Руслан Рыбаков
Открылись хранителям музея оборотные стороны суриковских работ в начале 2000-х годов, но одна стала известна только недавно. Два листа слиплись между собой и закрыли от глаз эскиз прекрасной вазы. Ее обнаружили реставраторы, когда сняли дублирующий слой и увидели, что под ним другое изображение. Теперь этот рисунок занял место в экспозиции.
Еще одна выставка показывает собирательный образ улицы Красноярска времен Сурикова. Воплотили ее в деревянной миниатюре мастера из Иванова.
Кстати, эта миниатюра стала декорацией для детского спектакля по мотивам картины «Взятие снежного городка», который Красноярский театр кукол придумал вместе с музеем-усадьбой Сурикова специально к фестивалю.
По суриковским местам
Сегодня многие приезжают в наш регион, чтобы специально посмотреть на места, которые изобразил на своих полотнах знаменитый художник, набраться сил у сибирской природы. У нас разработано немало экскурсий, связанных с именем художника. А в дни Суриковского фестиваля появились еще две, которые привлекли внимание и красноярцев, и гостей города.
В январские дни 2025 года впервые можно было посетить любимые места художника на автобусной экскурсии «Гляжу в Сибирь». А также пройтись от его усадьбы до детской художественной школы № 1 имени Сурикова, в здании которой раньше располагалось уездное училище, ставшее родным для маленького Васи. Узнать историю этого здания, увидеть стены, среди которых когда-то бродил живописец, и познакомиться с натурным фондом художественной школы.
24 января исполняется 177 лет со дня рождения Сурикова, а сколько страниц его творчества, фактов из жизни еще не раскрыты перед нами. Хватит на дюжину Суриковских фестивалей вперед.
Под полом старинного дома
В этом году сотрудники музея-усадьбы Сурикова решили удивить красноярцев и организовали «подпольные» экскурсии – в прямом смысле этого слова. Они открыли для посетителей люки старинного подполья, в которое любил лазать еще маленький Вася Суриков.
В своих воспоминаниях он рассказывал, что в подпольях хранили старые вещи – казачью форму екатерининских времен. Она была уже неприглядного вида, но мальчик любил в нее наряжаться и воображать себя лихим казаком. Были здесь и ржавые сабли, и нестреляющие ружья. А по углам большими стопками лежали огромные книги в кожаных обложках с пожелтевшими страницами. Все это будоражило воображение будущего художника.

Фото: Руслан Рыбаков
Сейчас же подполья старинного дома пустуют. Здесь можно увидеть разве что старинную кладку, которую выполняли еще при строительстве особняка. Находят смотрители и своеобразные артефакты. Например, водочную бутылку и консервные банки советских времен. Кто их забыл в суриковском подвале – вопрос, на который нет ответа.
– Тема экскурсии укладывается в историю Святок. Ведь подполье – это пограничное пространство. Это место считалось немного опасным, где жила нечисть. Подполье считалось обиталищем домового, и его задабривали, – рассказывает заведующая отделом проектной и образовательно-просветительской деятельности музея-усадьбы Сурикова Екатерина Дмитрейко. – Все это отражает сознание наших предков. И Суриков в письмах не раз упоминает о подвале. Например, «Маму в подвал не пускай», – пишет он брату. А Прасковья Федоровна рассказывает, как посреди ночи ей зачем-то понадобилось лезть в подпол.
Все эти истории Екатерина Дмитрейко рассказывала накануне Святок, когда приняты были у наших предков праздничные гулянья, хороводы, переодевания, колядки и гадания на будущее. И это только усиливало впечатление от секретов, скрывающихся под полом старинного дома.