Новый виток

Новый виток

Новость недели, если не месяца, а то и всего лета – завершившиеся выборы в органы местного самоуправления. Ожиданий, надежд с ними было связано немало – и у тех, кто находится у власти сейчас, и у тех, кто на нее претендует (правда, претендует ли всерьез – это еще большой вопрос).

Признали? Тогда не обзывайтесь!

Во-первых, это уже не новость – «Единая Россия» победила с явным преимуществом практически во всех территориях. По формуле «партийные списки + одномандатники» партия власти получила в местных советах «контрольный пакет», в немалом количестве округов – и квалифицированное большинство. Таким образом, смелые заявления конкурентов («Сметем зарвавшихся чиновников!») в очередной раз можно помножить на ноль. Особенно непонятно, причем тут чиновники – выбирали-то депутатов.

Либерал-демократы заняли в кампании второе место – таким и был прогноз, опубликованный нами в августе, по данным агентства «Вертикаль». Еще на этапе кампании, безо всяких замеров, было ясно, что правые в сравнении с прошлым избирательным циклом прибавят: работоспособный штаб, очевидно активное поведение кандидатов и очевидно беспощадная, граничащая с подсудностью, я бы даже сказал, риторика. Даже в итоговом пресс-релизе, традиционно противореча самой себе, ЛДПР в изобилии использует термины «тунеядцы», «коррупционеры», «беспредел чиновников», «обрюзгший Левиафан партии власти», «махинаторы», «нечистоплотные избиркомы». Хотя логика-то проста: если избиркомы нечистоплотны и «посчитали» вас неправильно – не признавайте итогов и требуйте пересчета. Если с итогами согласны и горды своим вторым местом – не называйте избиркомы нечистоплотными. Иначе нематематическая логика выходит, девичья какая-то.

Поговорками «победителей не судят» и «после драки кулаками не машут» в ЛДПР тоже пренебрегли, но – такая уж это партия. Острословая.

Превратности нейминга

Таким образом, традиционное деление электората, которым грешат политтехнологи, на «лояльное» и «протестное» выглядит в итоге так. На 2/3 население края лояльно. И здесь все ясно: как все счастливые семьи счастливы одинаково, так и большинство населения, поддерживающее действующую власть, в массе своей –категория простая, люди, политикой не озабоченные, а делающие выбор на основе реального положения дел и личного доверия. Люди, как правило, способные оценить ситуацию в целом и принять решение исходя из всей ее составной сложности, а не только из обиды на местную власть за прохудившуюся крышу, например.

Интереснее структура протестного сегмента. Тут, во-первых, поляна невелика, во-вторых, резоны у каждого недовольного избирателя свои. И перед партиями, которые пытаются оседлать протестную волну, всякий раз стоит нетривиальная задача: угадать, какая из причин недовольства действующей властью наиболее популярна. Как в игре 100 к одному: угадал самый популярный ответ – приз твой. Почему среди оппозиционных партий самой успешной оказалась ЛДПР – понятно. А вот почему провалились другие?

Еще несколько недель назад мы перечислили факторы, оказывающие давление на рейтинг КПРФ, и, как ни крути, а «Коммунисты России» отщипнули-таки у КПРФ существенную часть голосов. Недостаточную, чтобы пройти в советы под отдельным красным флагом, но достаточную, чтобы отбросить КПРФ назад. Кто победил в результате этого раскола – нам известно.

Кроме того, коммунисты устарели морально и меняются вслед за временем с большим трудом. Традиционные лозунги уже не очень работают (ну не осталось почти недовольных тем, что Ленин – больше не вождь мирового пролетариата, что тут поделаешь), а попытка следовать за реальностью не вяжется с марксизмом-ленинизмом. Таким образом, коммунисты с каждой кампанией находятся все в более и более сложной ситуации: как объяснить людям, кто они вообще такие? Какой «новый мир» они собираются строить?

С «Патриотами» все еще сложнее. Ставка, как и на выборах в городской совет Красноярска, была очевидно сделана на регионального лидера А.П.Быкова. В столице края ставка сыграла – в Красноярске это персонаж известный. А вот в районах, даже в Ачинске, Назарово, где, казалось бы, его влияние более чем заметно, до оглушительного успеха оказалось далеко. Представьте себе избирателя. Вот список «патриотов». Вот его лидер, о котором он если и слышал, то краем уха. Вот его лозунги: «патриотизм», «Путин», «долой коррупцию» и, гвоздь программы, «Настоящий мужик должен посидеть в тюрьме!» (или что-то в этом роде). И что бедному избирателю делать? В тюрьме сидеть он не хочет. Путин вместе с патриотизмом ассоциируется у него совсем с другой партией. Что должно было заставить его голосовать за «Патриотов России»?

Феномен ПВС?

Были и сюрпризы – впрочем, тоже ожидаемые. В Ужурском районе «Партия возрождения села» с небольшим отрывом победила партийным списком. Один небезызвестный краевой историк и политолог, имевший отношение к работе избирательного штаба «селян», сделал по этому поводу запись в блоге – о том, что, мол, штаб – молодец! «Единую Россию» победил!

Кто такая Вера Брежнева, знаете? Правильно, бывшая солистка популярной девичьей группы «ВИА Гра». А Алена Апина кто такая? Не помните уже, небось, откуда она взялась? Я напомню: из группы «Комбинация», получившей широкую известность в 90-х. В шоу-бизнесе это довольно расхожая практика: раскручиваясь как член популярной команды, кто-то вдруг решает начать сольную карьеру. У кого-то получается. Кто-то уходит в небытие.

В случае с ужурским округом мы наблюдаем примерно такую же картину: это первые сольные шаги бывших «единороссов». Нарастив паблисити (узнаваемость) благодаря мощи партии власти, развивая бизнес – во многом благодаря субсидиям, которые были «проголосованы» «единороссовским» парламентом и распределены исполнительной властью, люди почувствовали в себе силы и решили двинуться дальше самостоятельно – перейдя уже в другую партию, где смогут постоять у регионального руля. Первый блин вышел не комом – люди уже успели поднакопить значительный авторитет и голоса собрали.

Однако есть ощущение, что этот локальный успех ПВС так локальным и останется, поскольку завязан не на идеологию партии, а на конкретные персоны, и к следующим выборам успех вряд ли удастся повторить. Ужурскому райсовету придется либо играть по правилам, а значит, в каком-то смысле встроиться в вертикаль, либо разыгрывать локальный протест, что дезорганизует работу совета и вызовет массу вопросов избирателей, как это происходит сегодня с городским советом Красноярска.

В Багдаде все спокойно

Что же касается сравнительно невысокой явки. Всем известен закон: на участок люди идут, если у них есть большие претензии к власти – для того, чтобы ее переизбрать. Если проблем нет – то чего ходить-то? Это неверно с точки зрения гражданской позиции, но психологически происходит именно так. И когда партии-аутсайдеры пытаются объяснить низкую явку недоверием власти, логика выглядит тупиковой.

Есть, правда, и вполне объективная трактовка невысокой явки. До сих пор считалось, что муниципалитеты – уровень, решения не принимающий. Что все деньги и полномочия располагаются в крае, а местные органы власти – структуры фактически подчиненные. И если так – то чего их, подчиненных, выбирать-то? В этот раз кампания тоже шла под лозунгом «команда губернатора». Правда, губернатор уже другой, и говорит он о своей команде совсем другие вещи: это должны быть люди компетентные, инициативные, способные принимать решения. Команда, а не «территориальный отдел».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт