Фото: asi.ru
«Кризисные явления в экономике» – время перегруппировки сил и новых возможностей. Эта широко растиражированная формула прочно улеглась в нашем сознании. Но какие именно возможности открываются, какие именно силы требуется перегруппировать – для большинства из нас остается большим вопросом.
Знания или ремесла?
К примеру, в крае проходит полуфинал национального чемпионата WorldSkills между представителями рабочих профессий – еще недавно считалось, что именно такие, рабочие специальности будут востребованы в будущем. Но сегодня речь идет уже о новой экономической модели – «экономике знаний». Так рабочие специальности или экономика знаний? Разберемся!
Во-первых, тезис о том, что рабочие специальности потребуются в будущем, актуальным быть не перестал. Просто это самое будущее уже наступило. Загляните в вакансии на краевом рынке труда – там сплошь рабочие специальности, за редким исключением. С очень неплохим уровнем оплаты труда, кстати.
Во-вторых, строительство «экономики знаний» вовсе не означает сворачивания производства и ухода рабочих специальностей в тень. Как раз наоборот, новая экономика предполагает серьезный рост производств, но другого класса: глубокая переработка, нанотехнологии и прочие инновации. К примеру, вместе с производством алюминия как базовой отрасли – россыпь мелких и средних предприятий по производству алюминиевых изделий (пока на рынке востребованы разве что красноярские автомобильные литые диски). Для открытия таких производств и завоевания рынка одних рабочих рук мало – требуется агрессивная промышленная и торговая политика, координация работы, генерация уникальных идей. Все это – «знаниевый» компонент. Но следующим этапом производства должны быть запущены и поставлены на поток – это звездный час специалистов. Правда, уже не только экскаваторщиков и вальщиков леса, а и мастеров гораздо более тонких дел.
Разумеется, ставка делается и на научный потенциал как таковой. Выработка новых научно-прикладных решений, позволяющих создавать принципиально новый продукт, ранее на рынке не существовавший, и продвигать его (исторические примеры таких продуктов – телевизор, персональный компьютер, сотовый телефон) – тоже задача «экономики знаний».
Первый в истории
В разные времена бывало по-разному, но все же в большинстве случаев основа сборной России по хоккею с мячом базировалась на игроках красноярского «Енисея». У самого «Енисея» тоже случались разные времена – в том числе период практически забвения, когда лучшие игроки клуба выступали за иностранные клубные команды. Однако всё и все вернулись на круги своя: «Енисей» снова в лидерах, а на минувшей неделе Ломанов-младший в составе сборной России стал первым в истории бенди 9-кратным чемпионом мира. Новость, разумеется, уже широко известна. Но не менее важен ее бэкграунд.
Власти планомерно, целенаправленно проводят политику развития спортивной инфраструктуры и, как это ни удивительно, иногда встречают непонимание у людей, которые, начиная еще со времен распада СССР, твердят одну и ту же мантру: лучше бы народу деньги раздали, чем ФОКи эти строить, тем более стадионы.
Серьезно? С каких это пор нам стало неважным осознавать, что мы – спортивная нация № 1 в мире? С каких пор мы решили, что традиции – ерунда? Что здоровье – не главная ценность? Что именно такие вещи создают ощущение качества жизни, а не лишняя тысяча в кармане?
Подозреваю, что и сейчас натолкнусь на волну критики. Критики отчасти справедливой: многим действительно по-прежнему живется нелегко. Но с критиками такого рода проще всего разговаривать со статистикой в руках. Минувший год стал, наверное, самым тяжелым в экономическом плане за минувшие полтора десятка лет. Но рейтинг главы государства при этом вырос до исторических максимумов. И линейная логика критиков здесь не срабатывает. Как так вышло?
Цифры рейтинга, сопоставленные с последовательностью событий, через которые прошла Россия за последние 2–3 года, говорят ровно о том, как важно нам осознавать, что Россия возвращает себе влияние на мировой арене – и во внешней политике, и в оборонном ключе, и в науке, и в космосе, и много где еще. В том числе в спорте. Мы хотим жить в этой стране, и временные экономические трудности, которые и возникли-то как раз в ходе нашей борьбы за место под солнцем, в данном случае имеют для большинства из нас второстепенное значение.
В СЕТИ
#ЦИКнаш
Не сказать, чтобы очень массово, зато вполне квалифицированной аудиторией в Сети обсуждается назначение красноярского журналиста и депутата Александра Клюкина членом Центральной избирательной комиссии. Оптимисты говорят: теперь ЦИКу доверия больше. Пессимисты – один Клюкин ничего не решает. Но что примечательно: палок в сторону Клюкина не полетело, то есть даже скептически настроенные земляки ничего плохого сказать о нашем представителе не могут. В этой ситуации вполне резонно заметить следующее. Во-первых, один голос Клюкина действительно ничего не решает, но сам по себе его голос является решающим: то есть в случае равного распределения голосов победит та сторона, которую поддержит Клюкин. Но главное не это. Главное, что земляк, вызывающий доверие, позволит взглянуть на работу ЦИК изнутри и понять, наконец, действительно ли за ЦИКом нужен глаз да глаз или его зловещую роль при подсчете голосов сильно демонизируют.